Ваше эмоциональное состояние




Глава 7

ПРАКТИКА

"Эй, а вы не Коста Данаос?" Молодой человек перехватил меня на улицах центра Афин, встав прямо на моем пути. Я удивился, что он знает меня в лицо - такое случалось довольно редко. Он стоял прямо передо мной, очень уверенный в себе.

"Боюсь, что так", - сказал я. "Чем я могу вам помочь?"

"Ну, я занимаюсь кикбоксингом с мистером Икс".

"Замечательно - он очень хороший учитель. Он воспитал пару чемпионов мира, не так ли?".

Он оглядел меня с ног до головы, оценивая. Он не выглядел впечатленным.

"Я слышал несколько историй о вас и читал то, что вы написали".

"Мммм", - предложил я. Я оглядел его - на мгновение показалось, что он набирается смелости, чтобы напасть на меня. Я сильнее сконцентрировал свое осознание на настоящем моменте, расслабил дыхание и зафиксировал свои чувства на движениях моего нового знакомого. Я отметил, что мое ч'и само собой поднимается, ладони стали сначала красными, затем фиолетовыми, руки стали тяжелыми и твердыми. Молодой человек, должно быть, что-то почувствовал - он сделал два шага назад.

"Я искал тебя два года!" - наконец проговорил он. "Вы можете сказать мне, почему, черт возьми, вы не принимаете новых студентов?"

"Я принимаю студентов, - сказал я, - но мне нравится сначала узнать их поближе. Разве вы не предпочитаете выбирать людей, которых приглашаете в свой дом?"

"А при чем здесь это?"

"Мои студенты для меня - семья".

Это его совершенно потрясло. В итоге я угостил его кофе и просидел с ним пару часов. Оказалось, что он всю жизнь искал такого человека, как мой учитель.

После публикации книги "Маг Явы" меня завалили письмами люди, требующие либо настоящего имени и адреса Джона Чанга, либо, если это не удастся, указаний от любого из членов Венвукуана. Правда в том, что на момент написания этой статьи мой учитель запретил мне раскрывать его адрес и категорически отказывается принимать новых учеников. (Изменится ли это в будущем, зависит только от него).

Что касается меня самого, то я всегда хотел передать широкой публике то, чему научился у Джона Чанга. Действительно, главная цель и этого текста, и "Мага Явы" - заставить людей попробовать освоить простую медитативную дисциплину - первый шаг в практике нэй-кунг. К сожалению, Джон дал клятву обучать только своих учеников, и я сам связан аналогичным обещанием; поэтому я не могу подробно рассказать вам о том, что вы, вероятно, больше всего хотите знать: о конкретных психоэнергетических практиках Мо-Пай. Приняв решение взять учеников и приняв на себя ответственность и карму этого решения, я имею право обучать этим практикам только тех, с кем я работаю в этом качестве. Поэтому я очень тщательно отбираю людей, прежде чем дать согласие на обучение, и этот процесс неизбежно приводит к разочарованию некоторых.

В типичной для подобных начинаний ситуации "ловушки-22", когда Джон попросил разрешения у своего нетелесного хозяина выпустить свою историю и учения в мир, ответ был примерно таким: "Если ты сможешь сделать это так, чтобы заставить людей медитировать, это будет очень замечательно; однако если это не сработает или станет своего рода монстром Франкенштейна, ты должен нести карму за этот результат". По сути, Ляо Сигун1 попросил нас привести телегу в движение, но предупредил, что если сломается ось или колесо, то мы попадем в беду. Поэтому мы решили двигаться осторожно и продуманно. Однако у нас есть свобода действий. Сам я, будучи греком, сделаю еще один шаг вперед и выйду прямо на линию - если в загробной жизни существует судебная система, хороший адвокат должен меня отмазать.

Многое из того, что следует на этих страницах, было одобрено Джоном (который действительно хочет, чтобы каждый, кто читает этот текст, начал медитировать). Внимательно изучите эту книгу; я оставил подсказки повсюду (и в "Маге Явы" тоже). Если вы сможете собрать все воедино, то вы молодцы. Даже Ляо Сифу был бы очень доволен.

В этой главе мы поговорим о двух тренировочных режимах, являющихся основой обучения Мо-пай. В порядке важности это медитация и стойка.

МЕДИТАЦИЯ

Меня часто спрашивают, как медитировать. К сожалению, ответ всегда один и тот же: я действительно не могу сказать вам, как это делать. Одно из первых, что я узнал от Джона Чанга, было то, что каждый из нас должен найти свой собственный путь к медитации, что не существует общего метода, подходящего для всех. По милости вселенского духа мы все индивидуальны - каждый из нас должен найти свой индивидуальный путь.

Наконец, сейчас, прежде чем перейти к практическим аспектам медитации, я хотел бы сказать несколько слов о распространенной сегодня ловушке, которую я называю материалистической духовностью. Пожалуйста, не путайте этот термин с обозначением духовного материализма, известным благодаря покойному Чогьяму Трунгпе.2 Духовный материализм означает, что ученик предается духовности, как будто это еще один потребительский товар, заменитель материальных благ (т.е.: "Я могу быть полным профаном в жизни, но, черт побери, я не такой, как все"). Такой подход ни к чему не приводит. Один из величайших уроков Ганди состоял в том, что для того, чтобы стать отреченным, нужно сначала от чего-то отречься.3 Материалистическая духовность относится не к ученику, а к учителю - к тем, кто, как ястребы, охотится за учениками, потворствующими духовному материализму. Вокруг много таких стервятников. Я имею в виду лам, которые продают посвящения или за определенную плату признают человека ринпоче; йогов, которые берут тысячу долларов за обучение простому медитативному упражнению; спиритуалистов, которые обманывают вдов и вдовцов с помощью электроники и детективной работы; проповедников, бьющих Библию, которые сдают поднос и покупают новый кадиллак; гуру, которые используют тантру как средство получения секса. Хуже всего те представители основных пяти религий, которые совмещают духовность с политикой и набивают карманы золотом во имя Бога. Этот список бесконечен и позорит всех нас.

Материалистическая духовность - одна из моих самых неприятных черт. Было бы откровенной ложью утверждать, что я могу научить вас медитировать с помощью книги. Однако я хочу внести свою лепту, чтобы защитить вас от ястребов, кружащих над головой. Чтобы достичь истинной медитации, необходимо придерживаться определенных стандартов. Все, что я могу сделать здесь, это описать эти факторы и тем самым помочь вам достичь состояния медитации.

Вы - это ваше тело

Теперь, сделав предупреждение, позвольте мне начать с определения обычной медитации как состояния осознанности между бодрствованием и сном, соответствующего тета-волнам сознания. Сильный медитатор может войти в дельта-состояние, а иногда и за его пределы. Настоящий бессмертный, как мой учитель, может войти в состояние приостановленной анимации, когда ему не нужно будет делать вдох в течение восьми непрерывных дней.

У меня самого до сих пор было только три опыта с меньшим состоянием приостановки анимации, и я никогда не превышал пятнадцати минут неподвижности. В течение этого времени я не дышал и не могу с достоверностью указать ритм своего сердцебиения. Что я могу сказать, так это то, что задержка дыхания по какой-то причине является инициирующим процессом, что существуют конкретные последовательные явления, которые можно наблюдать (виды и звуки, хотя я сомневаюсь, что сами органы чувств играют какую-то роль), и что ощущения приятны, как только преодолен первоначальный страх.

Но вряд ли мне стоит писать о явлениях, которые я сам только сейчас начинаю испытывать. Вместо этого давайте сосредоточимся на простой медитации, которая является нашим правом по рождению, - процессе, с помощью которого мы можем восстановить энергию, украденную у нас повседневной рутиной.

Многие авторы говорили о единстве ума и тела. Я скорректирую эту максиму и систематизирую ее несколько иначе, используя метод, общий для Мо-пай и эзотерических школ меча средневековой Японии. На самом деле существует четыре фактора, влияющих на результат процесса медитации: тело (в переводе на медитационную позицию), эмоции, биоэнергия (ч'и) и ум.

Прежде чем рассмотреть каждый из этих факторов в отдельности, я хотел бы остановиться на особом взгляде на взаимоотношения между вами и вашим телом, которые влияют на практику медитации. Как я уже говорил ранее, мы мыслим телом; без этого никак не обойтись. Ваше личное бессознательное напрямую связано с клетками вашего тела. То, что я здесь говорю, является глубоким отклонением от иудео-христианских/картезианских теорий, господствующих в западном обществе, в которых бессмертная душа обитает внутри тела. Ничто не может быть дальше от истины. Ваша душа не является чем-то независимым от вашего тела, так же как ваше сердце не зависит от системы кровообращения; по сути, вы и есть ваше тело. Каждая ваша мысль вызывает сопутствующую нейрофизиологическую реакцию, которую в наше время можно наблюдать и, возможно, даже измерить. Со временем (если они уже не существуют на службе наших правительств) появятся машины, которые смогут читать мысли или транслировать мысли в сознание - и этот процесс будет основан на химии и электромагнетике, а не на колдовстве.

Химическое вещество, введенное в кровь, может контролировать процесс мышления; многие пациенты, заключенные и люди, злоупотребляющие наркотиками, могут подтвердить это. Травма мозга (или любого другого важного органа, если на то пошло) влияет на личность жертвы. Это общепринятые аксиомы, признанные всеми, поскольку они были клинически доказаны. И наоборот, наши мысли и эмоции также могут влиять на наше тело. В медицинской литературе много говорится о психосоматических заболеваниях, а сама ипохондрия стала распространенным недугом во всем мире. Поэтому разве нелогично предположить, что это обратимый процесс и что тело и душа едины? Я повторю еще раз: вы не живете в своем теле, вы и есть ваше тело. Применительно к практике медитации эта максима означает, что конкретные медитационные позиции приводят к конкретным индивидуальным эффектам.

Медитативная позиция

Первым фактором, влияющим на результат медитации, является позиция, принятая для практики. Если вы решите медитировать в японской коленопреклоненной позе сейза, ставшей популярной в айкидо и дзэн, нейронный и ментальный эффект будет отличаться от того, который дает, скажем, медитация в позе лотоса. Студенты, изучающие йогу, узнают йогическую доктрину, которую я перефразировал.4 К сожалению, я говорю из личного опыта, когда говорю, что мне, всегда скептику, пришлось неоднократно доказывать эти вещи, прежде чем я наконец признал их истинность.

Первое, на что следует обратить внимание при попытке медитации, - это физическая поза, которую вы принимаете перед началом занятий.

Я не хочу повторять то, что было тщательно проанализировано в тысячах томов, написанных на эту тему, но для точности я слегка коснусь наилучшей позы для медитации согласно линии Мо-пай - полного лотоса. Полулотос - следующая по желательности поза, хотя следует отметить, что эффективность полного лотоса почти вдвое выше, чем полулотоса. Если вы не можете принять ни одну из этих поз, то лучше всего просто сесть на землю и скрестить ноги перед собой.

Важно, чтобы макушка головы была направлена к небу, а основание таза касалось земли. Позвоночник должен быть прямым, плечи расслаблены. Положите руки так, чтобы им было удобно. В традиции Мо-пай при медитации лучше всего концентрироваться на даньтяне. Другие школы рекомендуют другие точки, но опыт нашей традиции показывает, что точка даньтянь является более безопасной и практичной. Это утверждение подтверждают и другие китайские традиции, тесно связанные с темой биоэнергетики и медитации.5 Действительно, в китайских больницах, изучающих тренировки, клинически зафиксировано множество случаев помешательства, вызванного практикой ч'и-кунг из-за того, что практикующий пытался переместить фокус своего упражнения с точки даньтянь до того, как был готов к этому. Даньтянь подобен огромному хранилищу, которое в относительной безопасности поглотит и беды, и благословения.

Ваше эмоциональное состояние

Следующий фактор, который необходимо учитывать при медитации, - это ваше эмоциональное состояние. Это гораздо сложнее, чем кажется. В боевых искусствах поддержание осознанного и невозмутимого ума имеет первостепенное значение. Это осознание ума должно сохраняться в течение всего противостояния и после него (некоторые говорят, что в каждый момент жизни). Самым большим разрушителем этого осознания является эмоциональный дисбаланс.

Стереотип убийцы с характером машины, ледяного и равнодушного, не совсем подходит для боевых искусств или медитативных практик, если на то пошло. На самом деле, наши эмоции должны течь свободно и естественно, не скованные оковами разума. Поскольку наши эмоции тесно связаны с нашим личным бессознательным разумом и тем самым с потоком биоэнергии, подавление этих эмоций просто смехотворно. Это все равно, что поставить узкое место в постоянно текущем потоке - в конечном итоге возникнут проблемы. Мы должны позволить нашим эмоциям выражаться без ограничений, как у ребенка. Это может означать, что в одну минуту вы можете быть в ярости, а в следующую - улыбаться и смеяться. Обычным результатом будет то, что большую часть времени вы будете вполне счастливы и довольны. Конечно, люди могут считать вас странным, незрелым или даже сумасшедшим, но в конечном итоге это их проблема, а не ваша. Именно из-за подавления эмоций, навязанного нашим обществом, 25 процентов населения западных стран принимают антидепрессанты. Если вы хотите по-настоящему медитировать, ваша биоэнергия должна течь свободно, а это значит, что ваши эмоции не должны быть скованы.6

Если позволить эмоциям течь свободно, то центральная нервная система автоматически расставит приоритеты, а это значит, что они не будут снижать работоспособность. Например, несколько лет назад я попал в аварию на своем мотоцикле; я наехал на масляное пятно, когда довольно быстро проезжал поворот. Моя подготовка в области боевых искусств взяла верх, и мое тело отреагировало автоматически. Все замедлилось - с кристальной ясностью я помню, как положил мотоцикл, убедившись, что мое тело находится в стороне от дороги. Ух ты, как здорово, подумал я, падая. Мотоцикл и я скользили вместе довольно долго. После того как мотоцикл остановился, я продолжил движение еще на десять ярдов. В итоге я получил кровавую царапину на колене, а мотоцикл нуждался в новой покраске.

После того как я встал, эмоции, которые я должен был испытывать во время инцидента, начали проникать в мое тело. Первым пришел гнев: Какой (блядь) идиот разлил здесь (блядь-блядь-блядь) масло? Пусть блохи и клещи десяти тысяч верблюдов поселятся в его чреслах!" и так далее. Затем пришел страх, самый настоящий страх, с которым сталкиваются во время встречи со смертью. Это потрясло меня на несколько минут. И наконец пришло облегчение, искреннее облегчение человека, пережившего аварию. Я вознес безмолвную молитву Богу и поблагодарил Его за свою жизнь. Затем я поднял свой мотоцикл и помчался дальше. Все было так, как будто этого никогда не было. Я вспомнил об этом случае только сегодня, когда искал в памяти подходящую историю, чтобы проиллюстрировать свою мысль.

Если ян-цзи действительно является инициатором ядерной трансмутации, то его существование вполне может объяснить специфические заболевания организма, связанные с эмоциями, такие как камни в почках, желчном и мочевыводящих путях/мочевом пузыре, которые мучают многих людей. Есть основания полагать, что даже форма этих камней зависит от эмоций, которые конкретный человек подавляет в данный момент.

Ч'и

Третий фактор, ч'и (биоэнергия), мы подробно обсуждали и в этом тексте, и в книге "Маг Явы". Позвольте мне повторить, что биоэнергия тесно связана с личным бессознательным разумом и нашим эмоциональным контекстом. Поскольку большая часть этой книги прямо или косвенно связана с темой ч'и, единственное дополнительное утверждение, которое я хотел бы здесь добавить, заключается в следующем: Чем больше у вас ч'и, тем легче достичь истинной медитации.

Ум

Четвертый фактор, ум, имеет отношение к нашему личному сознанию, нашему непосредственному осознанию себя и моего. Суть ума раскрывается во всех религиях с начала времен. Например, в греческом православном монастыре на Крите я обнаружил надпись, которая, исходя из стереотипов, должна была бы больше подходить буддийскому Непалу или Тибету, чем солнечному Средиземноморью: "Разум - творец всего и причина всего бытия".7 Опять же, если ян ч'и вызывает ядерную трансмутацию, то вышеприведенная аксиома верна, и наша реальность действительно формируется нашим разумом. Однако, говоря о разуме, я имею в виду не только наше личное сознание, но и наше личное бессознательное, и, что самое важное, массовое бессознательное, которое действительно формирует наше физическое существование. По сути, реальность - это консенсус; это то, о чем мы бессознательно договариваемся между собой (подобно тому, как мы пришли к общемировому пониманию того, что такое деньги). В качестве интересного отступления, я предполагаю, что большая часть силы Джона происходит от того факта, что у него так много ян-цзи, собранного в его даньтяне, что он может влиять на ход естественного закона вокруг него, фундаментально преодолевая реальность, которая была наложена на нашу Вселенную нашим массовым бессознательным умом.

Таким образом, базовая медитация в основном направлена на успокоение нашего сознания. Вы, несомненно, читали о различных методах, которые можно использовать для снижения активности мысли, чтобы достичь тета-состояния сознания или еще более низких состояний. (Назовите это сближением сознательного и бессознательного разумов, ведь в конечном итоге именно это и происходит - само просветление есть не что иное, как объединение сознательного и бессознательного разумов). Я не буду повторять здесь стандартные предписания этих методов - большинство из них сосредоточено на вхождении в состояние выраженной релаксации. Существуют тысячи книг, описывающих медитативные практики - в одних используются мантры и визуализация, в других - нет. (Для интереса отмечу, что система Мо-Пай не использует ни мантры, ни визуализацию в своем тренировочном режиме). Очень важно отметить, что настоящая медитация - это не концентрация и не расслабление. Мы используем концентрацию и расслабление, чтобы подойти к медитации, но по сути медитация происходит сама по себе. Можно сказать, что концентрация и расслабление - это средства, с помощью которых мы приближаемся к Бесконечному и Вечному, а медитация - это результат того, что Бесконечное на короткое время открывает свои врата для нашего личного осознания. Концентрация - это усилие. Расслабление - это действие. Медитация происходит сама собой - это форма капитуляции. Все очень просто.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: