Государственная социальная политика: понятие и сущность




4.1. Государственная социальная политика: понятие и сущность

Социальная политика государства – это воздействие государства на социальную сферу общества, его деятельность по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержа­нию приемлемого для общества уровня их жизни, предоста­влению социальных услуг населению, обеспечению консти­туционных социальных гарантий гражданам, оказанию соци­альной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества. Социальная политика государства рассматривается в связи с социальной сферой обще­ства. То, что социальная политика имеет самое непосредственное отношение к этой сфере общества, не вызывает сомнений, поскольку основными элементами социальной сферы являются люди, объединенные в социальные общности.

Вместе с тем социальная политика государства направлена не только на социальную, но и другие сферы общества – материально-производственную (экономическую), политическую и духовную, ибо люди также являются основными элементами этих общественных сфер.

Социальная политика государства зависит от материально-производственной сферы общества, так как уровень развития производительных сил и производственных отношений опре­деляет экономические возможности общества для проведения государственной социальной политики. О связи социальной политики государства с материально-производственной сфе­рой общества следует судить на основании того, что только достаточно развитая экономика дает возможность государству проводить эффективную социальную политику. Однако эффективность государственной социальной политики зависит не только от уровня развития экономики, но и от самого государства как субъекта ее проведения. Государство вместе с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными союзами являются основными элементами политической сферы общества. Все они могут проводить социальную политику, выступая ее субъектами.

Связь социальной политики государства с духовкой сферой общества проявляется, прежде всего, в таких областях духовной сферы, как образование и духовная культура, которые зачастую относят к социальной сфере общества.

Социальная политика государства имеет цели, принципы, методы, средства, содержание формы, направления, приоритеты, объекты и субъекты.

Цель государственной политики означает предвосхищение результатов социальной политики, на достижение которых направлены действия государства. Цели социальной политики многообразны и могут со временем меняться. Например, главной целью социальной политики в 1992 – 1993 годы в Российской Федерации было предупрежде­ние дальнейшего обнищания народа, роста безработицы сверх общественно приемлемого уровня и создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального по­ложения и условий жизни различных слоев и групп населения. Данная цель была достигнута. В 1994 году основ­ными целями социальной политики Правительство Россий­ской Федерации определило:

ü создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества обеспечить высокопроизводительным и эффективным трудом свое благосостояние и благополучие всего общества;

ü поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан;

ü усиление адресной социальной поддержки, в первую оче­редь, слабозащищенных групп населения с целью ограниче­ния, а в последующие годы и сокращения масштабов бед­ности;

ü обеспечение основных социальных гарантий в области до­ходов населения и сохранение минимальных, не ниже дей­ствующих гарантий медицинского и социального обслужи­вания, образования и культурного развития;

ü стабилизацию положения в жилищной сфере, формирова­ние системы поддержки слабо защищенных слоев населения в части содержания и приобретения (строительства) жилья;

ü сдерживание массовой безработицы;

ü гарантию и социальную поддержку вынужденных мигрантов.

Государство с учетом уровня экономического развития формулирует главные цели своей социальной политики. В обобщенном виде такими целями могут быть гарантии граж­данам минимального дохода, обеспечение им доступного для общества уровня социальных услуг, предоставление матери­альной помощи в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца и других социальных невзгод.

Под принципом социальной политики государства следует понимать основную идею, основное правило ее проведения. В условиях переходного периода к рыночной экономике госу­дарственная социальная политика в России строится на следу­ющих основных принципах:

ü всеобщности в сочетании с дифференцированным подхо­дом к различным группам населения;

ü активного характера социальной политики, усиления ее влияния на эффективность общественного производства;

ü комплексности, целевого характера и адресности;

ü динамизма и гибкости;

ü социального партнерства:

ü разграничения компетенций на федеральном и региональном уровнях;

ü применения научно обоснованной нормативной базы.

Методы реализации политики государства – это совокупность принципов и способов достижения целей.

Средствами осуществления социальной политики являются инструменты государства, с помощью которых оно проводит социальную политику. К их числу относятся законы, правовые нормы, учреждения, организации, предприятия, социальные нормативы, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.д.).

К числу средств реализации социальной политики относятся финансовые средства. Социальная политика финансируется за счет двух основных источников: средств государственного бюджета и средств внебюджетного фондов.

Внебюджетные фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный аккумулируют поступающие социальные взносы и затем направляют средства на финансовые выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним до полутора лет, на погребение, санаторно-курортное обслуживание, страхование по безработице, обязательное медицинское страхование.

Содержание государственной социальной политики соста­вляет деятельность государства по достижению целей реали­зации провозглашенных им принципов социальной политики.


Государство принимает меры к ре­альным действиям по управлению социальной сферой, удовле­творению социальных потребностей людей, поддержанию приемлемого для общества их уровня жизни, предоставлению им социальных услуг, обеспечению социальных гарантий, со­циальной поддержке нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и семей.

Формой проведения социальной политики государства является способ существования и выражения ее содержания. Так, например, социальная поддержка нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и семей осуществляется в форме денежных выплат и натуральных услуг. Денежные выплаты предоставляются при возмещении утраты заработной платы (пособие по безработице, пенсия и т.д.). Натуральные услуги предоставляются при сложной социальной ситуации, которая может быть устранена за счет этих услуг (медицинские услуги, продовольственные товары и т.д.).

Под направлением государственной социальной политики следует понимать направленность, линию, курс, установку, ориентацию государства в определенней области социальной политики. В Программе углубления экономических реформ определены следующие основные направления социальной политики на всех этапах реформ:

ü регулирование доходов населения;

ü целевая помощь наиболее социально уязвимым группам населения;

ü обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;

ü реформа организационных структур и источников финансирования здравоохранения, образования пенсионного обеспечения, жилищная реформа.

Объектами социальной политики государства являются люди, объединенные и социальные общности. Однако социальное положение людей в обществе неодинаково. Одни своим трудом обеспечивают свое благосостояние и благополучие своей семьи, другие живут за счет доходов от предпринимательской и иной деятельности, третьи нетрудоспособны. Поэтому объекты социальной политики государства должны быть дифференцированы. Основанием для дифференциации может служить деление населения на трудоспособное и нетрудоспособное. Если для трудоспособных граждан государство создает условия для самостоятельного обеспечения благополучия, то нетрудоспособное население является основным объектом государственной социальной политики. Вторым основанием для дифференциации объектов социальной политики государства является уровень доходов. Существуют богатые и бедные, обеспеченные и малообеспеченные люди. Государственная помощь должна быть оказана бедным и малообеспеченным людям и семьям.

В качестве субъектов социальной политики государства выступают органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые формируют и реализуют социальную политику. В Российской Федерации главой государства является Президент, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе государственной социальной политики.

При Президенте созданы также координационные комитеты по делам инвалидов, физической культуре и спорту, комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, которые занимаются координацией работы по соответствующим направлениям социальной политики. Представительным и законодательным органом является парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации, который осуществляет социальное законодательство. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума принимает федеральные законы, в которых отражена социальная политика государства. В Государственной Думе созданы комитеты, занимающиеся непосредственно социальными вопросами: по труду и социальной поддержке, охране здоровья, образованию, культуре и науке, делам женщин, семьи и молодежи. Законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, имеющего право их одобрять или отклонять. В Совете Федерации также имеются комитеты, которые непосредственно занимаются социальными вопросами,- по социальной политике, вопросам науки, культуры и образования.

Исполнительную власть осуществляет Правительство, в состав которого входят федеральные министры, непосредственно отвечающие за решение социальных вопросов. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения. В аппарате Правительства созданы министерства, курирующие социальные вопросы труда, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры, науки и образования.

В федеративном государстве существует разделение субъектов социальной политики по уровням управления: федеральный и региональный уровни управления и местное самоуправление.

Российская Федерация и ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа) имеют сферу совместного ведения по социальным вопросам. В совместном ведении федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита и социальное обеспечение.

Важнейшими направлениями взаимодействия федеральных и региональных органов власти являются:

ü формирование единого рынка труда;

ü содействие обеспечению занятости и поддержка работников, высвобожденных в ходе структурной перестройки экономики;

ü выработка механизмов регулирования внутренней и межрегиональной миграции;

ü нормализация демографической ситуации в стране;

ü реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.

Между федерацией и ее субъектами существуют также разграничение предметов ведения в разработке и реализации социальной политики. В соответствии с Конституцией в ведении федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального и культурного развития России.

 

 

Социальная политика региона – одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики региона в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика региона, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о

социальной политике, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Региональная социальная политика – это целенаправленная деятельность региона, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством региональной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются:

- защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

- обеспечение помощи самым бедным семьям;

- выдача помощи на случай безработицы;

- обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

- развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

- проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность региона в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины регионального сектора в том или ином регионе социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики региона. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью региональной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня типы региональной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма.

Вторая группа – институциональная.

Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии.[1]

Обе группы различаются между собой не наличием

или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности региона.

Главное звено в социальной политике региона занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. По другому «доход» – это часть произведенного продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нем. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Можно выделить три главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.[2]

Номинальный доход /NI/ – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода:

Располагаемый доход /DI/ – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход /RI/ – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей, оказывающих существенное влияние на формирование доходов населения. За счет этих платежей осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (по уходу за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии региональных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

- выплат по государственному страхованию;

- банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

- процентов по вкладам в банках, начисляемых по итогам года;

- доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

- выигрышей по лотереям;

- временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

- выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Однако при общих принципах формирования доходов «заработанных» и полученных по каналам правительственных программ сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней жизни различных слоев и групп населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: