Концепция внешней политики в июне 2000 г.
- более детально рассматриваются интересы и угрозы в сфере внешней политики
- отмечаются тенденции к многополярному миру
- Россия будет защищать не только граждан, но и соотечественников
Концепция внешней политики в июне 2008 г.
основные приоритеты не меняются
- многополярный мир
- суверенитет государств
- интересы на постсоветском пространстве
- экономические интересы во всем мире
- глобальные проблемы
, НО эта концепция носит более жесткий характер в оценках окружающего мира
Основные ЦЕЛИ по 2000 году:
- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности; - В 2008 году без изменений.
- обеспечение прочных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала; - В 2008 году без изменений.
- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
В 2008 году добавлена фраза: «при координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью».
- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
В новой редакции звучит так: «для... правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире»
- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
В новой редакции: формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, вместо пояса добрососедства по периметру границ.
- поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
Изменено на: «...создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений»
- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом; Без изменений.
- содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах. Без изменений.
- Появился новый пункт, видимо вместо п.2 в концепции 2000 года: «Поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций».
Кратко перечислим, что осталось старое, но по сути политики не потеряло актуальность:
Цитаты из Концепции 2000 года:
«Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.
Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения принятых на себя взаимных обязательств».
Для сравнения в редакции 2008 года: « Россия сохраняет отрицательное отношение к расширению НАТО, в частности к планам приема в члены альянса Украины и Грузии, а также к приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом, что нарушает принцип равной безопасности, ведет к появлению новых разъединительных линий в Европе и противоречит задачам повышения эффективности совместной работы по поиску ответов на реальные вызовы современности».
«В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами....
Хорошие перспективы имеет развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения»
«При определении региональных приоритетов своей внешней политики Российская Федерация будет учитывать интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности их участников к расширению двустороннего взаимодействия с Россией».
Прежняя концепция отводила НПО небольшую роль во внешней политике, одной фразой: «Более широкое вовлечение неправительственных организаций в сферу внешнеполитической деятельности страны отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом внешней политики государства и способно внести вклад в ее эффективную реализацию».