Тактированное письмо по системе Д.Б.Эльконина. Автор: М.М.Безруких




В методике обучения детей письму и чистописанию наиболее известным считается ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по этой системе, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа.

Технология обучения письму. АвторН.Г. Агаркова

Прежде всего это, принципы:

1. поэлементного изучения;

2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;

3. логической группировки буквенных знаков.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

Почерк и характер

Какой-либо изъян в буквах или в почерке в целом следует рассматривать как сигнал тревоги. Некоторые виды детского почерка действительно сводятся к ряду нескончаемых “палок”, “забору”, где нет связок и закруглений и где буквы неудобочитаемы из-за того, что стоят обособленно друг от друга. Ребенок с таким почерком тратит много энергии, чтобы писать быстро, ибо ему нужно как-то компенсировать отсутствие связок между буквами. Надо в этом случае быть особо внимательными, если это становится правилом и почерк превращается в “скелет”. Это говорит об одиночестве, отверженности, отрицании. Ребенок отделяется от своего окружения, его гордость не дает ему рассказать о том, что мешает ему, или же о том, в чем он нуждается.

Если ребенок пишет с массой завитушек и украшений — в какой-то степени это повод для беспокойства. Завитушки и украшения должны, по мнению ребенка, улучшить написанное. Он добавляет к буквам детали, потому что хочет привлечь внимание. Ничто не бывает просто так у детей. Такая излишняя манерность письма говорит о том, что ребенок боится одиночества, безразличия, или же о том, что, как ему кажется, вытеснен из родительского сердца младшим братом или сестрой. Прилежным почерком пишет, как правило, примерный и нешаловливый ребенок, который имеет всегда отличные отметки и восторженные отзывы учителей. Поведение такого ученика располагает к нему учителей. Он мало бегает, не пачкается, у него обернуты учебники и всегда на месте ручки и карандаши.

Мелкий, твердый, решительный почерк совсем не похож на “примерный”. Ребенок с таким почерком — чаще собранный, сконцентрировавшийся на себе, проявляется часто как волевая личность. У него, безусловно, будет решительный характер.

Когда расстояние между буквами сходит на нет и когда две части одной буквы (“и”, например), кажется, вот-вот склеятся, можно говорить о некотором страхе, недоверчивой боязни, о напуганности и скрытности. Ребенок зажимается в каждом слове, становится неподвижным. Он так же сдерживает дыхание, как сдерживает, сжимает свои буквы. Двери, открытой дальним далям и открытиям, он предпочитает охрану своих с трудом собранных богатств и достоинств, которые он использует, тем не менее, плохо и скудно из-за робости и боязливости” (это из парижского еженедельника “Мадам Фигаро”).

Конечно, почерк, без сомнения, отражает характер. В таком случае разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть! Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного.

Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом — все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму.

 

Что же может оказывать влияние на формирование почерка?

- Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,

- Время начала обучения письму,

- Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении,

- Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,

- Развитие у ребенка чувства ритма,

- Качество орудий труда и т.д.

 

Исправление почерка.

Методика В.А. Илюхиной

Исправить уже сложившийся почерк позволяет методика В.А. Илюхиной. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: