Источник: Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие. — Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1995. — С. 55—57.




Приложение 3.1

Эвристическая беседа (образцы)

Источник: Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – С. 201—202.

Семиклассникам при изучении истории Киевской Руси была дана следующая задача в целях проверки понимания социальной сущ­ности принятия христианства: «Ряд лет работая на раскопках кур­гана, под которым находились неукрепленное поселение и укреп­ленное городище, непосредственно примыкавшие друг к другу, ар­хеологи в городище находили предметы только христианского веро­вания, а в неукрепленном поселении — предметы только языческих верований. Постройте гипотезу, объясняющую это различие».

Учащиеся с большим или меньшим успехом решали эту задачу. Но в одном из классов она встретила затруднения, и учитель ор­ганизовал решение задачи в ходе эвристической беседы, запись которой мы приведем несколько сокращенно.

Учитель. В задаче идет речь об археологических раскопках и двух типах поселений — укрепленном городище и неукрепленном поселении, примыкавшем к первому. Вы знаете, чем занимается археология и какие вопросы ей приходится решать. Какой воп­рос возник бы у вас с самого начала, если бы вы были архео­логами?

Ученик К. К одному и тому же времени относятся поселения или не к одному?

Учитель. Я думаю, что правильно. Но почему этот вопрос пер­вый? Что нам даст ответ на него?

Ученик С. Если поселения не одновременны, то ответ ясен — сначала были поселения языческие, а после них христианские.

Учитель. Но тогда почему остатки разных верований были в разных местах? Они могли бы оказаться в одном и том же посе­лении!

Ученик В. Ясно. Значит, это были поселения одного време­ни, раз находили остатки различных верований в разных поселе­ниях, примыкавших друг к другу.

Учитель. Хорошо. Допустим, что они принадлежали к одному времени. Что же из этого следует?

Ученик Ф. Что это было одно поселение из двух частей.

Ученик К. Что в городище жили завоеватели, а в неукреплен­ном поселении — покоренные.

Ученик Л. Что в городище жили знатные, а в поселении — беднота.

Учитель. Что правильнее, что более вероятно?

Ученик З. Завоевателей тогда не было, но если бы они и были, то они стали знатью по отношению к завоеванным.

Учитель. Хорошо. Что же можно предположить о причине того, что находили остатки разных верований в разных поселениях? Какое объяснение можно предположить?

Ученик Ф. Так как в городище жила знать и там же оказались остатки христианской религии, то, значит, знать уже приняла хри­стианство, а бедные остались язычниками.

Учитель. Чем же это объяснить?

Ученик М. Мы знаем, что народ сопротивлялся знати и не хотел принять новую веру, которая была выгодна знати.

Учитель. А почему это только гипотеза? (Ученики молчат.) Потому, что для полного доказательства высказанного вами пред­положения нужно найти факты, свидетельствующие о том, что жители этих поселений пользовались предметами религиозных веро­ваний, остатки которых нашли археологи. Гипотеза — это предпо­ложение, которое обосновывается рядом доводов, но это предполо­жение еще нельзя считать вполне доказанным.

 

Источник: Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие. — Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1995. — С. 55—57.

Пример эвристической беседы, использованной на уроке в третьем классе (тема урока: «Природа степей»):

На вопрос о том, какая в степи зима, ученик отвечает: «Зима в степи короткая и теплая». Однако этого ответа недостаточно, тем более, что ученик не может свой ответ обосновать. Путем эвристической беседы учитель подводит учащихся к пониманию причин, характеризующих времена года в данной природной зоне.

Учитель: Посмотрите на карту и скажите, как расположена степь по отношению к тундре и к полосе лесов? Где зимой теплее и почему?

Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солнце находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, поэтому в полосе степей теплее, чем в тундре и в полосе лесов.

Учитель: Как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи?

Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревает сильнее солнцем.

Учитель: Правильно. Какой из этого можно сделать вывод, какая зима в степи?

Ученик: Зима в степи более короткая и теплая, чем в тундре и в полосе лесов.

Учитель: Как вы думаете, одинаковая ли будет зима на территории всей степи? Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимнего времени года — короткая и мягкая зима?

Учащиеся дают противоречивые ответы.

Учитель: Постараемся вместе ответить на этот вопрос. Посмотрим на карту. Что вы можете сказать о территории зоны степей?

Ученики: Территория степей большая...

— Степь вытянута с запада на восток.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, одинаковы ли будут климатические условия в западной и восточной частях степи?

Ученик: Климатические условия будут различны.

Учитель: Где будет теплее, в западной степи или в восточной?

Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду.

Учитель: Где же зима будет мягче, теплее и менее продолжительная?

Ученик: Зима будет менее холодной и менее продолжительной, конечно, на западе, в западных степях, чем на востоке.

Учитель: Итак, вернемся к вопросу, поставленному в самом начале.

Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимы - короткая и мягкая?

Учащиеся дают отрицательный ответ.

Учитель: Почему не подходит? Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся дают полный ответ.

Учитель: А теперь давайте подведем итог, какая же зима в степной полосе?

Ученик: Короткая, мягкая в западной части степей и более суровая на востоке.

 

 

Источник: Плескацевич Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения (на материале предметов гуманитарного цикла в средних классах школы): дисс. … канд. пед. наук. – Мн., 1969.

Русский язык. Тема: правописание -нн- в именах прилагательных.

На доске – слова: сонный, туманный, осенний, старинный, ценный.

Учитель: Как найти правило, по которому можно было бы безошибочно писать такие слова?

Ответа нет.

Учитель: Назовите, к какой части речи принадлежат данные слова?

Ответ: Это прилагательные.

Учитель: Верно. От какой части речи образовано каждое из этих прилагательных?

Ответ: От существительного.

Учитель: Подкрепите ответ записью.

Ответ: Сонный – сон, туманный – туман, осенний – осень, старинный – старина, ценный – цена.

Учитель: В существительных отыщите и подчеркните основу.

Ответ: Сон, туман, осен, цен, старин.

Учитель: Что объединяет все эти основы?

Ответ: Они заканчиваются на -н-.

Учитель: Перед вами исходные существительные и полученные прилагательные: сон – сонный, туман – туманный и т. д. Как образовались эти прилагательные?

Ответ: От основы существительных с помощью суффикса -н-: сон + н = сонн.

Учитель: Что еще добавляли?

Ответ: Необходимые окончания: сонн + ый = сонный.

Учитель: Чем является в составе слова -н-, которое мы добавляем?

Ответ: Это суффикс.

Учитель: Значит, сколько -н- мы получаем в прилагательных?

Ответ: получаем двойное -нн-: одно от основы существительного, второе – суффиксальное.

Учитель: Кто из вас теперь может сформулировать правило?

Ответ: формулируют правило.

Учитель: Что надо знать, в подобных словах не допускать ошибок?

Ответ: Нужно сначала установить, относится ли слово к прилагательному. Если оно прилагательное, то посмотреть, от какой части речи оно образовано. Если от существительного, то посмотреть, на какую букву заканчивается основа, и с помощью какого суффикса образовано прилагательное от этого существительного.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: