Общая характеристика поведения человека. Значение работ И.М.Сеченова и И.П.Павлова для развития учения о психической деятельности человека и поведения. Условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности. Врожденные (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенные (условные рефлексы) формы поведения человека. Условный рефлекс и функциональная система. Биологические и нейрофизиологические механизмы образования условного рефлекса и обучения. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов. Вегетативные и соматические показатели торможения высшей нервной деятельности.
Физиологические основы психической деятельности. Типы высшей нервной деятельности человека. Темперамент, характер человека. Первая и вторая сигнальные системы. Представление о мышлении, сознании, бессознательном. Речь.
Системная организация целенаправленного поведения (по П.К.Анохину). Узловые механизмы функциональной системы поведения: афферентный синтез, принятие решения, формирование аппарата предвидения результатов, эфферентный синтез, обратная афферентация. Представление о системном квантовании поведения (по К.В.Судакову).
Мотивации. Нейрогуморальные механизмы формирования и свойства мотивационного возбуждения. Виды мотиваций. Представление о доминирующих мотивациях. Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании биологических мотиваций. Роль коры головного мозга в формировании социальных мотиваций.
Память. Виды памяти. Механизмы кратковременной и долговременной памяти. Значение памяти в формировании целостных приспособительных реакций. Внимание: нейрофизиологические механизмы и биологическое значение.
Эмоции. Теории эмоций. Положительные и отрицательные эмоции, их проявления и биологическое значение. Эмоциональное напряжение: характеристика его степеней. Эмоциогенные структуры мозга: нейрофизиологические механизмы формирования эмоций. Поведенческие и вегетативные корреляты эмоций. Эмоциональный стресс. Участие медиаторов, гормонов и физиологически активных веществ в развитии эмоционального стресса. Пути повышения устойчивости организма к эмоциональному стрессу.
Сон: виды, проявления, физиологическое значение. Структура сна. Нейрофизиологические механизмы сна. Роль нейромедиаторов и физиологически активных веществ в развитии сна. Интегративная деятельность мозга в состоянии сна.
Боль: виды, проявления и биологическое значение. Ноцицептивная рецепция. Проведение болевой чувствительности. Боль как интегративная деятельность мозга. Поведенческие, вегетативные и электрофизиологические корреляты боли. Антиноцицептивная система. Механизмы формирования болевых ощущений: роль медиаторов, гормонов и олигопептидов мозга. Эндогенные опиатные пептиды (эндорфины, энкефалины), их роль в формировании противоболевых реакций. Влияние боли на организм. Роль эмоций в регуляции болевой чувствительности. Пути и принципы обезболивания.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Литература
О с н о в н а я:
1. Кузнецов В.И., Новицкий Н.С. Физиология с основами морфологии человека (тесты, ситуационные задачи, практические навыки). – Витебск, 2001.
2. Кузнецов В.И., Новицкий Н.С., Сахарчук Л.С. Физиология человека с основами морфологии. Практикум. – Витебск, 2005.
3. Логинов А.В. «Физиология с основами анатомии человека». - М.,1983.
4. Питкевич Э.С. Физиология с основами анатомии. Курс лекций для иностранных студентов. – Витебск, 2001
5. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.,1989.
6. Судаков К.В. (ред.). Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека. - М.,1986.
Д о п о л н и т е л ь н а я:
7. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. проф. Н.А.Агаджаняна. - М., 1986.
8. Гистология / Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юрина. - М., 1999.
9. Давыдов В.В., Самойлова О.В. Физиология с основами анатомии: курс лекций для иностранных студентов. Части I, II. – С.-Пб., 2005.
10. Кубарко А.И. Физиология эндокринной системы. – Минск, 1995.
11. Нормальная физиология. Курс лекций. /Под ред. В.И.Кузнецова. – Витебск, 2007.
12. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М., 2005.
13. Основы физиологии / Под ред. П.Стерки. - М., 1984.
14. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко. - С-Пб., 1994. – Т.1, 2, 3.
15. Словарь физиологических терминов / Под ред. О.Г.Газенко. - М., 1987.
16. Судаков К.В. (ред.). Физиология функциональных систем. – Иркутск, 1997.
17. Физиология с основами морфологии и общей биологии / Сост. Ю.В.Урываев. - М., 1989.
18. Физиология человека / Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. - М., 1996. – Т. 1, 2, 3.
19. Физиология человека/ Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – М., 1997. – Т.1, 2.
20. Физиология человека: Учебник (курс лекций) / Под ред. Н.А.Агаджаняна, В.И.Циркина. – С-Пб., 1998.
21. Физиология: Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В.Судакова. – М., 2000.
Примерный перечень лабораторных занятий
по дисциплине «Физиология с основами анатомии человека»
Наименование темы | Количество часов |
1.Общие указания к проведению физиологических опытов, методы исследования в анатомии, методы приготовления и изучения микропрепаратов. Общее понятие о тканях. Виды тканей. Строение тканей | |
2. Скелет человека | |
3. Основные мышцы тела человека | |
4. Биоэлектрические явления в тканях | |
5. Периферическая нервная система. Классификация нервных волокон. Физиология периферических нервов. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам | |
6. Строение и физиология синапсов. Физиология рецепторов | |
7. Физиологические свойства мышц. Моторные единицы | |
8. Механизм мышечного сокращения. Сила мышц, статическая и динамическая работа. Утомление мышц | |
9. Итоговое занятие. Общая физиология, физиология мышц и нервов | |
10. Физиологическое значение крови. Физико-химические свойства крови. Эритроциты. Гемоглобин и его роль. СОЭ | |
11. Физиологическая роль лейкоцитов.Группы крови. Резус-система | |
12. Гомеостатические функции крови. Гемостаз. Кроветворение и регуляция системы крови. Общее понятие о функциональной системе крови | |
13. Кровообращение. Макро- и микростроение сердца. Цикл сердечной деятельности. Фазовый анализ систолы и диастолы | |
14. Автоматия сердца. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы. Электрокардиография (ЭКГ). Фонокардиография (ФКГ) | |
15. Движение крови по сосудам. Давление крови | |
16. Нервная и гуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы | |
17. Макро- и микростроение органов дыхания. Внешнее дыхание | |
18. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания | |
19. Итоговое занятие: макро- и микростроение органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физиология кровообращения и дыхания | |
20.Сущность процесса пищеварения. Общее представление о строении желудочно-кишечного тракта. Пищеварение в полости рта | |
21. Пищеварение в желудке | |
22. Пищеварение в тонкой кишке. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении | |
23. Пищеварение в толстой кишке. Всасывание. Голод и жажда | |
24. Обмен белков, азотистый баланс. Обмен углеводов. Обмен жиров. Регуляция обмена веществ | |
25. Обмен энергии. Прямая и непрямая калориметрия. Основной обмен. Терморегуляция | |
26. Итоговое занятие: макро- и микростроение органов желудочно-кишечного тракта. Пищеварение, обмен веществ и энергии. Терморегуляция. Питание | |
27. Макро-, микростроение и физиология почек | |
28. Железы внутренней секреции: щитовидная, околощитовидные железы, вилочковоя железа. Внутренняя секреция поджелудочной железы | |
29. Железы внутренней секреции: надпочечники, гипофиз. Половые железы. Воспроизведение человека | |
30. Строение центральной нервной системы (ЦНС). Учение о рефлексе. Физиологические особенности нервных центров. Торможение в ЦНС. Координационная деятельность ЦНС | |
31. Частная физиология ЦНС: спинной, продолговатый, средний мозг. Ретикулярная формация | |
32. Частная физиология ЦНС: промежуточный мозг, мозжечок. Автономная (вегетативная) нервная система | |
33. Сенсорные системы зрения, слуха, равновесия, обоняния и вкуса. Кожная чувствительность. Боль и обезболивание | |
34. Кора больших полушарий головного мозга. Высшая нервная деятельность (ВНД). Возбуждение и торможение в коре. Сон. Типы ВНД. Особенности ВНД человека | |
35. Интегративная деятельность центральной нервной системы. Системная организация целенаправленного поведения. Мотивации. Эмоции. Память |