Бланк социометрического опроса
Ф.И.О.
курс (группа, класс)
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса, с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ-РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Фамилия И.О. | № | |||||||||
Алаев С. | Ø | + | + | |||||||
Белкин Н. | + | Ø | + | + | ||||||
Васильев Д. | + | + | Ø | + | ||||||
Григорович А. | + | Ø | + | + | ||||||
Костян Л. | + | + | Ø | + | ||||||
Лисицина О. | + | Ø | + | + | ||||||
Малышева Т. | + | Ø | + | + | ||||||
Новик Ж. | + | + | Ø | + | ||||||
Петрова А. | + | + | + | Ø | ||||||
Число полученных выборов | ||||||||||
Число взаимных выборов (необязательно) |
По горизонтали сверху располагаются порядковые номера, присвоенные учащимся. Принцип использования социоматрицы состоит в том, чтобы проставить в клетки цифры, показывающие кого, и в какую очередь выбрал учащийся. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчёт выборов, полученных каждым ребёнком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы. Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.
|
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.
Диагностические показатели:
*Социометрический статус учащегося в системе межличностных отношений
I. Звёзды (5 и более выборов);
II. Предпочитаемые (3-4 выбора);
III. Пренебрегаемые (1-2 выбора);
IV. Отверженные или изгои (0 выборов).
*Уровень благополучия взаимоотношений
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства учащихся в системе межличностных отношении, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
*Коэффициент взаимности
Коэффициент взаимности (KB). Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I - KB = 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (средний). III - KB = 31- 40 % (высокий), IV - KB = 40 % и выше
|
(сверхвысокий).
КВ = Сумма взаимных выборов
Общее число возможных выборов в группе
*Коэффициент удовлетворённости взаимоотношениями
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ). КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех учащихся класса.
На основании данного показателя можно судить, насколько учащиеся удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II - КУ = 34-49 %, Ш - КУ = 50-65 %, IV - КУ = 66 %.
*Индекс изолированности
Индекс изолированности (ИИ). Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - показатель успешности воспитательных усилий учителя
СОЦИОМАТРИЦА.
Класс________________ Дата_______________________
Фамилия, Имя | № | |||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Ø | ||||||||||||||||||||||||||||
Число полученных выборов | ||||||||||||||||||||||||||||
Число взаимных выборов |
|