ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДПИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА




1.1. Психолого-педагогические основы эстетического развития детей младшего школьного возраста

 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, педагогическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое развитие – развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.)

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности

Эстетическое воспитание всегда осознавалось как важнейшее средство формирования отношения к действительности. Многие писатели, педагоги, деятели культуры отмечали, что чувство красоты природы, быта, взаимоотношений людей создает в ребенке особое психоэмоциональное состояние, развивая механизмы мышления, памяти, воли и целого ряда других психических характеристик.

Стержневой основой системы эстетического воспитания было и продолжает оставаться искусство. Именно оно создает особую атмосферу при обучении ребенка, улучшает показатели физического, умственного и душевного состояния детей, гармонизирует межличностные взаимоотношения. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Соприкосновение с явлением искусства не дает сиюминутного результата, не делает человека сразу духовно-богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания уходит глубоко в эмоциональную память, помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его ключевой момент в определении понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству, в том числе и к декоративно-прикладному, которые способны также оказать и эмоциональное воздействие на личность. Обладая большим познавательным и развивающим потенциалом, а также воспитательными возможностями, народное искусство оказывает влияние на эстетическое воспитание школьников.

На протяжении тысячелетий народное искусство дает возможность человеку познать мир и выразить свое отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особенности эпохи, людей, которые их создавали.

Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребенка в мир искусства как можно раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства Г.К. Вангера,

З.М. Василенко, В.С, Воронова, м.А. Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и орнамента. Именно поэтому подчеркивали ученые, декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Декоративно-прикладное искусство – особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего в его духовном мире.

ДПИ является одним из факторов гармонического развития личности. Важную роль народного искусства в эстетическом развитии отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова и др.) Они считают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру, помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Так, одним из эффективных средств развития творческих способностей личности младшего школьника считается декоративно-прикладное искусство.

Ппп

Из всех видов декоративно-прикладного искусства наибольшей ценностью обладает искусство, имеющее древние корни и выражающее этническое своеобразие, мировосприятие, дух народа.

Наиболее яркое воплощение в произведениях декоративного искусства прослеживается у народов Северного Кавказа, на примере Дагестана.

Декоративно-прикладное искусство Дагестана, возникнув в глубине веков, прошло долгий путь развития. С течением времени оно обогащалось новыми формами изделий, изобразительными сюжетами и орнаментальными мотивами, а также новыми декоративно-техническими приемами. В настоящее время оно продолжает развивать лучшие художественные национальные традиции, выработанные поколениями мастеров прошлых лет. Декоративное искусство занимает особое место среди всех видов народного творчества, так как социальная природа его находит воплощение в наиболее материализованной форме и конкретные бытовые предметы отражают материальную и художественную культуру эпохи, свидетельствуя о вкусах, обычаях и укладе жизни.

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана является неотъемлемой составной частью национальной художественной культуры. На протяжении тысячелетий оно было связанно с жизнью горцев, его бытовым укладом, повседневной жизни и пониманием прекрасного.

Из поколения в поколение передавались народными умельцами приемы художественного мастерства профессиональные навыки. Последующее новое поколение мастеров подхватывало их, совершенствовало и обогащало. В предметах практического назначения мастера достигали удивительно гармоничное сочетание прекрасного и полезного.

Непосредственно связанное с повседневным бытом человека, с убранством и отделкой жилищ, одеждой, украшениями, предметами труда, хозяйственной утварью, декоративно-прикладное искусство Дагестана, пройдя длительный и сложный путь, достигло значительного совершенства.

В творчестве же мастеров народных художественных промыслов находят наиболее яркое проявление самобытные традиционные формы национальной культуры, восходящие своими истоками к глубинным пластам народного искусства.

Дагестан богат различными художественными промыслами. Высокий талант и художественное дарование дагестанских народов наиболее ярко проявились в художественной обработке металла, в ковроткачестве, в гончарном производстве и художественной обработке дерева.

Для Дагестана одним из наиболее значимых видов декоративного искусства является орнамент.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, значимый элемент символического пространства культуры. Представляет собой сочетание геометрических форм в различных комбинациях, дополняемое зигзагами, штрихами, полосками. Через графему человек впервые выразил свое восприятие окружающего мира, моделируя его в символических формах, осваивая и присваивая его 6. Орнамент демонстрировал спонтанное отношение человека к бытию и одновременно содержательность форм сознания.

Графемы не были однородны по своей природе. Среди них различали те, которые указывали на право собственности, и те, которые выполняли магическую функцию оберега. Графемы, призванные оказывать определенное воздействие на окружающий мир, со временем превратились в орнамент. Самый древний пласт автохтонной культуры региона представлен геометрическим орнаментом, который имел широкое распространение в горах Большого Кавказа.

Для Дагестана характерен геометрический тип орнамента, который встречается на изделиях из керамики, резных деревянных изделиях, в архитектуре.

В горнодагестанском орнаменте изображение состоит из фигур, композиционно самостоятельных не только по своему рисунку, но и по положению. Композиции составлены из разных мотивов, причем расположенных свободно отношению друг к другу. Орнамент состоит из набора простых фигур: розеток, квадратов, треугольников, крестов, зигзагов, спиралей и т. п.»10.

 

Орнамент изначально использовался в различных видах декоративно-прикладного искусства Дагестана. Были популярны языческие символы различного рода солярные знаки, вихревые розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня, всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. С принятием ислама, начиная с XVI века в искусстве Дагестана наблюдается вытеснение изобразительных сюжетов и усиление орнаментализма. Значительную роль в формировании дагестанского орнамента сыграло освоение классической арабо-мусульманской культуры, своеобразный «ренессанс средневековой арабской культуры». Дагестанский орнамент представляет собой стилизованный растительный, с множеством листьев, бутонов и цветочных головок. Выделяются три его этнотерриториальные разновидности: кубачинский, лакский и аварский. Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Основные орнаментальные композиции кубачинского декора: «тутта», «мархарай»; «тамга». Средневековое наследие Дагестана представлено архитектурными сооружениями, мемориальными памятниками и изделиями прикладного искусства, декорированные эпиграфическим орнаментом. Орнамент отражает происходящие в социуме изменения и декларирует в стилизованной форме легитимизированную картину мира.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/kultorogenez-simvolicheskih-form-formirovanie-dagestanskogo-ornamenta

 

Также, одним из ветвей народного прикладного искусства является городецкая роспись, которая является эффективным средством всестороннего развития, особенно творческих способностей личности младших школьников. Важное значение имеют уроки декоративного рисования, на которых школьники обучаются определенным навыкам работы, а также знакомятся с культурой и эстетическими ценностями народа.

Городецкая роспись считается одним из уникальных явлений русской культуры.

Классификация композиций городецкой росписи условно делится на 3 вида: цветочную роспись, цветочную роспись с мотивами «конь» и «птица», сюжетную роспись.

Цветочная роспись чаще всего используется на массовых изделиях, т.к. она более проста в исполнении. В данной росписи наиболее распространены следующие орнаментальные композиции: «букет», «гирлянда», «ромб», «цветочная полоса», «венок».

Цветочная композиция с включением мотивов «коня» и «птицы» также была очень распространена в творчестве. Подобный узор встречается и на блюдах и разделочных досках, на шкатулках и хлебницах, на ложках. Часто используется для росписи детской мебели. Включение новых мотивов позволяет расширить многообразие композиций.

Сюжетная роспись самая трудоемкая и удивительно красивая. В ней изображаются посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, используются сказочные иллюстрации и сюжеты из современной жизни, а также многое другое.

Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов: выполнение нужной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами.

Завершают роспись графические элементы в виде рамочек, которые ограничивают композицию.

Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи: правильно держать карандаш, кисть. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Кистевая роспись помогает развить мелкую моторику рук, усвоить навыки письма и изобразительной деятельности.

Младший школьный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом развитии потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру. Самую главную роль в воспитании играет учитель. Правильная методика воспитания педагога способна основать надежный фундамент эстетического развития личности, а тем самым заложить подлинное мировоззрение человека.

В системе учебно-воспитательного процесса, особенно на занятиях изобразительным искусством, воспитание младших школьников является важным, так как у них развиваются эстетические качества, ребенок развивается как личность: духовные потребности, нравственные идеалы, личные и общественные представления, мировоззрение. Все перечисленные человеческие качества могут развиваться под влиянием различных факторов. Важными среди этих факторов являются и природа, и труд, и все что нас окружает в действительности: быт, семья, межличностные отношения – все, что может быть прекрасным.

Обучение росписи заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, они будут испытывать неудовлетворение, что постепенно приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется отрицательным.

Соприкосновение с декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского ДПИ. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Занятия декоративно-прикладным искусством раскрывают широкое поле для разнообразной творческой деятельности – от создания поделок, игрушек, элементов игровой среды, до оформления игровых спектаклей, создания элементов костюмов и пр.

Эстетическое воспитание средствами ДПИ требует развития в ребенке умения правильно воспринимать явления красоты. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Для восприятия произведений ДПИ имеют значение такие виды восприятия как зрительное, слуховое и тактильное. Благодаря восприятию школьники обогащают свой художественно-изобразительный опыт.

Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Учитель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Такое воспитание должно вызывать активную деятельность младших школьников. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет:

«Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирующим нравственно-эстетические отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. (13, с.35) Существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Именно в младшем школьном возрасте эстетическое развитие является основой для дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности – учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель.

Следующая особенность эстетического развития младших школьников связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Для школьников ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они еще не знаю, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

Другие дети общаются рационалистически: получив рекомендации прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем представление»

Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психологические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящиеся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение анализировать содержание произведений искусства.

 

1.2. Понятие методы и приемы эстетического развития младших школьников в процессе изучения ДПИ народов Северного Кавказа

Развитию у детей способности видеть прекрасное в окружающем, переживать, воспринимая прекрасное служат методы эстетического воспитания.

В основе методики эстетического развития лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной и предметной среде».

Метод – путь достижения поставленной цели, способ решения задач. В педагогике выделяют 2 вида методов. Метод воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых. Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Каждой группе задач соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет внимание детей на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач ведущую роль занимают методы обучения: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Показ – метод прямого обучения. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не может создать что-то творческое. Показ всегда сопровождается объяснением.

Методы и приемы делят на наглядные, словесные и практические.

Словесные методы должны носить образный характер. Их назначение не только в том, чтобы дети поняли содержание картины, песни или смысл какого-либо задания. Беседы, пояснения направлены на то, чтобы создать определенное настроение в соответствии с образами произведения, побудить детей к сопереживанию, привлечь их внимание к выразительным и изобразительным средствам.

Методы и приемы также зависят от того, какие качества, способности, необходимые для художественной деятельности, взрослый формирует у ребенка. С одной стороны, необходимо сформировать способы творческих и самостоятельных действий, которые будут нужны при выполнении любой деятельности, а с другой стороны, развить специальные художественные способности, обеспечивающие осуществление музыкальной, изобразительной, словесно-художественной деятельности.

Методы и приемы развития эстетического отношения к окружающему отличаются яркой наглядностью: систематически организуются целенаправленные наблюдения с опорой на зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Использование наглядности сочетается с разъяснением «что такое хорошо и что такое плохо».

Методы направлены также на приобщение детей к эстетической, и прежде всего к художественно-практической деятельности, на развитие способности художественно воспроизводить, творчески видоизменять окружающее, а также искать и находить способ выражения и изображения впечатлений в словах, красках, звуках, движениях. С этой целью применяются метод упражнений в навыках и поисковый метод, стимулирующий внесение изменений, вариаций в рисунок, музыкальную игру, рассказывание и т.д. Используются также разъяснения, показ приемов исполнения и творческие задания.

Метод упражнения требует многократного повторения. В современной педагогике особая роль принадлежит методу поисковой ситуации или проблемно-поисковому методу, так как взрослый предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Практическое применение методов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится с учетом возможностей коллектива и каждого ребенка в отдельности. Каждый возрастной период имеет свои особенности. У младших школьников важно, прежде всего, привлечь внимание детей к картине или предмету.

К основным формам, используемым при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством, относится непосредственная образовательная деятельность, экскурсии и выставки, праздники и развлечения, игры.

В качестве формы ознакомления с декоративно-прикладным искусством выдвигается беседа. В ходе беседы педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным орнаментом (городец, хохлома).

По мнению С.В. Погодиной предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а следовательно вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством необходимо подключать воображение детей.

Дети учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия.

На занятиях дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Учитель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем – название, его местонахождением, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен.

В единстве с методами применяются средства воспитания. К ним относятся материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности.

Одним из средств эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается.

Также важно отметить, что средством эстетического развития является искусство. Раннее приобщение детей к высокому искусству способствует зарождению в их душе поистине эстетического восприятия действительности.

Сюда же относится и художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественная деятельность непосредственно связана с видами искусства: словесно-художественное творчество, изобразительное и декоративно-прикладная практика. Все эти средства эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Эстетическое развитие детей осуществляется в разных формах. Формой организации эстетического воспитания является непосредственная образовательная деятельность по развитию речи, музыки, художественному творчеству.

Важной стороной художественной деятельности являются способы самостоятельных действий детей, находящихся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием.

Эстетическое развитие предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения, различение сочетаний цвета и формы, объема, художественный вкус.

Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнения тренировочного характера и самостоятельных действий.

В целом комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное развитие ребенка.

Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в ее художественный образ, формирует личность и потому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками ДПИ является народное художественное творчество, где основоположником выступает единство этического отношения младших школьников. Все произведения создаются и используются с целью художественного обогащения окружающей среды, приданию ей больше декоративности и выразительности, а также эстетическому развитию младших школьников. Занятия декоративным искусством формируют эстетическое отношение и развивают эстетический вкус, приобщают учащихся к труду, прикладному творчеству.

 

Испокон веков в народном обучении – от старшего к младшему – декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы.

Декоративно-прикладное творчество развивается в разных формах и видах. На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой необходимо устанавливать тесные связи. Для выполнения определенного задания глиной, рисованием или путем аппликации учащийся ищет нужный материал, находит сооветствующую композицию, форму, цвет, показывает различные вариации приемов и последовательность выполнения форм предмета и изображения. Поэтому очень важно разработать педагогические условия, формы и методы развития декоративно-прикладного творчества школьников в гармоническом сочетании общепедагогических требований и традиций народного искусства.

Значительное преимущество ДПИ состоит в том, что оно педполагает в большей степени стилизацию изображаемого предмета, изделия формы, а именно:

· Обобщение формы предмета путем упрощения, подчеркивания наиболее характерных признаков изображаемого произведения. Процесс обобщения в декоративно-прикладном творчестве, создание формы неотделимой от выявления свойств материала: материал диктует свои условия.

· Изобразжение объемных предметов в плоскостном решении, которое здесь не столь важно для передачи светотени.

· Условная передача цвета, поскольку цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими, контрастными и мягкими.

Контрастные сочетания цвета обычно создаются при употреблении цветов, различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности. Таким образом, ДПИ отличается красочностью, выразительностью и доступностью изображения в большей степени, чем другие виды изобразительной художественной деятельности, что во многом способствует формированию эстетического отношения младших школьников.

Для того, чтобы произведения декоративно-прикладного искусства эффективно использовались в работе учащихся, приносили наибольшую пользу и способствовали эстетическому развитию младших школьников, их нужно правильно подбирать, систематизировать в соответствии с конкретной учебной задачей. Произведениям народного прикладного искусства должны быть присущи художественная, декоративная, образная выразительность, доступность восприятию и возможность широкого применения в учебно-воспитательном процессе. (из этой главы)

 

Из всех видов декоративно-прикладного искусства наибольшей ценностью обладает искусство, имеющее древние корни и выражающее этническое своеобразие, мировосприятие, дух народа.

Наиболее яркое воплощение в произведениях ДПИ прослеживается у народов Северного Кавказа, на примере Дагестана.

Декоративно-прикладное искусство Дагестана, возникнув в глубине веков, прошло долгий путь развития. С течением времени оно обогащалось новыми формами изделий, изобразительными сюжетами и орнаментальными мотивами, а также новыми декоративно-техническими приемами. В настоящее время оно продолжает развивать лучшие художественные национальные традиции, выработанные поколениями мастеров прошлых лет. Декоративное искусство занимает особое место среди всех видов народного творчества, так как социальная природа его находит воплощение в наиболее материализованной форме и конкретные бытовые предметы отражают материальную и художественную культуру эпохи, свидетельствуя о вкусах, обычаях и укладе жизни.

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана, имеющие богатые многовековые традиции, является неотъемлемой составной частью национальной художественной культуры. На протяжении тысячелетий оно было связанно с жизнью горцев, его бытовым укладом, повседневной жизни и пониманием прекрасного.

Высокий талант и художественное дарование дагестанских народов наиболее ярко проявились в художественной обработке металла, в ковроткачестве, в гончарном производстве и художественной обработке дерева.

Из поколения в поколение передавались народными умельцами приемы художественного мастерства профессиональные навыки. Последующее новое поколение мастеров подхватывало их, совершенствовало и обогащало. В предметах практического назначения мастера достигали удивительно гармоничное сочетание прекрасного и полезного.

Непосредственно связанное с повседневным бытом человека, с убранством и отделкой жилищ, одеждой, украшениями, предметами труда, хозяйственной утварью, декоративно- прикладное искусство Дагестана, пройдя длительный и сложный путь, достигло значительного совершенства.

В творчестве же мастеров народных художественных промыслов находят наиболее яркое проявление самобытные традиционные формы национальной культуры, восходящие своими истоками к глубинным пластам народного искусства.

Дагестан богат различными художественными промыслами.

Орнамент изначально использовался в различных видах декоративно-прикладного искусства Дагестана. Были популярны языческие символы различного рода солярные знаки, вихревые розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня, всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. С принятием ислама, начиная с XVI века в искусстве Дагестана наблюдается вытеснение изобразительных сюжетов и усиление орнаментализма. Значительную роль в формировании дагестанского орнамента сыграло освоение классической арабо-мусульманской культуры, своеобразный «ренессанс средневековой арабской культуры». Дагестанский орнамент представляет собой стилизованный растительный, с множеством листьев, бутонов и цветочных головок. Выделяются три его этнотерриториальные разновидности: кубачинский, лакский и аварский. Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Основные орнаментальные композиции кубачинского декора: «тутта», «мархарай»; «тамга». Средневековое наследие Дагестана представлено архитектурными сооружениями, мемориальными памятниками и изделиями прикладного искусства, декорированные эпиграфическим орнаментом. Большинство надписей сделано в стиле поздний куфи, встречаются надписи, выполненные почерком сульс. С конца XV века широко используется почерк насх в сочетании с растительным орнаментом. Орнамент отражает происходящие в социуме изменения и декларирует в стилизованной форме легитимизированную картину мира. Вытеснение адаптационно-деятельностых моделей сопровождается графическим <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: