Общее число возможных выборов в группе




Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.

курс (группа, класс)

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса, с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ-РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Фамилия И.О.                  
Алаев С.   Ø   +         +  
Белкин Н.   + Ø   + +        
Васильев Д.   + + Ø         +  
Григорович А.       + Ø + +      
Костян Л.   +   +   Ø     +  
Лисицина О.       +     Ø   + +
Малышева Т.           +   Ø + +
Новик Ж.           + +   Ø +
Петрова А.       +   +     + Ø
Число полученных выборов                    
Число взаимных выборов (необязательно)                    

 

По горизонтали сверху располагаются порядковые номера, присвоенные учащимся. Принцип использования социоматрицы состоит в том, чтобы проставить в клетки цифры, показывающие кого, и в какую очередь выбрал учащийся. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчёт выборов, полученных каждым ребёнком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы. Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.

Диагностические показатели:

*Социометрический статус учащегося в системе межличностных отношений

I. Звёзды (5 и более выборов);

II. Предпочитаемые (3-4 выбора);

III. Пренебрегаемые (1-2 выбора);

IV. Отверженные или изгои (0 выборов).

 

*Уровень благополучия взаимоотношений

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ определяется соотношением суммарных показателей бла­гоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если боль­шинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) ста­тусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинако­вом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства учащихся в сис­теме межличностных отношении, их неудовлетворенность в об­щении, признании сверстниками.

*Коэффициент взаимности

Коэффициент взаимности (KB). Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает ха­рактер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней вза­имности: I - KB = 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (сред­ний). III - KB = 31- 40 % (высокий), IV - KB = 40 % и выше

(сверхвысокий).

КВ = Сумма взаимных выборов

Общее число возможных выборов в группе

*Коэффициент удовлетворённости взаимоотношениями

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ). КУ определяется процентным соотношением числа детей, име­ющих взаимные выборы, к числу всех учащихся класса.

На основании данного показателя можно судить, насколько учащиеся удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе мож­но на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II - КУ = 34-49 %, Ш - КУ = 50-65 %, IV - КУ = 66 %.

*Индекс изолированности

Индекс изолированности (ИИ). Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благо­получной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - показатель успешности воспитательных усилий учителя


СОЦИОМАТРИЦА.

Класс________________ Дата_______________________

Фамилия, Имя                                                      
    Ø                                                    
      Ø                                                  
        Ø                                                
          Ø                                              
            Ø                                            
              Ø                                          
                Ø                                        
                  Ø                                      
                    Ø                                    
                      Ø                                  
                        Ø                                
                          Ø                              
                            Ø                            
                              Ø                          
                                Ø                        
                                  Ø                      
                                    Ø                    
                                      Ø                  
                                        Ø                
                                          Ø              
                                            Ø            
                                              Ø          
                                                Ø        
                                                  Ø      
                                                    Ø    
                                                      Ø  
                                                        Ø
Число полученных выборов                                                        
Число взаимных выборов                                                        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: