Загорская матрёшка ( из Сергиева Пасада).




Отличие матрёшек по форме, приёму росписи

 

Первая матрешка была круглолицей и полненькой веселой девушкой в косынке и русском народном платье. В России она появилась очень давно, более 100 лет назад. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с японского острова Хонсю. У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо. По преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю.

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце прошлого века жили многие русские замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Эти люди очень ценили народное творчество. А тут попала к ним в Абрамцево японская деревянная игрушка - японец, а в нём мал мала меньше вся его семья. Эта японская игрушка была забавная, она как-то уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое. Вот тогда и попросили знаменитого игрушечного мастера из Загорска Звёздочкина выточить похожую на эту игрушку, но только свою, русскую игрушку. Обаятельная игрушка запала в душу токарю-игрушечнику Василию Звёздочкину. И он выточил первую русскую матрёшку. Это случилось в начале 1890-х годов. Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась она, первая матрёшка – россияночка. Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной помещиком Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России.

В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрешка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке черного петуха. За ней следуют три сестренки, братишка, еще две сестренки и младенец.

В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки "рассказывали" целые истории. В 1900 году русские матрёшки "дошли" до Парижа - они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду "научились" ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название "матрёшки-ходилки".

3. Отличие матрёшек по форме, приёму росписи.

Матрёшки отличаются друг от друга формой и приемами росписи. На матрёшкиных одеждах цветут розы, распускаются тюльпаны, сплетаются в гирлянды пышные гвоздики.

Загорская матрёшка (из Сергиева Пасада).

Загорская (из Сергиева Пасада) матрёшка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

3 Семёновская матрёшка.

Семёновские (г. Семёнов) матрёшки отличаются приёмом росписи и крепкой, устойчивой формой с мягким переходом покрытой платочком головки в покатые плечики и объёмное тулово. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, впереди игрушка расписана цветами. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись. Мастера - семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

Цветочная роспись семеновских матрешек напоминает мне «травный» орнамент Древней Руси.
Семёновскую матрёшку пишут сразу кистью, чтобы анилиновые краски смотрелись сочнее. Лицо рисуют на не закрашенном дереве, глаза обозначают полудугами, румянец на щеках; красными кругами.
И обязательно покрывают лаком. Её изображают в виде сельчанки с опущенными вдоль тела руками. Основное внимание уделяется росписи фартука крупными фантазийными цветами, которые издавна символизируют здоровье и успех, а также окантовке платка.

3. Полхов-Майданская матрёшка.

Полховско-Майданские (с. Полховский Майдан Нижегородская. обл) матрёшки украшаются яркими цветами. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Майданские цветы не копируют настоящие. Не форму, а душу цветка стараются передать мастерицы. Майданские розы - это символ цветка. Таких роз не найти ни в одном розарии - сравниться с ними может разве аленький цветочек. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: