Требование в рамках встречной проверки




Сначала разберемся с требованиями по встречке. Встречная проверка предполагает, что контролирует налоговый орган вашего контрагента, к вам обращается за информацией или документами, считая, что вы располагаете нужной информацией и можете ее предоставить именно для проверки не вашей организации, а какого-то другого лица, с которым вы работаете, напрямую или косвенно какое-то отношение к этому всему делу имеете.

Первое, что важно озвучить, согласно ст. 93.1 НК РФ требование может быть адресовано не только контрагенту проверяемого лица, но и любому лицу, которое располагает, по мнению налоговых органов, необходимой информацией или документами (письма Минфина России от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246, от 08.10.2012 N 03-02-07/2-136). Это у нас прямо закреплено в п. 1 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ. Таким образом, если вам приходят требования, касающиеся лица, с которым вы не работаете напрямую, есть какая-то цепочка, о который вы даже можете и не догадываться, цепочка контрагентов, но у вас запрашивается информация, косвенно связанная каким-то образом при проверке с проверяемым лицом, вы обязаны на такое требование отвечать. Если вы понимаете, что у вас никакой информации нет, то есть налоговая по каким-то своим соображениям думала, что она может быть, а на самом деле у вас нужной информации нет, обязательно на требование все равно ответьте, ответьте не отказом – мы отказываемся предоставить информацию, – а ответьте именно объяснением, что мы бы и рады, но у нас ее нет. Потому что если на требование не ответить, то, во-первых, будет штраф, во-вторых, в зависимости от способа вручения требования может быть и блокировка счетов, так что молчать в ответ однозначно не стоит (п. 3 ст. 76, ст. 126, 129.1 НК РФ).

Что касается механизма вручения требования при встречной проверке. Так как контролирующий орган – это не ваша налоговая, а налоговая, где проверяемое лицо стоит на учете, то вот эта инициатива запросить у других лиц какую-то информацию или документы исходит от налогового органа проверяемого лица, который к вам напрямую обратиться не может (п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ). Естественно, если вы стоите на учете в одной налоговой, то там этот шаг мы пропускаем. Но если у вас одна налоговая, у проверяемого лица другая, то чужая налоговая никаким образом – ни по телефону, ни по ТКС, ни напрямую, ни в письменном виде – никак обратиться к вам напрямую не вправе. Делается это через информационное взаимодействие налоговых органов. И сначала налоговая проверяемого лица формирует поручение в налоговый орган, где вы на учете стоите (поручение сформировать это требование), объясняет ситуацию обязательно, что к чему, почему такое происходит, что за обстоятельства, и уже ваша формирует требования для того, чтобы вы предоставили документы или информацию. Все вот это взаимодействие – форма поручения, форма требования – все это утверждено Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@. Вы видите на инфографике информацию о том, в каких приложениях к этому приказу можно ознакомиться с нужными формами документов. Я считаю это достаточно интересным, потому что налоговый орган нарушает эту процедуру, а мы неоднократно сталкиваемся с тем, что просто из налоговой проверяемого лица отзванивают в вашу организацию и просят предоставить какие-то материалы и информацию, а вы вроде как в растерянности – ну как же так, не сотрудничать со следствием? А зачем с ним сотрудничать, если есть четкая процедура? Пусть эта процедура будет соблюдена, тогда требование будет считаться законным.

Что касается способа вручения требования при встречной проверке, то здесь все как раз на общих основаниях, все традиционно, правила вручения требований установлены п. 4 ст. 31 НК РФ. Четыре способа существует. Это направление требования по ТКС, это выкладывание требования в личном кабинете, направление по почте обычной или предоставление лично под расписку представителю налогоплательщика. Мы же должны документы и информацию представить в течение определенного отрезка времени. При встречной проверке вам дается пять дней с момента получения требования, пять рабочих дней на то, чтобы на него ответить (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Следовательно, очень важно, когда требование считается вами полученным, как эти сроки подсчитываются, если это еще и электронный способ вручения, по ТКС, то вы еще и квитанцию должны направить. То есть вы, пожалуйста, вникните повнимательнее в эти особенности,

Требование считается полученным:

При вручении лично под расписку – в день получения

При направлении по почте заказным письмом – по истечении 6 рабочих дней, с даты отправки письма. Если вы получили раньше, то срок исчисляется с даты фактического получения.

При передаче по электронной форме по ТКС – в дату указанную в квитанции о приеме. Если вы не отправите квитанцию о приеме, налоговая отправит вам требование по почте.

При передаче через личный кабинет налогоплательщика – на следующий день после дня его размещения в личном кабинете

(п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 31, п. 6 ст. 69 НК РФ, п. п. 5, 12 Порядка направления требования в электронной форме). И познакомьтесь с этим, освежите эту информацию в памяти, тем более здесь возможны различные частные случаи. Например, если мне требование отправили по почте (я имею в виду не электронную почту, а Почту России), то письмо может затеряться, я могу отказаться его получать, уклоняться от получения. Когда же оно все-таки будет считаться полученным? Вот эту информацию я не озвучиваю, но вы посмотрите, что у нас за дополнительная информация есть в инфографике.

Получив требование, я должна приступать к его выполнению, если оно законно. Как это определяется? Первое – это вопрос формы требования. Тоже очень частый вопрос. Вот мне налоговая прислала требование не по должной форме. Ведь есть форма требования, она утверждена все тем же вышеназванным мною Приказом N ММВ-7-2/628@. В приложении N 17 к приказу я могу увидеть форму требования, которая выставляется при встречной проверке. Налоговая не соблюла эту форму требования – надо на такое требование отвечать или можно проигнорировать, будет ли оно считаться недействительным? Недействительным считаться не будет. Именно бланк, который применен, значения не имеет. Связано это с тем, что в Налоговом кодексе не указано, что требование передается вам только по форме, утвержденной налоговым органом. Форма действительно есть, но она как бы факультативна. Если инспекция сочла нужным описательный какой-то механизм применить, в виде письма вам это все сформулировала, это тоже правомерно, эти графы, строки бланка непосредственно применять не обязательно. То есть ответ на требование неформализованное нужен.

Но вот параметры этого требования четко определены. П. 3 ст. 93.1 НК РФ предусматривает, что в требовании должны содержаться: наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого у вас запрашиваются документы и обязательная ссылка на ст. 93.1 НК РФ, если речь о встречке или запросе документов вне рамок налоговых проверок. То есть что за контрольное мероприятие идет, почему запрашиваются у вас эти документы, обозначено обязательно должно быть. Если вот этого параметра нет, требование ничтожно, можно на него не отвечать. Другое дело, стоит ли на него не отвечать? Налоговики же не признают, что требование недействительно, и у вас начнутся технического свойства проблемы: могут заблокировать счета, будут по-всякому надоедать, приставать, придется в суд идти и прочее. Поэтому я не говорю, что, если требование недействительно, не вздумайте на него отвечать, это унижает ваше человеческое достоинство. Тут вы решаете сами, безусловно, но понимаете, что вот можно оспорить, – вот ради этого и говорю.

Второй параметр – обязательно в требовании, о котором мы говорим, должны быть сведения о лице, у которого поручается истребовать документы или информацию, то есть наименование вашей организации, перечень истребуемых документов с указанием их наименований, периодов, к которым они относятся, а при наличии – и реквизитов или иных индивидуализирующих признаков этих документов. Вот эта формула (я ее неслучайно специально зачитала) приводит нас к мысли о том, что категорию документов мне должны назвать (счета-фактуры, акты, договоры – вот такое). Но назвать номера документов налоговая зачастую просто не в состоянии. Еще номера счетов-фактур они могут видеть в налоговой отчетности, а вот все, что касается какой-то переписки, актов и т.д., они могут просто эти реквизиты не знать. То есть должны быть указаны родовые признаки документа: категория, наименование документа как вид документа. А вот дата, номер – это не обязательно, и рассчитывать на то, что если такой идентификации нет, то можно требование проигнорировать, мы, к сожалению, не можем.

Четвертый параметр – это перечень истребуемой информации и сведений о лице, деятельности которого касаются истребуемые документы. То есть обязательно должны указать, извините мой французский, под кого копают. Вот только если все эти параметры в требовании указаны, тогда я понимаю, что да, оно легально, и я должна на него отвечать.

Что касается тех документов, которые могут у вас потребовать. Это могут быть любые документы, которые образуются в деятельности организации. Необязательно речь идет о документах, прямо предусмотренных бухгалтерским или налоговым законодательством. Но универсальное правило сводится к тому, что я для налоговой никаких аналитических записок готовить не должна. И не должна предоставлять документы, которые никак не связаны с налоговым контролем (Письма Минфина России от 14.10.2013 N 03-06-06-01/42704, от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 266-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Другое дело, что довольно часто сложно представить, что именно связано с налоговым контролем. Здесь же не все так плоско, здесь могут быть какие-то многоуровневые основания, и документы могут запрашиваться не только за период проверки, охватывающий трехлетний отрезок времени, но у меня могут запросить документы 1913 года, если, допустим, в этого год была сделка совершена по какому-то объекту недвижимости, в отношении которого сейчас ведется разбирательство за актуальный период. И такое может случиться. То есть пытаться поставить какие-то дополнительные, избыточные ограничители налоговикам – это бесперспективно. Вы должны мыслить широко и понимать, что у них могут быть свои соображения, вполне связанные с проверкой.

Срок исполнения требования при встречной проверке – пять рабочих дней, начиная со дня получения соответствующего требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы в этот срок не укладываетесь, вы должны уведомить об этом налоговый орган, либо сказать, что я не могу ответить, потому что у меня нет этой информации, и вы можете попросить отсрочку. Если большой объем документов или требуется как-то в архиве эти документы найти, мало ли что еще может стать причиной такой просьбы, можно попросить отсрочку. Не факт, что отсрочку дадут, хотя обычно довольно лояльно относятся к этому, но очень важно именно попросить, потому что эта просьба потом тоже в зачет пойдет. Если вы не уложитесь в пятидневный срок, и будет конфликт по поводу штрафа, то это будет смягчающим обстоятельством, так что учтите это. Правило можно применить более широко, не только к тем требованиям, о которых мы говорим.

Что касается предоставляемых документов. Они предоставляются либо в виде бумажных копий, либо в виде сканов, либо, если эти документы электронные и созданы по форматам, утвержденным налоговыми органами, то по ТКС мы предоставляем соответствующую информацию или через личный кабинет налогоплательщика. Я думаю, вы заметили, что налоговые органы стараются как можно меньше работать с бумажными копиями по той причине, что их вручную надо обрабатывать. Сканы предпочтительнее сейчас, и они стремятся вас подвигать в сторону сканирования этих документов. Обязательно изучите два документа в связи с этим – требования к сканам, которые на сегодняшний день утверждены Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@. Требования какие? Цветность, разрешение точек на дюйм, формат файла, наименование файла – это все важно для того, чтобы система налоговых органов могла эту информацию раскрыть, обработать, и чтобы вам потом переделывать эту информацию не приходилось. Сканы, естественно, надо сразу делать качественно, нужного формата, с нужными характеристиками, чтобы потом не делать эту работу заново.

Что касается бумажных копий документов, то требования к бумажным копиям у нас изложены на сегодняшний день в приложении N 18 к Приказу от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, который я уже выше называла. Очень важные требования, прочитайте внимательно, посмотрите, надо ли заверять в пачке каждый документ или всю пачку (Письмо Минфина России от 29.10.2015 N 03-02-РЗ/62336), как заверять, сопроводительное письмо как писать, – это все здесь очень хорошо изложено. Правила новые, как видите, обновлены, и они более комфортные для налогоплательщика, нежели было раньше. Конечно, о нотариальных копиях документов речи нет.

И вот такая ситуация у нас с встречными проверками. Значит, мы разобрали основные параметры, связанные со встречкой, как это требование должно быть передано, как ответ на него должен быть вами сформирован.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: