Психологическая характеристика младенчества.




Младенчество – особая пора в развитии ребенка.

Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов (Л.С. Выготский). Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально. Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте

. Ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение (Эльконин) или ситуативно–личностное общение (Лисина).

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности. Это подтверждено экспериментально в опытах С. Фаянс, Т. Бауэра и др. Например, если предложить младенцу яркий предмет на расстоянии 9 см, он будет к нему немедленно тянуться, при отодвигании игрушки на 60 см реакция ослабевает и на 100 см окончательно угасает. Но если в это время к предмету подходит взрослый, реакция возобновляется. В возрасте 2 – 3 мес пассивность, с которой новорожденный относился к миру, уступила место рецептивному интересу (т.е. здесь, впервые появляется внимание к чувственным раздражителям, к собственным движениям, звукам, внимание к другому человеку).

Младенчество – стабильный период развития. Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком – обмен выражениями внимания, радости, жестов, слов и т.д. О решающей роли общения в психическом возрасте свидетельствует так называемое явление «госпитализма». Нарушениями психомоторного развития детей, воспитывающихся вне семьи, занимался Р. Шпиц (наблюдал за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Дети из яслей имели одно преимущество, за ними ухаживали их собственные матери. Годовалые дети из приюта вели себя навязчиво и пугались незнакомых людей, у ясельных детей основная проблема была связана с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью). Р. Шпиц объяснял подобные нарушения развития разрывом контакта с биологической матерью. Российские психологи и педиатры причину госпитализма определили как дефицит общения, но симптомы госпитализма могут возникнуть и при ранней разлуке (помещение ребенка в больницу) и даже в семье.

Трудными для установления взаимодействиями с ними оказываются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, а также дети с «трудным» темпераментом. Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется синдромом «дефицитарности ключевых сигналов»: улыбаются в более поздние сроки, отсутствует инициатива в контакте со взрослым, ответная реакция очень слаба, избегают эмоционального и зрительного контакта. В первом полугодии наблюдается доминирование отрицательных эмоций и высокая утомляемость. Выделены и матери группы риска: депрессивные, с психическими заболеваниями и т.д.

Характерные изменения поведения со стороны ребенка и со стороны матери могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать - младенец».

Развитие общения и речи.

Потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно – личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности.

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, в 6-8 мес. различает более широкий круг «своих». В 7-10 - появляется ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или интереса; с готовностью включается в игровой контакт (ку-ку, бросание игрушек). В ситуации общения начинает использовать жесты (протягивает руки и т.д.).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок чаще реагирует робостью, стеснением. Отношение к взрослому избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии испытывает нужду в сотрудничестве, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно – делового взаимодействия. К концу первого года ребенок все чаще призывает взрослого и обращается к нему за помощью. Желание быть понятым делает необходимым речевой контакт.

Период от рождения до одного годадоречевой. Формируется речевой слух и дыхание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие познавательной стороны речи. Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного – крик, как выражение отрицательных эмоций. Начиная с 8 недели – дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван и чего хочет добиться ребенок. От 1,5- 4 месяцев выделяются короткие звуки – гукание. От 4 – 6 – протяжные гласные звуки (баа, маа, лааа…) – гуление; характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6- 7 – лепет – повторные слоги, их цепочки; приглядывается к артикуляции взрослого при общении, прислушивается к нему и к себе. Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления. К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета. Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается автономная речь (малыш произносит: «ДАЙ!ДАЙ!» и, учитывая его мимику и жесты, мать «прочитывает» требование ребенка). К концу первого года малыш самостоятельно должен произносить от 5-6 до 10-30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи – пассивное владение языком, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. В 9 месяцев ребенок понимает словесные инструкции: «обними маму» и т.д.

На начальных этапах взрослые стараются создать условия наиболее ясного отнесения слова к предмету (обычно эта ситуация показана новой игрушкой). Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным объектом общения. Изменяется социальная ситуация развития и в ее изменении – суть кризиса конца первого года жизни.

Развитие восприятия и интеллекта.

В 1-й подпериод младенчества наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка. Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей: ребенок способен длительно сосредоточиваться при разглядывании, хорошо различают цвета, восприимчивы к новизне. Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления (3-х месячный ребенок проявляет сосательный рефлекс при виде груди матери или бутылочки с молоком).

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. Согласно Пиаже ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития - сенсомоторном, который включает в себя 6 стадий, из которых на первый год приходится 4:

1. упражнение рефлексов (упражняют все навыки: сосание, хватание, плач. Они еще умеют смотреть и слушать).

2. первичные круговые реакции (1-4 месяц) – ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению.

3. вторичные круговые реакции (4-8 месяцев) – дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие. Поэтому к 7-8 месяцам проявляются первые страхи (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов – основа привязанности к значимым для ребенка людям.

4. координация вторичных схем (8-12месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей. Проявляются первые признаки умения предвосхитить события (плачут при виде йода).

К 8-10 месяцам воспринимает предметы как нечто постоянно существующее в пространстве (поиск исчезнувших из поля зрения объектов). Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно – действенного интеллекта – использование одних действий в качестве других. К концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственными действиями и результатом. Исследования установили, что особенности внимания у младенцев могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.

Развитие двигательных функций и действий с предметами.

Выделяются прогрессивные движения и действия ребенка (способствуют получению новых впечатлений): хватание, манипулирование предметами, овладение активными передвижениями в пространстве (удержание головы, ползание и т.д.) и тупиковые (отгораживают от внешнего мира). Прогрессивные движения и действия показатели уровня развития ребенка. Формируются под пристальным вниманием и стимулирующим воздействием взрослого. Новый предмет способствует появлению заинтересованности и стимулирует действия ребенка с предметом. Внимание ребенка должно переключиться с взрослого на предмет и взрослый этому должен способствовать, мотивируя активность ребенка. Захватывание предмета – первое произвольное целенаправленное действие грудного ребенка. Хватание начинается с обнаружения собственных ручек примерно в 3-3,5 месяца. Формирование и совершенствование захвата происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. В 5-5,5 месяцев ребенок может самостоятельно свободно достать и удержать игрушку. Во втором полугодии формируется полноценное доставание – формируется противопоставление большого пальца, захват с учетом формы и размеров. В 6-7 месяцев складываются простые манипулятивные действия с предметами. В начале второго полугодия ребенок начинает воспроизводить то, чего еще не было в его собственном опыте - истинное подражание. В этот период ребенок начинает копировать специфические движения взрослого по отношению к предмету (качать куклу и т.д.). условия подражательного обучения движениям и действиям во втором полугодии первого года жизни: многократный замедленный показ, паузы перед началом и концом показа, подчеркнутая мимика, эмоционально насыщенное одобрение взрослых за попытку воспроизведения. В конце первого года жизни ребенок чае сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между предметами отдельные связи. Манипулирование постепенно усложняется, складывается манипулирование двумя предметами; малыш научается удерживать и выполнять действия двумя руками одновременно. Становится возможным перенос знакомых действий на новые предметы. К концу первого года жизни возникают орудийно-предметные действия – действия с предметами согласно их социальной функции. Наличие в конце первого года тупиковых действия (упорное сосание пальца, ритмичное раскачивание на четвереньках и т.д.) свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка.

Младенчество является решающим периодом познавательного развития. Потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго. В отечественное психологии создана научно обоснованная система раннего воспитания детей в семье и детских учреждениях. Предпринимаются попытки раннего направленного обучения детей чтению и другим специальным навыкам.

Таким образом, общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорноеразвитие опережает моторное, хотя обе они связаны. (Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движение совершенствуется от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем – ножек и нижней части тела). Пассивность, с которой новорожденный относился к миру, в младенчестве уступает место активному интересу, и эта активность делает возможным развитие восприятия, внимания, памяти и т.д. Л.С. Выготский пишет, что к началу периода младенчества, у ребенка возникает возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для него как бы возникает внешний мир. Центральная линия развития младенческого возраста: сенсомоторика. Ключевым процессом, связывающим сенсорные и моторные функции и приводящим к образованию единой центральной структуры, является в младенческом возрасте побуждение, потребность, или, говоря шире, аффект. Т.о., восприятие и действие связаны через аффект. Психическая жизнь младенца характеризуется полной недифференцированностью отдельных психических функций и в общем может быть определена как система инстинктивного сознания, развивающаяся под господствующим воздействием аффектов и влечений. («Начальный аффект новорожденного ограничивает его психическую жизнь узкими пределами сна, питания и крика. Уже в первой стадии младенческого возраста аффект принимает основную форму рецептивного интереса к внешнему миру, с тем чтобы во второй стадии этого возраста уступить место активному интересу к окружающему. И наконец, завершение младенческого возраста непосредственно сталкивает нас с кризисом 1 года, который, как и все критические возраста, характеризуется бурным развитием аффективной жизни и знаменуется впервые появляющимся у ребенка аффектом собственной личности – первой ступенью в развитии детской воли» Л.С. Выготский).

В младенчестве, для новой активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру – путь, пролегающий через взрослого человека. Если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он зависит от нее до самого конца младенческого периода, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступит вообще только в раннем детстве. Поэтому основное новообразование младенческого возраста – это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, - сознание «пра – мы», предшествующее выделению собственного «Я» (возникновению сознания собственной личности).

Возникновение у существование у младенца сознания «пра-мы», можно видеть из двух основных факторов: 1) незнание ребенком собственного тела (отсутствие сознания своего физического «я»); 2) зависимость его аффективного притяжения к вещам от возможности совместного переживания ситуации с другим человеком.

 

Первоначально необходимость связи младенца со взрослым приводит (при отсутствии речи) к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого в «комплексе оживления» (начало младенчества). Она создает основу для возникновения и развития друтих форм общения, в частности для возникновения подражания звукам и понимания речи окружающих взрослых. Сначала, как было указано выше, «комплекс оживления» демонстрируется по отношению к любому взрослому, с 4 – 5 мес начинается дифференциация на «своих» и «чужих». В дальнейшем эмоциональные реакции еще более дифференцируются – уже в пределах «своих» – в зависимости от характера и частоты общения с ними. Уже на 1-м году жизни формируется избирательное отношение к разным взрослым. Положительное отношение к взрослым вызывается теми действиями, которые связаны с приятными эмоциями (ребенка ласкают, берут на руки, разговаривают с ним), а отрицательное – с отрицательными (крик, раздражение взрослого).

Сложившаяся, положительная реакция переносится на предметы, поэтому предметы, находящиеся в руках «приятного» взрослого, приобретают притягательный характер и начинают сами по себе вызывать у ребенка положительные реакции. Эмоциональная притягательность предметов для младенцев является вторичной, так как возникает через взрослого.

В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения – они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым.

С этого момента общение будет развиваться в сторону двустороннего контакта, и это нужно подкреплять. Чем чаще в ответ на свои сигналы ребенок будет получать доброжелательную реакцию взрослого, тем легче он освоит способ, позволяющий вызывать соответствующие действия взрослых на свои потребности. Одновременно в таком контакте ребенок познает себя и разнообразные действия с предметами.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией М. И. Лисиной (Теория генезиса общения).

Согласно теории генезиса общения, общение - решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве (от процессов восприятия до становления личности и самосознания). Вообще, одним из первых начал разработку проблем генезиса общения Дж. Боулби, далее роле общения было уделено внимание Р. Спитцем, А. Фрейд. В нашей стране: 1) внимание педиатров, физиологов и педагогов раннего детства (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская); 2) детские психологи: А.В.Запорожец, М.И. Лисина, Смирнова Е.О.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка)

Предмет О. – другой человек; Потребность в О. – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с помощью – к самопознанию и самооценке; Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается О.; Действие О. – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект; Задачи О. – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемы в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой; Средства О. – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; Продукты О. – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Для изучения у детей развития потребности в общении М.И. Лисина выделяет несколько критериев, позволяющих надежно судить о наличии такой потребности у ребенка.

Это: 1) внимание и интерес ребенка ко взрослому; в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей;

2) эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрослого ребенком;

3) инициативные действия ребенка направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого;

4) реакция ребенка на отношение н нему взрослого, в которой обнаруживаются самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.

Согласно данным М. И. Лисиной, к 2,5 мес у детей можно констатировать оформление потребности в общении. Для того чтобы любая потребность развивалась, она должна стимулироваться мотивами. Мотивом деятельности общения является партнер по общению, для ребенка это – взрослый. М. И.

Лисина предложила выделять 3 группы мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы - возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому.

Деловые мотивы рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимой помощи взрослых.

Личностные мотивы специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Если познавательные и деловые мотивы выполняют в общении служебную роль, обслуживая иные потребности, опосредуя другие, более далекие мотивы, то личностные мотивы получают в общении свое конечное удовлетворение.

Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает в форме действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов – средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения:

1) Экспрессивно - мимические средства;

2) Предметно - действенные средства;

3) Речевые операции.

Отдельные линии, характеризующие разные аспекты общения, сплетаясь, порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Форму общения характеризует 5 параметров:

1) время ее возникновения;

2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми.

Форма общения – это деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая.в целостной совокупности перечисленных черт и параметров.

Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка (до 6 мес), М. И. Лисина назвала ситативно - личностным. Оно появляется, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера.

Взаимодействия со взрослым разворачиваются в это время на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Уход взрослого за младенцем создает условия, в которых ребенок начинает воспринимать взрослого как особый объект, а затем «открывает» и тот факт, что от взрослого зависит удовлетворение его нужд. Это выдвигает перед ребенком необходимость и дает ему возможность развернуть по отношению ко взрослому интенсивную познавательную активность, которая становится базой для появления деятельности общения. В развитом виде ситуативно-личностное общение обнаруживается в комплексе оживления. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста. Содержание потребности в общении: доброжилательное внимание взрослого.

До 6 мес мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные. Деловые поглощаются ими полностью.

Познавательные мотивы занимают второстепенное место; их содержание определяется тем, что взрослый человек служит для ребенка основным объектом познания, а также фактором, организующим первые исследовательские акты. Операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Доброжелательность и внимание взрослого вызывают положительные переживания, которые повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной сфере», эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к прогрессу в когнитивном развитии ребенка.

С развитием хватания, манипулирования предметами ситуативно- личностное общение начинает изживать себя. Умеющий действовать с предметами ребенок занимает новую позицию в системе ребенок – взрослый. От 6 мес до 2 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. Общение на данной стадии вплетается в предметную деятельность. Содержание общения: сотрудничество со взрослым (умение взрослого передать ребенку общественно выработанные способы усвоения опыта и включает в себя желание ребенка принять этот опыт). Мотив общения: деловой. Средства общения: предметно - действенные

Если в этом возрасте ребенок будет лишен общения и внимания или ограничен в контактах со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость, именуемая госпитализмом. Его проявлениями являются: запоздалое развитие движений; в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.). Выявлено, что причиной госпитализма является, неудовлетворение базовых социально-психических потребностей: в разнообразии стимуляции, в познании, в первичных социально-эмоциональных связях (особенно с матерью), в самоактуализации. Госпитализм возникает не только как результат изоляции или сепарации ребенка, но и в ситуациях эмоционального равнодушия к нему, отсутствия доброжелательного внимания со стороны близких взрослых.

Принято выделять две микропериодизации развития младенца:

1) Физиологическая, в основе которой лежит понимание психофизиологических закономерностей развития ребенка и выделяется четыре периода: 1) от 1мес. до 3мес.; 2) от 3мес. до 6мес.; 3) от 6мес. до 9 мес.; 4) от 9мес. до 12 мес. Вообще, психофизиологическое развитие (нервно-психическое развитие) – один из критериев здоровья, на основании которого определяется уровень развития ребенка. В нашей стране показатели психофизиологического развития детей первых трех лет жизни разработаны в 20 – 30-х годах ХХ века в клинике проф. Н.М. Щелованова. В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись (1-й год жизни – Э.Л. Фрухт, 2-й год жизни – К.Л. Печора, 3-й год жизни – Г.В. Пантюхина) под руководством проф. Н.М. Аксариной. В 70-е годы эти авторы впервые у нас разработали методы диагностики, тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. диагностика внедрена в деятельность детских поликлиник и дошкольных учреждений. Разработанные показатели и методы диагностики нервно – психического развития адекватны международным шкалам (Денверская, Мюнхенская и др.) Все способы проверки и оценки развития ребенка с первых дней жизни направлен на то, чтобы своевременно осуществлять коррекцию развития отстающих детей, предотвращать более грубые нарушения в старшем возрасте.

2) Психологическая микропериодизация.

В психологии весь младенческий период условно делят на 3 стадии (Выготский Л.С., Психология//Младенческий возраст): 1) период пассивности (до 2 –3 мес; 2) период рецептивного интереса (до 5 – 6 мес) (т.е. здесь, впервые появляется внимание к чувственным раздражителям, к собственным движениям, звукам, внимание к другому человеку); 3) период активного интереса (начинается с 5 - 6 мес, а заканчивается далеко за пределами младенчества) (наблюдаются активные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, социальные реакции на сверстников, поиск потеренных игрушек, т.е. появляется активный интерес к окружающему, появляется подражание). С 10 мес можно ожидать проявлений кризиса 1 год, который служит соединительным звеном между младенчеством и ранним детством (поворотный пункт характеризуется исчезновением бесцельных движений и появлением зачатков более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание).

 

Новообразования – потребность в общении; - базовое доверие к миру;

- дифференциация ощущений и эмоциональных состояний;

- различение близких и посторонних людей; - преднамеренные действия;

- «истинное» подражание; - преднамеренное восприятие;

- Автономная речь; - ходьба;

- мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия.

От 1 до 3 мес.:
Сенсорные процессы
В 1 мес жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок повертывает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. В 2 мес он хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К 3 мес фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Поворачивает голову и глаза к источнику звука. В этот период возникает зрительно – моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Проявляет дифференцированные реакции на различные болевые раздражители. Возникает восприятие контура (лицо матери).
Двигательные функции
Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение. Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания – движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.
Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.
Психика. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.
От 3 до 6 мес.:
Сенсорные процессы
Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода он хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок различает близких и незнакомых людей Хорошо дифференцирует некоторые голосовые интонации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появляется первоначальное манипулирование предметами. Ребенок быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (поворачивает голову в сторону прикосновения). Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.
Двигательные функции
В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4 – 5 мес, а затем исчезает. В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании происходит много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В 5 – 6 мес она легко возникает, когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.  
Речь.
Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук «м». Увеличивается число произносимых гласных звуков.
Психика
Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4 - 5 мес во время общения со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно - моторной координации. Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет игрушку и т.д.).
От 6 до 9 мес.:
Сенсорные реакции
Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.
Двигательные функции
Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением. В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок поднинимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает повертываться со спины на живот. Умение повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед – предпосылки выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе проявляется в возрасте 7 – 8 мес, ползание на четвереньках – позднее. Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7 – 9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кистей и пальцев рук. Ребенок овладевает умением разжимать кисть кисть и класть предмет. Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.
Речь.
В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки «ба, ма, да» и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей.
Психика.
Развивается подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взм


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: