ü Велось создание пояса добрососедства;
ü Создание взаимовыгодных партнерских отношений;
ü Создание демократических прозрачных дружественных режимов;
ü Торгово-экономическое сотрудничество; также в культуре;
ü Совместное решение проблем, которые возникают на границах – нелегальные миграции;
ü Решение проблем трансграничной преступности;
ü Борьба с терроризмом.
ü Развитие согласна принципам устойчивого развития
(!) Тема вступления в ЕС новых членов рассматриваться не будет, тема расширения не актуальна. - Европейская Политика Соседства не предоставляет странам-партнерам перспективу присоединения к Европейскому союзу, но предлагает привилегированные отношения с ЕС и способствование в достижении целей в различных областях сотрудничества.
=> Получается. Что страны ЕС равны в возможностях, => универсализация политики.
(!) России это не понравилось, т.к. концепция 4-х пространств не соответствует этому.
Цели Европейской политики соседства:
v Главная цель ЕПС — разделить блага состоявшегося в 2004 году расширения ЕС (+Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония) с соседними странами в плане укрепления стабильности, безопасности и повышения благосостояния всех заинтересованных стран.
(Об укреплении стабильности и надлежащего правления в соседних с ЕС странах, говорится также в Европейской Стратегии Безопасности, одобренной Советом Европы в декабре 2003 года).
v создание благодатного круга путём поощрения правильного управления, экономического и социального развития, модернизации и реформ через установление новых, более интенсивных взаимоотношений, основанных на таких обоюдных или общих интересах и ценностях, как эффективное госуправление, процветание, стабильность и безопасность; демократия, права человека и верховенство закона; на рыночной экономике, устойчивом развитии и реформировании ключевых секторов. Экономическая интеграция с ЕС позволит странам-соседям успешнее реализовывать свои программы реформ и направления политики экономического развития.
|
(!) Европейская политика соседства является ответом на расширение, и вследствие увеличение территории + новые возможности+новые проблемы + новые задачи.
· В марте 2003 года Комиссия представила свое Сообщение «Большая Европа — соседи: новая основа отношений с восточными и Южными соседями ЕС», в котором впервые были представлены принципы новой Европейской политики соседства и отмечалась важность ЕС в укреплении отношений с странами-соседями. (Согласно этому Сообщению для оказания содействия третьим странам, включая страны, охватываемые в настоящее время программами Тасис и МЕДА, Комиссия предлагает создать Европейский инструмент соседства. Эта идея получила дальнейшее развитие в Сообщении, подготовленном в июле 2003 года «На пути к новому инструменту соседства»).
· В мае 2004 года Европейская Комиссия представила Сообщение «Европейская политика соседства. Стратегия и Доклады по Странам», в котором указываются четкие шаги по внедрению Европейской политики соседства и методы распространения благ расширения ЕС на соседние страны.
· Июнь 2004 г.: 25 глав государств и правительств скрепили своими
|
подписями Документ о стратегии Комиссии
· Февраль – июль 2005 г.: Приняты Планы действий ЕСП для Израиля, Иордании, Молдовы, Марокко, Палестинской Автономии, Туниса и Украины
· Весной 2005 г. представлены Отчёты по странам в отношении Армении, Азербайджана, Египта, Грузии и Ливана
· Планы Действий будут содержать ряд приоритетных целей, выполнение которых является важнейшим элементом отношений ЕС с партнерами:
– политический диалог – предполагает вопросы внешней политики и политики безопасности,
– политика экономического и социального развития - предполагает наличие продвинутых преференциальных торговых отношений и расширение финансовой и технической помощи.– ----- торговля - предусматривает более значительное открытие рынка в соответствии с принципами ВТО и стандартами ЕС;
– юстиция и внутренние дела - предусматривает более сотрудничество в области миграции, предоставления убежища, визовой политики, мер по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, отмыванием денег, а также финансовыми и экономическими преступлениями.
· Вообще ЕПС адресована нынешним соседям ЕС, а также тем, кто стал ближе к ЕС в результате расширения.
v В Восточной Европе: Украина, Беларусь и Молдавия
v На Южном Кавказе Армения, Азербайджан и Грузия
v В Средиземноморском регионе: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Сирия, Тунис, а также Палестинская автономия.
Это интересно:
Министерство иностранных дел Украины отмечает неизменность позиции Украины по поводу Европейской политики соседства: ключевые принципы ЕПС не отвечают стратегической цели Украины по получению членства в Европейском Союзе.
|
44. Политика РФ в Восточной Азии
Курсив – это с тетради
В Восточную Азию обычно включают: Китай, Японию, С. И Ю. Кореи, Монголию и Тайвань (Китайская Республика на Тайване) – это «узкая составляющая региона».
В последнее время все большее распространение получает и расширительное понимание ВА как геоэкономического ареала: Япония, Китай, Ю. Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Индонезия.
Характеристики:
ü Густонаселенный регион
ü Наличие природных ресурсов (особенно на шельфе)
ü Все больше и больше заявляют о себе – Тайвань, Ю. Корея, Сингапур
ü Регион лидирует по объему иностранных инвестиций в мире
ü Там дешевая рабочая сила, мягкий климат – не надо утеплять заводы, экология нормальная (просто никто за нее не печется)
ü Сосредоточено сразу несколько потенциально крупных конфликтов: Корея, Китай-Тайвань, Китай – Вьетнам, + Курилы => взрывоопасный регион
ü В Индонезии столкновения на этнической и религиозной основе
ü золотой треугольник (наркотики) – Лаос, Бирма, Тайланд
Россия - Китай
· КНР – одно из важнейших государств современного мира. Территория – 9,6 млн. кв км, самая многонаселенная, проживает более 1 млрд. 276 млн. чел.
монополия на власть принадлежит КПК. По форме правления – социалистическая республика, председатель КПК - Ху Цзиньтао
· История отношений:
В 49 г. –Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни.
дипломатические отношения между СССР и КНР установлены 2 октября 1949 г.
До 56 г. – СССР и Китай очень сильно дружили, были против Америки.
56 г. – 20 съезд партии. Культ личности => ухудшение отношений
Китай хотел отвлечь внимание от своих внутренних проблем, поэтому создал угрозу севера (со стороны СССР) и до распада СССР отношения были плохие
1969 г. - китайско-советские пограничные конфликты на о. Даманский и у оз. Жаланашколь (Казахстан)
В 1990 гг. произошло укрепление экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в 1978 г. под руководством лидера Компартии Китая Дэн Сяопина, китайская экономика вышла из кризиса. В стране была решена продовольственная проблема.
В к. 80-х г. – восстановление отношений привычным для Горбачева способом – через передачу территорий, начались переговоры о новом договоре о границе, который в итоге подписал Ельцин в 1992 году, в результате которого Китаю был передан целый ряд островов, в частности, о. Даманский).
С сер 90-х – сотрудничество между странами по множеству направлений, торгово-экономические отношений.
· Китай придерживается курса независимой, самостоятельной, мирной внешней политики. Внешняя политика Китая характеризуется следующими основополагающими моментами. Целью внешней политики Китая является защита мира во всем мире и создание мирной международной обстановки, благоприятствующей модернизации страны.
· Тайвань: проблема была и остается одной из наиболее острых во внешней политике. В настоящее время Тайвань держит курс на фактическую независимость от материка и пытается вступить в ООН самостоятельно. Официальный Пекин неоднократно заявлял, что не остановится перед применением силы в случае суверенизации Тайваня. Позиция РФ по Тайваню: существует только один Китай - КНР
· Сейчас российско-китайские отношения характеризуются устойчивой высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях - главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 г. в Москве.
· Контакты между главами государств России и Китая приобрели регулярный характер – встречи проводятся не менее трех раз в год
· Вопросы границ между РФ и КНР
завершена процедура ратификации подписанного российско-китайского Дополнительного соглашения о государственной границе на ее Восточном участке. Дополнительное Соглашение (было подписано 14 октября 2004 г., ратифицировано в мае 2005 г.) определяет прохождение линии госграницы на двух участках, которые были оставлены для дальнейших переговоров при заключении Соглашения о границе с Китаем на ее Восточной части в 1991 году. Речь идет о районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска. Согласно соглашению, граница пройдет таким образом, что территория обоих участков будет распределена между Россией и Китаем примерно пополам. При этом часть острова Большой Уссурийский, а также весь остров Тарабаров будут переданы Китаю.
· Между Россией и Китаем запущен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере.
· В российско-китайской двусторонней торговле в течение продолжительного времени отмечается положительная динамика увеличения двусторонней торговли. Китай занимает четвертое место среди основных торговых партнеров России из числа стран дальнего зарубежья, уступая Германии, Нидерландам, Италии, и является главным партнером России в Азии. Мы поставляем Китаю сырье - нефть, газ, лес, рудные ископаемые, цветные металлы, но НЕ черные, т.к. сам Китай сейчас обгоняет нас по прокату стали.
+ В Китае завершается строительство 1-ой очереди АЭС “Тяньвань” с российским участием (провинция Цзянсу). Продолжается проработка перспективных нефтяных и газовых проектов, началось создание совместных технопарков.
· Сегодня Китай занимает 1 место среди зарубежных покупателей российского вооружения, но вскоре ситуация может измениться. Страны ЕС готовы снять ограничения на продажу Китаю военной техники. В этом случае у российского ВПК появятся серьезные конкуренты.
· Китай сейчас в 5ке основных торгово-экономический партнеров, нефть, газ, мин удобрения, прокат цветных металлов.
· Позиции России и КНР по принципиальным вопросам современного миропорядка и по основным международным проблемам, таким, как иракская и ситуация на Корейском полуострове, совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики.
· Политические проблемы между РФ и Китаем:
1. борьба за влияние в средней Азии,
2. спорные территории (острова на Амуре, Мессуре были переданы Китаю => спорных территорий практически не осталось)
3. экспансия китайского населения в РФ (Восток, Сибирь).
4. проблемы в области энергетического сотрудничества: сейчас в Китае начинает резко возрастать потребность в газе и нефти, одним из вариантов решения этой проблемы может стать строительство нефте-, газопроводов из России.
Россия-Япония
· Политический вес Японии после окончания Второй мировой войны долго оставался низким. О ней часто говорили как об «экономическом гиганте и политическом карлике ».
· После поражения в войне и американской оккупации внешняя политика Японии была полностью переориентирована на США. С Соединенными Штатами была связана японская политика в области обороны и безопасности, на японской территории разместились американские военные базы.
· Сама же Япония в соответствии с «мирными» статьями своей конституции ОТКАЗАЛАСЬ от АРМИИ. Вместо нее были созданы силы самообороны. Правда, сегодня они не уступают по своей оснащенности и подготовке армиям многих государств мира.
· Еще в 1967 г. Япония сформулировала три безъядерных принципа, в соответствии с которыми взяла на себя обязательство
ü не иметь,
ü не производить
ü не экспортировать ядерное оружие.
· Оставаясь союзником США и других западных стран, Япония предпочитала дистанцироваться от каких-либо совместных силовых действий, ограничиваясь финансовой помощью. Например, в 1991 г. во время проведения операции «Буря в пустыне ». Некоторые перемены произошли во внешней политике Японии в начале XXI в. Правительство добилось от парламента активизировать свою внешнюю политику по линии участия в миротворческой деятельности ООН. Японские воинские контингент были направлены сначала в Афганистан, а затем и в Ирак.
· территориальный вопрос – вопрос о "северных территориях" – острова Итуруп, Шикотан, Кунашир, Хабомаи
ü 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими.
ü 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 курильских островов в обмен на Южный Сахалин.
ü В 1905 году, после поражения России в Русско-японской войне, подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина.
ü 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов. В августе-сентябре оккупировал Южные Курилы.
ü 1951 год заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова (СССР договор не подписывал). Как утверждает японское руководство в наши дни, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входят и от них Япония не отказывалась.
ü 1956 года СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора (который не подписан до сих пор).
ü В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия — продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырёх южных островов Курильской гряды.
ü В 2005 году президент России Путин выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс (требуя все острова).
ü 2007 Для снижения напряженности между двумя странами было принято совместное решение о помощи в развитии дальневосточного региона (развитие атомной энергетики, прокладка оптических интернет-кабелей через территорию России для связи Европы и Азии)
· Новый этап в отношениях с Японией начался после того, как президентом РФ стал В. Путин. Во время визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию им и В. Путиным был подписан Российско-японский план действий с целью придания нового качества двусторонним отношениям, которые должны соответствовать потенциальным возможностям обоих государств. План предусматривает комплекс мер в политической, экономической, культурной областях и, что является новым в отношениях двух стран, в сфере обороны и безопасности.
· Очевидно, что стремление к решению политических проблем было бы ярче выражено с японской стороны, если бы между двумя странами существовала большая экономическая зависимость. Но сегодня это не так. Доля России во внешнеторговом обороте Японии составляет всего около 1%. По этому показателю наша страна находится на 18-м месте, уступая даже Малайзии и Таиланду, не говоря о США или Китае, и роль России как источника сырья для не имеющей своих сырьевых ресурсов Японии остается минимальной.
Россия – Южная Корея
До сентября 1990 года формальных дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея не существовало.
В ходе визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию были подписаны:
- меморандум по совместной разработке компаниями «Роснефть» и Корейской национальной нефтяной компанией проекта «Сахалин-3» (добыча нефти на шельфе Сахалина) и на шельфе Охотского моря.
- соглашение на проектирование, поставку оборудования и строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске (Татарстан)
(!) Власти Южной Кореи признали в 2004 году, что в 1980-х годах в стране проводились эксперименты по получению оружейного плутония, а в 2000 году — эксперименты по обогащению урана. Сеул, однако, не поставил МАГАТЭ своевременно в известность о проводимых работах и тем самым грубо нарушил положения Договора о нераспространении ядерного оружия. 26 сентября 2004 года эксперты МАГАТЭ, проведя инспекцию на ядерных объектах Южной Кореи, высказали предположения, что южнокорейская программа обогащения урана имела и военную составляющую.