Сначала определимся в отличиях цветопунктуры от остальных методик. Ведическая хромотерапия предлагает и использует преимущественно способы, дающие возможность воздействовать нужным цветом на все тело пациента. Допустим, один из вариантов терапии цветом в аюрведе заключается в том, что сосуд с питьевой водой обертывают желатиновой пленкой, окрашенной в соответствующий цвет. Затем его помещают в таком виде в хорошо освещенном месте и оставляют там на несколько часов (стандартное время – четыре часа). По истечении этого срока больному дают выпить впитавшую энергию целебного для него цвета воду.
Аналогично, больного можно и оставить на время в комнате, освещенной лампой с цветным стеклом или выкупать в подкрашенной воде. Кроме того, мастера хромотерапии – отличные советчики по части подбора цветов в одежде и материалов, из которых следует выбирать украшения тому или иному человеку. А вот практики вносить индивидуальные изменения в цветовую гамму домашнего интерьера в аюрведе в принципе нет. Я сказал «в принципе» потому, что культура оформления внутренних помещений в постройках различного назначения у индийцев основана на наборе шаблонов. В том числе в вопросах цветовой гаммы, которая привязывается скорее к назначению комнаты, чем к личным потребностям тех, кто в ней постоянно находится. Однако сама по себе символика цвета в оформлении интерьеров у них присутствует, и более того, это присутствие весьма заметно даже стороннему наблюдателю.
Цветопунктура в этом смысле больше напоминает не столько аюрведу, сколько разработанное у меня на родине древнее даосское искусство планировки и интерьерных решений. Зовется это искусство фэн-шуй, что переводится с китайского как «ветер и вода». Суть его заключается в том, чтобы превратить абсолютно любое помещение в храм, позволяющий сосредоточить и направить в его пределах потоки ци в точности так, как требуется в данном конкретном случае. Фэн-шуй дает возможность быстро и с помощью несложных манипуляций сделать из обычной комнаты санаторий, идеально подходящий для лечения пациента именно с такой, а не какой-то другой проблемой.
Цветопунктура основывается на сходном с аюрведой положении, что всякая болезнь тела вызывается энергетическим дисбалансом. Но подходит она к терапии несколько иначе. Наиболее сильно дисбаланс сказывается всегда на каком-то определенном органе, не так ли? В то же время активизация энергетических потоков одновременно во всем теле будет не обязательно так сразу и хороша. Последнее мы легко понимаем сами, ведь вместе с нехваткой энергии в одной области тело запросто может испытывать ее избыток в другой. Классический пример такого случая – инфаркт и инсульт. Оба этих заболевания возникают, когда энергия Ян, заполняющая меридианы сердца и мозга, блокируется в каком-либо их месте.
Как я уже говорил, мужское начало Ян очень активно по своей природе. Его напор невозможно долго сдерживать, и оттого на энергетическом уровне с человеком происходит то же, что и на физическом. Одно в точности повторяет другое: в перекрытом на одном участке меридиане усиливается напряжение, и рано или поздно он рвется, высвобождая стихийную силу Ян. Волна необузданной энергии захлестывает весьма чувствительные к ней клетки, и за инфарктом на уровне тонких материй следует инфаркт медицинский.
Таким образом, я бы сказал, что довольно часто терапия цветом нуждается в большей индивидуальности подхода, чем предлагает классическая аюрведа. И цветопунктура, благодаря сочетанию лечения цветом с акупунктурой, обладает методиками, достаточно филигранными для того, чтобы активизировать потоки ци в одном меридиане. И в то же время замедлять их по мере необходимости в другом. Это вовсе не сложно: достаточно лишь освещать не все тело сразу одним цветом, а воздействовать конкретным цветом узконаправленно на точку, напрямую связанную с целевым органом или их системой.
Очевидно, что на сам больной орган способна оказать влияние только хирургия. Цветопунктура в этих целях может использовать акупунктурные точки на поверхности кожи, которые являются местами выхода наружу, в окружающий мир энергетических каналов-меридианов. Почти все эти точки были полностью позаимствованы из классической акупунктуры. Кроме того, некоторые из них дополнительно ввел еще один европейский ученый, активно практикующий цветотерапию. Я говорю про П. Манделл, разработчика метода энергетического акупунктурного диагноза (ЭАД).
|
|
Так или иначе, для начала успешной и эффективной практики нам потребуется разобраться в системе меридианов поподробнее. В противном случае потом, при описании конкретных схем лечения, нам останется лишь слепо следовать этим схемам, не понимая толком, отчего и зачем мы действуем именно так. Европейцы по мере возрастания интереса к древним медицинским практикам других народов не только пытались толковать отдельные их принципы на свой лад (я уверен, с целью более комфортного восприятия), но и привнести в них некоторые элементы из похожих систем. Естественно, что в итоге большая часть этих попыток оказалась неудачной, причем по самым разным причинам. А уж наличие множества объяснений одного и того же дало второй прискорбный виток. Им стало возникновение неразберихи там, где сложность восприятия образована не путаницей в самой акупунктуре, а извечными «трудностями перевода» с языка одной культуры на язык совсем другой.
Что ж, как представитель китайских традиционных верований, я возьму на себя смелость заявить сразу, что абсолютно ничего недоступного пониманию психически адекватным человеком в системе меридианов нет. Тем более что я знаком и с европейскими практиками основательно настолько, чтобы понимать, о чем вообще речь.
Основных «артерий», по которым циркулирует в организме человека ци, всего 12. Причем шесть из них служат для прохождения энергии Ян, а еще шесть – Инь. Дополнительно существуют восемь меридианов, которые активизируются в случаях, если человек заболевает. И вдобавок, конечно, есть множество более мелких протоков, проходящих через отдельные участки тела или органов.
Сравнение с кровеносной системой из школьного учебника анатомии приходит на ум само собой, не правда ли? На самом деле, расположение меридианов не совпадает с расположением крупных артерий и вен, однако общего между ними и впрямь немало. Прежде всего, начинающему мастеру цветопунктуры следует знать, что система меридианов не только открыта в смысле наличия выходов наружу, в окружающее энергетическое поле космоса. Она одновременно и замкнута. В том смысле, что тело человека (вкупе с пронизывающими его меридианами) является объектом, внутри которого ци обращается по кругу. То есть поступившая в тело энергия Инь или Ян проходит сквозь него не напрямую, а через один полный круг внутри системы меридианов.
Подобно тому, как в строго замкнутом круге кровообращения существуют артерии и вены, у каждого меридиана существует не только симметричный ему, расположенный на другой стороне тела, но и парный, состоящий в самой тесной взаимосвязи с ним. Перечень основных меридианов выглядит следующим образом.
1. Меридиан легких.
2. Меридиан толстой кишки.
3. Меридиан желудка.
4. Меридиан поджелудочной железы и селезенки.
5. Меридиан сердца.
6. Меридиан тонкой кишки.
7. Меридиан мочевого пузыря.
8. Меридиан почек.
9. Меридиан перикарда.
10. Меридиан «трех обогревателей» (подразумеваются три наиболее обширные полости тела – грудная, брюшная и полость малого таза).
11. Меридиан желчного пузыря.
12. Меридиан печени.
|
Для удобства я расставил меридианы в том порядке, в котором ци проходит по ним в течение суток. Двадцать четыре часа – это и есть период, за который энергия космоса делает в нашем теле полный круг. Правило китайской акупунктуры таково: в момент прохождения ци по какому-либо меридиану он находится в состоянии Ян – активности пиковой, неудержимой, даже буйной. Тот же меридиан, «очередь» которого придет самой последней относительно момента процедуры, пребывает в состоянии Инь – упадке глубоком, холодном и безразличном.
Акупунктуре это различение необходимо для того, чтобы не допускать тех несвоевременных ходов, о которых я упоминал выше в связи с инфарктом. Стимулировать активный сейчас меридиан будет разумно, если в нем наблюдается хроническая вялость потока или недостача ци. Если же он перекрыт вследствие острого заболевания, пиковый период лучше переждать.
К слову, существует также основательное различие между тем, как проходят меридианы внутри самого тела и как их рисуют схематически, ориентируясь на поверхность кожи. Внутри один меридиан плавно переходит в другой. Это нимало не похоже на разрозненные линии, изображаемые в трактатах по акупунктуре. Просто следует понимать, что меридианы, как и артерии, и вены, недоступны ни для массажа, ни для иглоукалывания на большей части своей длины. Особенное внимание, уделяемое мастерами акупунктуры таким участкам, как кисти рук и стопы, зависит от исключительности их строения. А именно, от того, что глубина, на которой может пролегать проходящий здесь меридиан, просто не бывает велика. Вот почему эти части тела являются «излюбленными» мишенями для специалистов нетрадиционной медицины. И то, что отмечено в пособиях по акупунктуре, показывает наглядно места, где они проходят ближе всего к поверхности тела.
Последнюю особенность очень важно понимать потому, что меридиан, допустим, легких обеспечивает не только их здравие. Стимуляцией этого меридиана следует также заняться при болезнях толстой кишки, так как в действительности эти два изображаемых отдельно меридиана суть один. Аналогично, единую подсистему являют собой печень и желчный пузырь, а также желудок, селезенка и поджелудочная. Это и есть принцип парности меридианов в действии. Причем хотел бы обратить особое внимание, что далеко не все из этих смысловых рядов выглядели бы странно даже для специалиста европейской, традиционной медицины. Или утверждение, что работа печени зависит от работы желчного пузыря самым непосредственным образом, звучит недостаточно логично?..
Для даоса понятия энергетических меридианов (оригинальное, китайское их название – «цзин-ло», что означает, буквально, «путь сетчатой ткани») вполне достаточно для того, чтобы понимать и существование таких парных связок. Европейскому же сознанию наверняка покажется более простым термин «функциональные круги», введенный разработчиком цветопунктуры П. Манделем.
Как видим, в учении о меридианах и впрямь все выглядит довольно стройным и простым для восприятия даже непосвященными. Непосвященными в тайны даосских традиций врачевания, я имею в виду. В то же время она осложняется тем, что у каждого функционального круга имеется свое значение. Или, если угодно, закономерности отражения неполадок в нем не только на физиологическом, но и на духовном уровне.
К подобному взгляду следует постараться привыкнуть сразу. Ведь, в конце концов, мы говорим не о чистой физиологии, как принято в европейской медицине. Современный медикаментозный и симптоматический подход к терапии допустимо считать слишком зауженным. Зауженным по целому ряду причин. Но в основном причин коммерческого толка.
Что я имею в виду? Не могу отвечать за всех, однако лично мне, когда я впервые попал (с аппендицитом) в обыкновенную современную больницу, эта идея показалась не просто потрясающей, но завораживающей. Какая идея? Она хорошо известна: когда у человека что-то болит, он идет в аптеку, покупает лекарство, выпивает его и получает мгновенное избавление от своей проблемы. Разве не так нам всем представляется суть и основное назначение содержимого аптечных витрин? Таблетка – это быстро, эффективно и надежно!
Что поделать, тогда мне было всего 15 лет, я был эмоционален, как и все дети, и очень многого просто еще не мог знать в силу возраста. К примеру, я не знал, что не так уж быстро, то есть что все лекарства необходимо принимать более или менее длительными курсами. Затем, мне никто ничего не сказал о том, что эффективность медикаментов зависит от того, принимал ли человек данное средство ранее, – иначе говоря, о существовании эффекта привыкания, который формируется весьма стремительно. И наконец, мне ничего не было ведомо о том, что ошибки в дозировке действующих веществ, выпуск нелегальных лекарств и почти полное отсутствие проверок на безопасность средств вполне легальных – явления отнюдь не редкие в нашем мире.
Когда же мне пришлось убедиться, что все это – неприглядная правда, я понял, что идея «быстрой, эффективной и надежной» таблетки показалась мне привлекательнее «медленной, кропотливой» акупунктуры совершенно напрасно. Тонкости жизни нашего энергетического поля и впрямь требуют гораздо более деликатного подхода и куда более глубоких познаний в этой сфере. Однако и результат от работы с ним мы получаем совсем другой, не имеющий той стороны медали, которую мы привыкли именовать оборотной. Так что сложность в понимании «обязанностей» той или иной энергетической формации должна быть поводом не пропустить ее «за ненадобностью», а, напротив, изучить во всех подробностях.
Итак, как я уже сказал, функциональные круги обеспечивают параллельно не один, а два набора функций. Так, функциональный круг сердце – тонкий кишечник, с одной стороны, регулирует правильную, стабильную работу (помимо двух базовых органов) сосудов тела, языка и вообще всех органов артикуляции. В то же время нарушения этого круга напрямую отражаются на таких эмоциях человека, как способность любить и испытывать любые иные позитивные эмоции. А функциональный круг печень– желчный пузырь отвечает за работу еще и мышечных тканей, связок, органов зрения, суставов. В духовном плане его роль – управление сильными эмоциями, в первую очередь негативного характера.
Как это выглядит на практике? Допустим, когда у человека круг печень – желчный пузырь здоров, у него отличное зрение, он гибок, долго сохраняет молодость осанки, движений и отличается мягким характером. Противоположная ситуация известна настолько хорошо, что существует даже устойчивое выражение, придуманное отнюдь не в Китае: «желчный человек» – знакомо, не так ли? Конечно, это он и есть – раздражительный, язвительный, угрюмый, вечно слегка согнутый из-за болей в боку господин. Больна ли у него печень? О, можно не сомневаться, что да!
Стоит ли объяснять, насколько значение каждого круга принципиально для цветопунктуры? Как раз оно и составляет основу работы мастера по выбору лечебных цветов, точек их применения, частоты и последовательности стимуляции выбранных каналов! Именно поэтому приведем в подробностях назначение каждого круга в обоих планах – биологическом и духовном. В последнем случае через разделитель укажем, дополнительно, последствия нарушений в данной области:
Окончание таблицы
Вот в таком виде, я думаю, разобраться будет вовсе несложно. Как видно из указанного во второй колонке, китайская традиционная медицина различает органы тела и их состояние совершенно не так, как медицина европейская. Это, конечно, не более чем тонкость диагностики, но о ней нам наверняка будет полезно знать кое-что.
Ученые в области медицинского знания часто ставят альтернативной медицине в упрек элементарное незнакомство с фактом существования многих органов тела. В качестве примера предлагается найти во всем объеме трактатов по традиционному врачеванию в Древнем Китае упоминание хотя бы об одной эндокринной железе организма. Скажу сразу: их там и впрямь нет. Вообще ни одной. Создатели этой системы не имели понятия ни об эндокринных железах организма, ни об их функциях в нем.
В самом деле, приди мы сейчас в клинику к врачу, который тоже слышит это слово впервые, мы попытаемся сразу же увеличить расстояние между ним и собою до максимума. Причем будем бежать от него на скорости, близкой к сверхзвуковой. И это будет абсолютно правильным решением. В том смысле, что разные системы знания могут судить об одном и том же по-разному. И только тот, кто вообще ничего не знает, ни в какой системе, не имеет права судить ни о чем. Правило компетентности – это пока еще общее для всех подходов к вопросам здоровья основание доверять кому-то или не доверять. Точно на той же скорости следует бежать и от акупунктурщика, не способного повторить с первой попытки хотя бы «функциональные круги»…
Тем не менее есть кое-какие закономерности, которые врач объяснить неспособен. Я тоже приведу в пику медикам пример… Свой, собственный. Почему у всех больных язвой желудка ногтевые пластины приобретают плоскую форму? Врач не сможет дать внятного ответа на этот вопрос. Для него взаимосвязи между ногтями и желудком не существует, хотя очевидно же (в частности, каждому язвеннику), что на деле она очень даже есть!
Ответ традиционной китайской медицины я уже указал выше. При язве желудка у пациента всегда будут ее «побочные эффекты» – плохое состояние ротовой полости и слизистых, не отличающееся чистотой дыхание, «грязная» кожа и плоские, ломкие ногти. Большинство указанных проявлений отсылает нас к функциональному кругу легких – толстой кишки. Состояние этого круга напрямую соотносится с метаболизмом – обменом веществ в организме. Язва же возникает, как правило, на фоне хронического нарушения секреции желудочного сока.
Когда сока вырабатывается меньше, чем нужно, пища, попадающая в желудок, постоянно переваривается, и медленно, и с трудом. Пищеварительные кислоты воздействуют на стенки органа дольше необходимого, и постепенно в том месте, где у желудка расположен выход в тонкий кишечник, формируется эрозия. Все это сопровождается регулярным поступлением в тонкий кишечник пищи, не готовой к полноценному усвоению им, недообработанной желудком и оттого на добрую половину выводимой с отходами вместо того, чтобы усвоиться. Так как есть у язвенников очевидные, бесспорные проблемы именно с метаболизмом? Или даже нет, спрошу по-другому: разве не разумнее лечить низкую секрецию пепсинов (нарушение метаболизма!), чем корпеть над заживлением вызванной их нехваткой эрозии? Методическое решение акупунктуры здесь очевидно и понятно, а вот чем занимаются в таких случаях врачи-гастроэнтерологи, объяснить сложно…
Таким образом, когда классическое иглоукалывание относит расстройства артикуляции к нарушениям в одном круге, а плохое состояние слизистых и зубов – к нарушениям в совсем другом, не стоит смущаться фактом того, что речь идет об одной и той же группе органов. Это – не некомпетентность и не наивнопримитивные представления древних о человеческом теле. Это – совершенно другой образ и ход мысли. Вот, если мы окончательно поняли и, что гораздо важнее, приняли этот способ восприятия собственного тела, мы получаем тем самым право переходить к практике управления им с помощью цветных лучей.