Строилась на попытках ЕС создать универсальную политику ко всем странам-соседям ЕС




ü Велось создание пояса добрососедства;

ü Создание взаимовыгодных партнерских отношений;

ü Создание демократических прозрачных дружественных режимов;

ü Торгово-экономическое сотрудничество; также в культуре;

ü Совместное решение проблем, которые возникают на границах – нелегальные миграции;

ü Решение проблем трансграничной преступности;

ü Борьба с терроризмом.

ü Развитие согласна принципам устойчивого развития

(!) Тема вступления в ЕС новых членов рассматриваться не будет, тема расширения не актуальна. - Европейская Политика Соседства не предоставляет странам-партнерам перспективу присоединения к Европейскому союзу, но предлагает привилегированные отношения с ЕС и способствование в достижении целей в различных областях сотрудничества.

=> Получается. Что страны ЕС равны в возможностях, => универсализация политики.

(!) России это не понравилось, т.к. концепция 4-х пространств не соответствует этому.

 

Цели Европейской политики соседства:

v Главная цель ЕПС — разделить блага состоявшегося в 2004 году расширения ЕС (+Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония) с соседними странами в плане укрепления стабильности, безопасности и повышения благосостояния всех заинтересованных стран.

 

(Об укреплении стабильности и надлежащего правления в соседних с ЕС странах, говорится также в Европейской Стратегии Безопасности, одобренной Советом Европы в декабре 2003 года).

v создание благодатного круга путём поощрения правильного управления, экономического и социального развития, модернизации и реформ через установление новых, более интенсивных взаимоотношений, основанных на таких обоюдных или общих интересах и ценностях, как эффективное госуправление, процветание, стабильность и безопасность; демократия, права человека и верховенство закона; на рыночной экономике, устойчивом развитии и реформировании ключевых секторов. Экономическая интеграция с ЕС позволит странам-соседям успешнее реализовывать свои программы реформ и направления политики экономического развития.

 

(!) Европейская политика соседства является ответом на расширение, и вследствие увеличение территории + новые возможности+новые проблемы + новые задачи.

 

· В марте 2003 года Комиссия представила свое Сообщение «Большая Европа — соседи: новая основа отношений с восточными и Южными соседями ЕС», в котором впервые были представлены принципы новой Европейской политики соседства и отмечалась важность ЕС в укреплении отношений с странами-соседями. (Согласно этому Сообщению для оказания содействия третьим странам, включая страны, охватываемые в настоящее время программами Тасис и МЕДА, Комиссия предлагает создать Европейский инструмент соседства. Эта идея получила дальнейшее развитие в Сообщении, подготовленном в июле 2003 года «На пути к новому инструменту соседства»).

 

· В мае 2004 года Европейская Комиссия представила Сообщение «Европейская политика соседства. Стратегия и Доклады по Странам», в котором указываются четкие шаги по внедрению Европейской политики соседства и методы распространения благ расширения ЕС на соседние страны.

· Июнь 2004 г.: 25 глав государств и правительств скрепили своими

подписями Документ о стратегии Комиссии

 

· Февраль – июль 2005 г.: Приняты Планы действий ЕСП для Израиля, Иордании, Молдовы, Марокко, Палестинской Автономии, Туниса и Украины

 

· Весной 2005 г. представлены Отчёты по странам в отношении Армении, Азербайджана, Египта, Грузии и Ливана

· Планы Действий будут содержать ряд приоритетных целей, выполнение которых является важнейшим элементом отношений ЕС с партнерами:

политический диалог – предполагает вопросы внешней политики и политики безопасности,

политика экономического и социального развития - предполагает наличие продвинутых преференциальных торговых отношений и расширение финансовой и технической помощи.– ----- торговля - предусматривает более значительное открытие рынка в соответствии с принципами ВТО и стандартами ЕС;

юстиция и внутренние дела - предусматривает более сотрудничество в области миграции, предоставления убежища, визовой политики, мер по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, отмыванием денег, а также финансовыми и экономическими преступлениями.

 

· Вообще ЕПС адресована нынешним соседям ЕС, а также тем, кто стал ближе к ЕС в результате расширения.

v В Восточной Европе: Украина, Беларусь и Молдавия

v На Южном Кавказе Армения, Азербайджан и Грузия

v В Средиземноморском регионе: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Сирия, Тунис, а также Палестинская автономия.

 

Это интересно:

 

Министерство иностранных дел Украины отмечает неизменность позиции Украины по поводу Европейской политики соседства: ключевые принципы ЕПС не отвечают стратегической цели Украины по получению членства в Европейском Союзе.

44. Политика РФ в Восточной Азии

Курсив – это с тетради

В Восточную Азию обычно включают: Китай, Японию, С. И Ю. Кореи, Монголию и Тайвань (Китайская Республика на Тайване) – это «узкая составляющая региона».

В последнее время все большее распространение получает и расширительное понимание ВА как геоэкономического ареала: Япония, Китай, Ю. Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Индонезия.

Характеристики:

ü Густонаселенный регион

ü Наличие природных ресурсов (особенно на шельфе)

ü Все больше и больше заявляют о себе – Тайвань, Ю. Корея, Сингапур

ü Регион лидирует по объему иностранных инвестиций в мире

ü Там дешевая рабочая сила, мягкий климат – не надо утеплять заводы, экология нормальная (просто никто за нее не печется)

ü Сосредоточено сразу несколько потенциально крупных конфликтов: Корея, Китай-Тайвань, Китай – Вьетнам, + Курилы => взрывоопасный регион

ü В Индонезии столкновения на этнической и религиозной основе

ü золотой треугольник (наркотики) – Лаос, Бирма, Тайланд

 

Россия - Китай

· КНР – одно из важнейших государств современного мира. Территория – 9,6 млн. кв км, самая многонаселенная, проживает более 1 млрд. 276 млн. чел.

монополия на власть принадлежит КПК. По форме правления – социалистическая республика, председатель КПК - Ху Цзиньтао

 

· История отношений:

В 49 г. –Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни.

дипломатические отношения между СССР и КНР установлены 2 октября 1949 г.

До 56 г. – СССР и Китай очень сильно дружили, были против Америки.

56 г. – 20 съезд партии. Культ личности => ухудшение отношений

Китай хотел отвлечь внимание от своих внутренних проблем, поэтому создал угрозу севера (со стороны СССР) и до распада СССР отношения были плохие

1969 г. - китайско-советские пограничные конфликты на о. Даманский и у оз. Жаланашколь (Казахстан)

В 1990 гг. произошло укрепление экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в 1978 г. под руководством лидера Компартии Китая Дэн Сяопина, китайская экономика вышла из кризиса. В стране была решена продовольственная проблема.

В к. 80-х г. – восстановление отношений привычным для Горбачева способом – через передачу территорий, начались переговоры о новом договоре о границе, который в итоге подписал Ельцин в 1992 году, в результате которого Китаю был передан целый ряд островов, в частности, о. Даманский).

С сер 90-х – сотрудничество между странами по множеству направлений, торгово-экономические отношений.

· Китай придерживается курса независимой, самостоятельной, мирной внешней политики. Внешняя политика Китая характеризуется следующими основополагающими моментами. Целью внешней политики Китая является защита мира во всем мире и создание мирной международной обстановки, благоприятствующей модернизации страны.

· Тайвань: проблема была и остается одной из наиболее острых во внешней политике. В настоящее время Тайвань держит курс на фактическую независимость от материка и пытается вступить в ООН самостоятельно. Официальный Пекин неоднократно заявлял, что не остановится перед применением силы в случае суверенизации Тайваня. Позиция РФ по Тайваню: существует только один Китай - КНР

· Сейчас российско-китайские отношения характеризуются устойчивой высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях - главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 г. в Москве.

· Контакты между главами государств России и Китая приобрели регулярный характер – встречи проводятся не менее трех раз в год

· Вопросы границ между РФ и КНР

завершена процедура ратификации подписанного российско-китайского Дополнительного соглашения о государственной границе на ее Восточном участке. Дополнительное Соглашение (было подписано 14 октября 2004 г., ратифицировано в мае 2005 г.) определяет прохождение линии госграницы на двух участках, которые были оставлены для дальнейших переговоров при заключении Соглашения о границе с Китаем на ее Восточной части в 1991 году. Речь идет о районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска. Согласно соглашению, граница пройдет таким образом, что территория обоих участков будет распределена между Россией и Китаем примерно пополам. При этом часть острова Большой Уссурийский, а также весь остров Тарабаров будут переданы Китаю.

· Между Россией и Китаем запущен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере.

· В российско-китайской двусторонней торговле в течение продолжительного времени отмечается положительная динамика увеличения двусторонней торговли. Китай занимает четвертое место среди основных торговых партнеров России из числа стран дальнего зарубежья, уступая Германии, Нидерландам, Италии, и является главным партнером России в Азии. Мы поставляем Китаю сырье - нефть, газ, лес, рудные ископаемые, цветные металлы, но НЕ черные, т.к. сам Китай сейчас обгоняет нас по прокату стали.

+ В Китае завершается строительство 1-ой очереди АЭС “Тяньвань” с российским участием (провинция Цзянсу). Продолжается проработка перспективных нефтяных и газовых проектов, началось создание совместных технопарков.

· Сегодня Китай занимает 1 место среди зарубежных покупателей российского вооружения, но вскоре ситуация может измениться. Страны ЕС готовы снять ограничения на продажу Китаю военной техники. В этом случае у российского ВПК появятся серьезные конкуренты.

· Китай сейчас в 5ке основных торгово-экономический партнеров, нефть, газ, мин удобрения, прокат цветных металлов.

· Позиции России и КНР по принципиальным вопросам современного миропорядка и по основным международным проблемам, таким, как иракская и ситуация на Корейском полуострове, совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики.

· Политические проблемы между РФ и Китаем:

1. борьба за влияние в средней Азии,

2. спорные территории (острова на Амуре, Мессуре были переданы Китаю => спорных территорий практически не осталось)

3. экспансия китайского населения в РФ (Восток, Сибирь).

4. проблемы в области энергетического сотрудничества: сейчас в Китае начинает резко возрастать потребность в газе и нефти, одним из вариантов решения этой проблемы может стать строительство нефте-, газопроводов из России.

 

Россия-Япония

· Политический вес Японии после окончания Второй мировой войны долго оставался низким. О ней часто говорили как об «экономическом гиганте и политическом карлике ».

· После поражения в войне и американской оккупации внешняя политика Японии была полностью переориентирована на США. С Соединенными Штатами была связана японская политика в области обороны и безопасности, на японской территории разместились американские военные базы.

· Сама же Япония в соответствии с «мирными» статьями своей конституции ОТКАЗАЛАСЬ от АРМИИ. Вместо нее были созданы силы самообороны. Правда, сегодня они не уступают по своей оснащенности и подготовке армиям многих государств мира.

· Еще в 1967 г. Япония сформулировала три безъядерных принципа, в соответствии с которыми взяла на себя обязательство

ü не иметь,

ü не производить

ü не экспортировать ядерное оружие.

 

· Оставаясь союзником США и других западных стран, Япония предпочитала дистанцироваться от каких-либо совместных силовых действий, ограничиваясь финансовой помощью. Например, в 1991 г. во время проведения операции «Буря в пустыне ». Некоторые перемены произошли во внешней политике Японии в начале XXI в. Правительство добилось от парламента активизировать свою внешнюю политику по линии участия в миротворческой деятельности ООН. Японские воинские контингент были направлены сначала в Афганистан, а затем и в Ирак.

· территориальный вопрос – вопрос о "северных территориях" – острова Итуруп, Шикотан, Кунашир, Хабомаи

ü 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими.

ü 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 курильских островов в обмен на Южный Сахалин.

ü В 1905 году, после поражения России в Русско-японской войне, подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина.

ü 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов. В августе-сентябре оккупировал Южные Курилы.

ü 1951 год заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова (СССР договор не подписывал). Как утверждает японское руководство в наши дни, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входят и от них Япония не отказывалась.

ü 1956 года СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора (который не подписан до сих пор).

ü В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия — продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырёх южных островов Курильской гряды.

ü В 2005 году президент России Путин выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс (требуя все острова).

ü 2007 Для снижения напряженности между двумя странами было принято совместное решение о помощи в развитии дальневосточного региона (развитие атомной энергетики, прокладка оптических интернет-кабелей через территорию России для связи Европы и Азии)

 

· Новый этап в отношениях с Японией начался после того, как президентом РФ стал В. Путин. Во время визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию им и В. Путиным был подписан Российско-японский план действий с целью придания нового качества двусторонним отношениям, которые должны соответствовать потенциальным возможностям обоих государств. План предусматривает комплекс мер в политической, экономической, культурной областях и, что является новым в отношениях двух стран, в сфере обороны и безопасности.

· Очевидно, что стремление к решению политических проблем было бы ярче выражено с японской стороны, если бы между двумя странами существовала большая экономическая зависимость. Но сегодня это не так. Доля России во внешнеторговом обороте Японии составляет всего около 1%. По этому показателю наша страна находится на 18-м месте, уступая даже Малайзии и Таиланду, не говоря о США или Китае, и роль России как источника сырья для не имеющей своих сырьевых ресурсов Японии остается минимальной.

Россия – Южная Корея

До сентября 1990 года формальных дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея не существовало.

В ходе визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию были подписаны:

- меморандум по совместной разработке компаниями «Роснефть» и Корейской национальной нефтяной компанией проекта «Сахалин-3» (добыча нефти на шельфе Сахалина) и на шельфе Охотского моря.

- соглашение на проектирование, поставку оборудования и строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске (Татарстан)

 

(!) Власти Южной Кореи признали в 2004 году, что в 1980-х годах в стране проводились эксперименты по получению оружейного плутония, а в 2000 году — эксперименты по обогащению урана. Сеул, однако, не поставил МАГАТЭ своевременно в известность о проводимых работах и тем самым грубо нарушил положения Договора о нераспространении ядерного оружия. 26 сентября 2004 года эксперты МАГАТЭ, проведя инспекцию на ядерных объектах Южной Кореи, высказали предположения, что южнокорейская программа обогащения урана имела и военную составляющую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: