03.03
Домашняя работа
Практическое занятие № 22
«Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Страдание и очищение в романе. Библейские мотивы в произведении
Цель занятия:
· определить значение образа Сони Мармеладовой и роль библейских мотивов в романе «Преступление и наказание».
Задачи:
· проанализировать взаимоотношения Сони с Родионом Раскольниковым;
· проследить развитие темы любви.
· проследить, как автор раскрывает темы гордости и смирения;
· рассмотреть роль символов в романе;
· ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне, к богу.
Система вопросов и заданий
ПИСЬМЕННО
В чем же «правда» Сони Мармеладовой, по каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?
УСТНО
2. Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?
3. Что показалось «странным» Раскольникову у Сони и почему?
4. Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье - последние 30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?
5. Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают герои?
6. Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая?
7. Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым?
8. Какое место Достоевский определяет Соне Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»? Каковы её отношения с Родионом Раскольниковым? Как автор рисует нравственный идеал в своём романе?
9. Каким видится вам Раскольников, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказание?
|
10. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
11. Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
12. Итак, сопоставление двух «правд» – Раскольникова и Сони – заставляет задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение, сострадание)? В чем нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни – разумом или верой? Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение? Ваше мнение.
13. Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
«Преступление и наказание». Часть 4, глава 4. Раскольников у Сони. Художник М. Добужинский
Поиск Бога и нравственное очищение — это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание». В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха — убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.
Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.
|
Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «... Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».
Тема униженных и оскорблённых в романе «Преступление и наказание» раскрывается и в образе Сони Мармеладовой. Совершив преступление, Раскольников направляется к ней с мыслями: «Почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума?». Чтобы спасти от голодной смерти брата и сестёр, больную мачеху и пьяницу-отца, девушка торгует телом.
Раскольников осуждает подобную жизнь. Он молча, «стараясь не глядеть на Соню, поскорее проходит вперёд и бесцеремонно осматривает её комнату». Мысли девушки в этот момент: «Ей было и тошно, и стыдно, и сладко…». Молодой человек ведёт себя самоуверенно, задаёт бесцеремонные вопросы. Соня же демонстрирует кротость, отвечает смиренно, в ней чувствуется какая-то беззащитность: она слишком открыта и уязвима для зла.
|
Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.
Во время первой встречи Соня раскрывается перед Раскольниковым как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой. Родион понимает, что «настоящий разврат не проник ни одною каплей в её сердце…». Герой задаётся вопросом: «Да скажи мне наконец, какой этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?». Раскольникову кажется, что «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить». Ответ Сони обескураживает его: «А с ними-то что будет?». Её взгляд, в котором он читает, до какой чудовищной боли истерзала её мысль о позорном положении, заставляет Раскольникова понять, что «значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой».
Молодой человек спрашивает в недоумении: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?». И она даёт ему ответ: «Что же бы я без бога-то была?». И героиня мгновенно превращается из тихой и покорной девушки в решительную, гневную, сильную и уверенную. «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и не правильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным». Герой проникается человеколюбием Сони, он склоняется перед ней и целует её ногу: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Религиозность девушки влияет на Раскольникова, он просит прочитать притчу о воскрешении Лазаря. Чудо воскрешения он ждёт теперь и от неё: «У меня теперь одна ты… пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!)».
Основную идею христианства — любовь к ближнему — выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Путь Сони – это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает.
Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Раскольников протестует, он не хочет принимать жизнь такой, какая она есть. Выношенная им теория толкает его на путь насилия. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей.
Вторая встреча Раскольникова происходит с Соней, когда он приходит рассказать о страшном убийстве. Он чувствует её нравственную силу, поэтому считает, что она выдержит его признание. Во время этого свидания сталкивается правда Раскольникова и правда Сони. Пытаясь оправдать своё преступление, Родион называет несколько причин, которые разбиваются о христианские принципы.
В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.
Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».
Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Раскольников сильно страдает после убийства. Она чувствует его настоящую, страдающую душу.
Соня следует вместе с ним на каторгу. Арестанты проникаются её поступком, снимают шапки, кланяются: «Матушка Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная». Они любят её и хвалят, даже не осознавая за что. Раскольникова же не любят и избегают.
Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хот издали посмотреть на окна палаты». И с героем, случайно увидевшим её, произошло необычайное: «Что-то как бы произошло в ту минуту в его сердце…» И когда он читал её записку, «сердце его сильно и больно билось». О чём говорят эти детали? (ожившее сердце – прибежище любви – верный признак возрождения человека).
Почему Соня за всё время каторги ни разу не говорила с Раскольниковым о вере и не «навязывала» ему книги, как он опасался? Почему он сам попросил Евангелие именно незадолго до болезни? Будет ли лёгким дальнейший путь наших героев?
Прозрение героя наступает в эпилоге. Со временем любовь девушки отогревает Родиона, а в конце романа он и сам влюбляется по-настоящему: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал и обнимал её колени... он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для сердца другого».
Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Под подушкой у Раскольникова теперь лежит Евангелие. В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Так для героя начинается новая жизнь.
Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».
Любая теория, которая овладевает умами – опасна. Логика жизни по Достоевскому всегда делает несостоятельной любую идею. Незыблемым остается одно - православное воззрение.
Открытый финал романа утверждает, что путь духовного усовершенствования не только труден, но и беспокоен, это «великий подвиг», но только он даёт человеческий жизни смысл.