Характеристика современных шрифтов прописей
На основе https://www.edufacts.ru/lefabs-582-1.html
https://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html
Все описанные здесь материалы, за исключением прописей и тетради для леворуких, имеются у меня в электронном виде. Огромная просьба к тем, кто приобретет пропись и тетрадь для леворуких дать их мне на время для сканирования.
Обсуждение этих материалов просьба вести в группе ответственных родителей vk.com/cluburaspb, в разделе Начальная школа.
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений, — это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются; и как тут ухитриться за 2—2,5 месяца освоить написание 300 элементов?
Данная подборка предназначена для первоклассников. Мелкая моторика относится к дошкольному образованию и здесь не рассматривается, хотя все прописи имеют добуквенный период, посвященный повторению навыков мелкой моторики.
Вплоть до начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX веке: волосные и нажимные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры. Современные средства письма - авторучки, особенно шариковые, - не пригодны для тонкостей старой каллиграфии.
Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо шариковой ручкой, не содержат волосных линий, упрощено начертание многих букв и сближено написание строчных и прописных букв. Новые шрифты рассчитаны на ритмические движения руки при письме.
Теперь рассмотрим, что представляют собой современные прописи, и особенности их использования в начальной школе. Итак, «Пропись» - это комплексный учебник, предназначенный для выполнения работы на уроке обучения грамоте, который следует за уроком по «Азбуке».
|
Основные виды работы по Азбуке - прописям:
- слого-звуковой анализ слов по предметным картинкам и схемам, сопровождаемый работой с разрезными слогами и буквами, и чтением составленных слов;
- сравнение начертаний печатных и письменных букв;
- упражнения в чтении слов и предложений, данных в «Прописи» письменным шрифтом;
- поэлементный анализ письменных букв по таблицам и сравнение изучаемой буквы с ранее изученными с опорой на выделенные основные элементы этой буквы;
- анализ готового образца написания буквы (поэлементно и целиком);
- упражнения в письме букв, их соединений, слогов, слов;
- упражнения в анализе предложений, описывание их или записи под диктовку;
- упражнения на повторение в написании букв;
- упражнения в рисовании, подготавливающие учащихся к письму букв и их элементов.
Изучение букв следует тому порядку, в котором изучаются буквы в букваре. «Прописи» для учащихся это образец, в котором нет ошибок: правильный наклон, нет вариантов в форме букв. Однако учитель должен показать, как писать букву вслух подробно объясняя, где написать, какой формы, куда вести перо при письме буквы и т.д. Эту функцию также выполняет компакт-диск, поставляемый совместно с азбукой и прописями.
Следует также отметить, что в материалах «Прописи» учитывается специфика подготовительного и основного периода обучения грамоте: сначала преобладают упражнения в штриховке, рисовании бордюров, усваиваются начертания основных элементов букв – это добуквенный период. Затем на первый план выступают упражнения в слого-звуковом анализе слов и анализе начертаний письменных букв – это буквенный период. Потом все большее место начинают занимать упражнения в письме по образцам, в списывании не только с письменного, но и с печатного шрифта – это послебуквенный период.
|
Этапы формирования графического навыка
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.
Этап. Посадка.
Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося. Недостатки, которые часто встречаются:
§ за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
§ пишут буквально «носом»,
§ левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
§ локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижат к корпусу,
§ голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
§ вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.
В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.
Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
этап. Письмо элементов букв.
Может показаться, что «крючки» не очень важны, но не освоив написание элементов ребенок не сможет правильно писать буквы.
Этап. Писать буквы.
Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.