I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу и выписать в конспект основные понятия и категории темы: обычное право, рецепция, инкорпорация, кодификация, глосса, глоссаторы, постглоссаторы, публичное право, частное право, норма права, естественное право, каноническое право.
2. Подготовиться к 15 минутной контрольной работе с целью проверки знаний основных понятий и категорий темы.
3.* Ответить на контрольные вопросы
4.*Разработать блок-схему конспекта темы.
II. План практического занятия
(очная форма обучения)
I. Теоретическая часть.
Дискуссия по минипроблеме «Конкуренция рецепции римского права и локального обычного права в Европе Нового времени»
Дебаты по вопросам:
1) Общая характеристика романо-германской правовой семьи.
2) Источники и принципыгерманского права.
3) Источники и принципы французского права.
4) Источники и принципы российского права.
II. Практическая часть:
1) Разбор конкретной ситуации «Право средневековой Франции»
2) Дать сравнительно-правовой анализ российского, французского, германского права и украинского права.
2) Контрольный тестовый опрос по теме.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
При выполнении заданий и подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу и источники, раскрывающих сущность правовой культуры общества и социальной группы.
Следует внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать принятым понятиям в сравнительном правоведении.
В четвертом задании необходимо, опираясь на рабочую программу, подготовить конспект темы в виде логически обоснованной блок-схемы.
|
При подготовке подготовка к интерактивному занятию – дискуссии, изучить конспект лекций, работ: Государственное право Германии. В 2-х тт. М., 1994; Жалинский А. Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001; Шапп Я. Система германского гражданского права. М., 2006.
Студенты должны сформулировать собственную индивидуальную позицию по вопросам, вынесенным на дискуссию.
При подготовке позиции по первому вопросу студенты должны использовать знания, полученные в рамках курса римского права. При подготовке позиции по второму вопросу студенты должны провести сравнительный анализ полученных в ходе изучения работ и конспекта лекций данных о юридической профессии и образовании в романо-германской правовой семье.
В ходе дебатов раскрыть сущность романо-германской правовой системы, особенности её источников, роль римского права в его становлении.
Анализу подлежат правовые реальности в различных странах, отнесенных к этой правовой системе. Особое внимание необходимо уделить характеристике российского права.
На основе полученных теоретических знаний следует дать сравнительную правовую характеристику современного российского права и романо-германской, франко-романской правовых семей, Украины.
Студенты должны быть готовыми к проведению тестового опроса по основным терминам и понятиям, характеристикам континентальной правовой системы.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм и доп. на 11 апреля 2012 года // Официальный государственный интернет-портал правовой информации, 2012.
|
2. Конституция Франции //Конституции зарубежных стран. Сборник. //Под ред. В.Н. Дубровина М., Юрлитинформ, 2006
3. Основной закон ФРГ //Конституции зарубежных стран. Сборник. // Под ред. В.Н. Дубровина М., Юрлитинформ, 2006
Литература
Основная
1. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: учебник. М.: Проспект, 2012.
Дополнительная литература
1. Аннерс Э. История европейского права. - М.: Прогресс, 1994. Ч. 1. § 5-9. Ч. 2. §1,2,6-9.
2. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М. 1994.
3. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.
4. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право.2001.
5. Лубенский А.И. Систематизация законодательства во Франции. М., 1970.
6. Осакве К. Типология современного российского права на фоне правовой картины мира // Государство и право, 2001, N 4.
7. Правовая система Нидерландов. Под ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. М., 1998.
8. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова роль рецепции римского права в развитии романо-германской правовой семьи?
2. Какие обстоятельства способствовали укреплению юридического позитивизма в европейских государствах?
3.В чем проявляется внутренняя противоречивость статуса прецедента в континентальной правовой семье?
4. Как соотносятся общее и особенное в правовых системах романо-германской правовой семьи?
5. Каковы источники, принципы и особенности российской правовой системы?
6. Какие специфические черты присущи правовым системам Скандинавских стран и правовым системам Латинской Америки?