Профессиональные требования работодателей,
Основные требования, предъявляемые к выпускникам вузов потенциальными работодателями:
- умение брать на себя ответственность и принимать решения на своем уровне;
- умение понимать стратегию компании и способность интегрировать стратегию своего участка работы в общую стратегическую линию;
- умение адаптироваться к деловой культуре компаний, в том числе и зарубежных;
- готовность работать в большой команде;
- свободное владение одним или несколькими иностранными языками;
- коммуникабельность;
- лидерские установки и серьезные амбиции на карьерный рост;
- знание современных информационных систем и свободное ориентирование в Интернет-пространстве;
- навыки работы с современными программными продуктами;
- наличие некоторого производственного опыта;
- высокие этические стандарты ведения дела;
- желание повышать свой профессиональный уровень путем дополнительного обучения или самообучения.
Предполагается, что все эти знания и навыки студент должен получить во время обучения в вузе, но вузфизически не может обеспечить ту специализацию, которая существует на предприятиях и в организациях. Его задача – дать общие знания, а главное – навыки, позволяющие выпускнику эффективно заниматься самообучением в тех узких сферах, с которыми он столкнется на практике после окончания вуза.
Современный специалист представляет собой единство трех составляющих:
· научные основы деятельности - знания, обеспечивающие понимание сути вещей, явлений и связей между ними, возможность прогнозирования тенденций развития различных процессов;
· техника и технологии - совокупность общих и конкретных приемов и методик, обеспечивающих максимально адекватную и эффективную реализацию принятых решений;
· искусство самореализации - способность адекватно применять научные знания и использовать технические приемы в конкретных ситуациях.
В сегодняшнем многообразном и меняющемся мире без понимания границ применимости той или иной конкретной методики, без понимания сути вещей и явлений, без самостоятельности мышления обойтись невозможно, поэтому образование – это прежде всего самообразование, а воспитание – это прежде всего самовоспитание.
При достижении определенного уровня профессионализма, несмотря на успешную карьеру, человек сам приходит к выводу о том, что ему необходимо расширение и обновление его знаний. У специалиста, настроенного на карьерный рост, стремление к обучению (самообучению) становится образом жизни.
Востребованный специалист (ученый) – человек, который непрерывно и больше других учится: чем больше он знает, тем больше видит недостаточность своего знания, тем больше стремится расширить его. Не зря говорят: недавно сошедший со школьной скамьи специалист – еще не специалист, а давно оторвавшийся от учебы специалист – уже не специалист.
Самообучение, самообразование – определенный вид деятельности, которая должна быть систематической, постоянной и напряженной.
Главный эффект самообразования – это сохранение или поддержание высокого интеллектуального и физического уровня персонала и в этой связи индивидуальной и групповой конкурентоспособности.
Наиболее распространенные факторы, мотивирующие к процессу самообразования:
- общение с высококлассным специалистом, опытным руководителем или мастером своего дела;
- разрыв отношений с прежним коллективом или руководителем и переход на другую работу или в другое подразделение;
- необходимость решения самостоятельно или по поручению руководства конкретной задачи или проблемы, имеющей практическое значение;
- плановая ротация персонала или периодическое перемещение с одного рабочего места на другое;
- собственные или чужие ошибки, промахи, неудачи и попытка их учета в своей последующей деятельности.
С организационной точки зрения можно выделить следующие системы самообразования:
- целиком самостоятельная – требует от человека соответствующих организационных навыков, умений и настойчивости;
- комбинированная – требует сочетания как самостоятельной работы, так и использование тех или иных организационных форм (курсы, тематические семинары, консультации, тренинги, вебинары и т.п.).
Одной из основных форм самообучения в современных условиях является дистанционное обучение (образование). Информация при дистанционном обучении передается гораздо дешевле, быстрее и в большем объеме. Но формирование человека с определенными ценностными установками, этическими нормами, с ориентацией на определенный образ жизни происходит в основном при общении студентов с преподавателями и между собой, что повышает ценность очной формы обучения.
По итогам теоретического обучения (самообразования) и практической работы по специальности в зависимости от проявленных усилий достигаются различные уровни профессионализма:
Уровни профессионализма (по зарубежным классификациям) | ||
Характер навыков | Срок формирования | Ключевая фраза |
1. Технические навыки | От 6 месяцев до 1 года | «Я все знаю!» |
2. Специалист | От 3 до 5 лет | «Мы многое можем» |
3. Специалист широкого профиля | От 6 до 8 лет | «Я уже кое-что умею» |
4. Профессионал | От 8 до 10 лет | «Я все знаю, но зачем?» |
5. Эксперт | Более 10 лет | «Мне нужно многое узнать!» |
Самообразование работающего человека можно определить как систему и процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте или вне его:
- если мотивация человека относительно самообразования сильная, то время на него каким-то образом находится;
- если самообразовательная мотивация низкая, времени на него никогда нет или всегда не хватает.
Основные типы работников по отношению к процессу самообучения:
· работник, более или менее постоянно занимающийся самообразованием (стимулируемым или самостоятельно) – наиболее конкурентоспособный тип работника;
· работник, фактически не занимающийся самообразованием, но умеющий убедительно отчитываться о его результатах (изворотливый бюрократический тип) – неэффективный тип работника;
· работник, не занимающийся самообразованием, просто не умеющий этим заниматься или ощутивший бессмысленность самообразования по каким-то объективным причинам – наименее предпочтительный тип работника.
Существует общепризнанная система самотестирования, позволяющая определить психотип личности в плане способности ее к самообучению в профессиональной сфере:
Признаки личности, умеющей самообучаться | Признаки личности, не умеющей самообучаться |
1. Любой вид работы рассматривает как источник пополнения, обновления или совершенствования своих знаний, навыков и умений | 1. Считает выполнение любого вида работы только исполнением предписанных обязанностей |
2. Присматривается к другим людям, подмечает то, чему можно у них поучиться для развития своей личности и повышения профессионального уровня | 2. Не относится к другим людям как к учебникам и учебным пособиям «на двух ногах» |
3. Проявляет интерес к информации, относящейся к своей профессиональной деятельности, ее освоению и применению | 3. Считает, что достаточно много знает в своей области и вряд ли какая-то информация может содержать что-то новое |
4. Рассматривает знания как силу, способствующую достижению необходимых результатов | 4. Относится к знаниям как к силе, имеющей ограниченные возможности |
5. Является сторонником жизненного кредо: «Умирать, так знающим!» | 5. Придерживается взгляда: «Учись, не учись, а дураком помрешь!» |
6. Старается извлекать «уроки» из ошибок, неудач и промахов, допускаемых другими | 6. Ошибки и неудачи рассматривает как неизменные спутники жизни |