Реферат студентки 1 курса
лечебного факультета
25 группы
Бедаревой И. Т.
Научный руководитель:
асс. Черных Е.А.
Воронеж 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Биография……………………………………………………………………………………………………........4-5
Философское учение………………………………………………………………………………………….5-6
Алхимия и ятрохимия…………………………………………………………………………………………6
Математика и астрономия…………………………………………………………………………………6
Медицина…………………………………………………………………………………………………………..7-9
Заключение………………………………………………………………………………………………………….10
Литература…………………………………………………………………………………………………………..11
Введение
Мусульманские ученные прославились не только достижениями в религии, но и во всех областях наук. И это было в то время, когда Европа утопала в безграмотности и идолопоклонничестве. Во многом благодаря исламским ученым Европа начала становиться на путь прогресса. Еще с давних времен было ясно, что для продвижения наук, прогресса, нужна бумага – много бумаги. Нужна была фабрика для изготовления ее в большом количестве. И вот еще в 794-ом году в Багдаде первую такую фабрику построил Ибни Фазил (739-805). Он был сыном визиря правившего в то время халифа Харуна ар-Рашида. Затем такую фабрику построили в Египте в 800-ом году, а в 950-ом году в Андалузии. В 1100 г. в Византии, в 1102 г. в Сицилии, в 1228 г. в Германии, в 1309 г. в Англии. Совершенно ясно, что именно эти бумажные фабрики и были главным звеном в продвижении наук, а, следовательно, и прогресса. В 891 г. в Багдаде было более 100 книжников. После смерти известного историка Аль-Вакиди (747-823) осталось 600 сундуков с книгами. Тяжесть каждого из сундуков была такова, что его не смог бы поднять один человек. В библиотеке Сахип бин Ибада, жившего в десятом столетии, было столько же книг, сколько их было во всех библиотеках Европы того времени. Мусульмане участвовали в становлении и развитии всех областей наук. Во многих науках были первыми. Велики их достижения и в медицине, и в физике, и в математике, и в химии! С уверенностью можно сказать, что работы исламских ученых были основополагающими не только в области религии, но и в области научных открытий.
|
Абу Бакр Мухамммад бин Закарийа ар-Рази, один из выдающихся врачей Востока, предшественник гениального Абу Али Ибн-Сины, внес большой вклад в науку.
Родился Рази в Рее – древнем городе Ирана. Время жизни его точно не установлено. В исторической и справочно-энциклопедической средневековой и современной литературе (отечественной и в зарубежной) приводятся разные версии о датах рождения и смерти учёного.
Первоначальное образование Рази получил в Рее. В Багдаде, одном из культурных центров того времени, он учился у Ибн-Зейн ат-Табари, здесь же он впоследствии организовал крупную больницу с врачебной школой. Рази много путешествовал. Некоторое время он жил в Средней Азии и Хорасане, посетил Бухару, высокоразвитый в экономическом отношении и культурный город, где лечил эмира Мансур ибн-Нуха ибн-Насра (961-976 г. Н. э.)[1] и общался с крупными учеными того времени. Рази жил и работал в начале периода развитого феодализма на территории стран современного Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии. Между народами этих стран были тесные политические, экономические и культурные связи; в некоторой части эти страны были объединены под эгидой государства саманидов.
|
Деятельность Рази поражает своей разносторонностью. Кроме медицины, он изучал философию, астрономию, химию, математику и другие науки. Но основные его труды все же посвящены различным вопросам медицины[2].
В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух — вверх.
В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии: истина — едина, религий — множество, следовательно, все религии ложны. Источником истины, по мнению Ар-Рази, должны стать книги философов и учёных, а не Священное Писание. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростную критику со стороны мусульманских мыслителей X—XI веков, в частности Аль-Фараби.
|
Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.
Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип — «Соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.
В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.
Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделил их на три больших класса:
- землистые (минеральные) вещества,
- растительные вещества,
- животные вещества
Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп:
«духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
«тела» (то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
«камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
купоросы, шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа);
«бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура;
«соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.
Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).
Ар-Рази был сторонником математического атомизма, учение о котором было изложенно им в «Книге о времени и пространстве». Он написал также «Трактат о том, что факт несоизмеримости диагонали квадрата со стороной не относится к геометрии».
Известен также ряд трактатов Ар-Рази о сферической природе Земли, звёзд и космоса в целом.
Значительный интерес представляет его произведение по медицине под названием «Катабаал-Хави фит-тибб», т.е. «Всеобъемлющая книга по медицине», латинский перевод которого занимает 25 томов. Рази в этой работе обобщил и использовал материалы историй болезни, которые он первым начал систематически вести. В исследовании были также использованы данные других ученых. Над «Всеобъемлющей книгой по медицине» Рази работал 15 лет, и после его смерти она была закончена его учениками. Ибн-Сина был знаком с выдающимся трудом Рази. Об этом свидетельствуют многие указания в «Каноне врачебной науки» (например, в книгах 2 и 3, т. 1-2).
Другая крупная работа Рази – это «Китаб ат-тибб ал-Мансури», или «Медицинская книга, посвященная Мансуру» - двоюродному брату Исмаила Самани (874-907), назначенному губернатором Рея в 903 г. Этот труд состоит из 10 книг, каждая из них посвящена определенному разделу медицинской науки и может свидетельствовать о широте кругозора автора. В работе приводятся данные о строении и деятельности организма, изложены учения о болезни, общие вопросы лечения, диететика, применение лекарств; много внимания уделено гигиене, значению чистого воздуха и другим факторам сохранения здоровья; особое место отводится вопросам косметики, правилам ухода за кожей и др. Отдельная книга целиком посвящена советам путникам. Специальные книги трактуют вопросы хирургии, токсикологии, частной патологии и лечения болезней. Учение о лихорадках изложено в X книге. Это энциклопедическое произведение Рази пользовалось популярностью среди ученых Запада и Востока и было предметом многочисленных комментариев. Будучи переведенной на латинский язык, IX книга («Частная патология») неоднократно переиздавалась под названием «Monus Almangoris» (Венеция, 1497; Базель, 1544, и др.). Наряду с сочинениями Гиппократа, Галена, Али ибн-Аббаса и Ибн-Сины во многих университетах Европы вплоть до XVI века труд Рази служил одним из основных руководств для студентов при изучении ими искусства врачевания.
Рази умело вел наблюдения над ходом заболевания, хорошо знал семиотику и прогностику, в совершенстве владел диагностическими методами исследования того времени, особенно ощупыванием пульса; большое значение придавал оценке состояния мочи, испражнений и других выделений больного. Рази обладал обширным опытом и знаниями в распознании и лечении различных болезней: хирургических, травматических, болезней глаз, изучил болезни печени, почек, легких, желудка, кишечника и др. Им описано немало клинических наблюдений, которые не встречаются в трудах его предшественников – греческих, римских, византийских ученых. Это стало возможным в результате практической деятельности Рази – его работы в больницах, где наряду с практической работой проводилась подготовка врачей.
В начале периода развитого феодализма в наиболее оживленных центрах Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии в Бухаре, Самарканде, Хамадане, Рее, Дамаске, Багдаде появились больницы. Врачи начали работать в новых условиях, это, возможно, и привело к появлению зачатков того, что мы сегодня называем специализацией. Видимо, в связи с этим следует расценивать сочинения Рази «Один врач не может лечить все болезни» как важную веху в истории специализации. В создании труда по началам специализации врачебного дела, по-видимому, важную роль сыграло то, что Рази имел большой опыт клинической работы в больницах Багдада и Рея, которыми он руководил. В Багдадской больнице, как сообщают некоторые источники, существовало специально глазное, хирургическое отделение и др. Особенности работы врачей в таких условиях нашло отражение в виде прибавлений к их именам таких слов, как каххал – окулист, джаррах – специалист по ранам и язвам, наббаз – пульсолог и др.
В упомянутом сочинении Рази, судя по доступным нам материалам, впервые на Востоке ставился вопрос о необходимости специализации.
Изумительно тонкая наблюдательность клинициста Рази позволила оспу и корь выделить из числа других лихорадочных заболеваний и создать первый в истории медицины труд «Книгу об оспе и кори», где изложены опыт и результаты наблюдений Рази в области распознания и лечения этих болезней.
В трудах Рази медицинского содержания, кроме вопросов чисто научного врачебного порядка, нашли отражение также проблемы социального характера – неравенство общества в получении медицинской помощи. Как свидетельство этого мы рассматриваем его труд «Медицина бедных», или «Для тех, у кого нет врача». Надо отметить, что это сочинение – одно из первых на Востоке по данному вопросу, но не единственное. В одной из библиотек Ташкента удалось обнаружить сочинение на персидском языке, написанное врачом XVI века Наруллах Ала ал-Хакимом, которое называется «Дава ал-масакин» («Лечение бедных»). Сопоставление его с трудом Рази на подобную тему, возможно, даст интересные сведения из истории медицины Средней Азии.
Заключение
Число сочинений Р. (по естественным наукам, философии и в особенности по медицине) превосходит 200. Самые замечательные из его медицинских трудов следующие: 1) Ал-Хави, т. е. "книга объемлющая", составляющая обширный свод всей практической медицины; она переведена в 1279 г. на латинский язык евреем Фарагутом (Фарадж бен Салим) под заглавием "Liber continentis", впервые появилась в печати в 1486, а потом выдержала еще много изданий. 2) Ал-Нансури, переведена на еврейский язык Шемтобом бен Исаак из Тортозы, а на латинский Герардом из Кремоны. 3) Книга об "оспе" ("De variolis et morbillis" или "De pestilentia", как она называется в старых латинских переводах), изд. в оригинале и с латинским переводом в Лондоне в 1766 и переведена также на языки английский и французский. Медицинские сочинения Р. усердно изучались и весьма ценились в средние века и еще по сие время имеют большое значение для истории медицины.
Литература
Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. — М.: Наука, 1969. 455 с.
Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. — М.: Наука, 1980. 399 с.
Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
[1] Если это сообщение Низами Арузи Самарканди принять за достоверный факт, то следует считать правильным дату смерти Рази 974-975 гг., которую указывает Джамаледдин Кифти в «Истории мудрецов».
[2] У. И. Каримов. Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн» Ташкент, 1957.