Посмотрите фильм «Калина красная», подготовьтесь к его обсуждению




Литература. 21 октября. Дистанционное обучение.

Тема:Художественное своеобразие прозы Шаламова. В. М. Шукшин. Жизненный и творческий путь писателя.

Задание.

Законспектируйте лекционный материал.

Прочитайте «Колымские рассказы» В.Шаламова, рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть – сказку «До третьих петухов» Шукшина В.М

Напишите сообщение «Тема «маленького человека» по рассказу В.Шукшина «Миль, пардон, мадам».

Посмотрите фильм «Калина красная», подготовьтесь к его обсуждению

 

Задание для работы в аудитории: используя материалы лекции, ответить на следующие вопросы:

  1. Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?
  2. Где учился В.Шаламов?
  3. Когда В.Шаламов был арестован и за что?
  4. Каков был приговор?
  5. Когда и где отбывал наказание Шаламов?
  6. Когда Шаламов был вновь арестован? Какова причина?
  7. Почему ему продлили срок в 1943 году?
  8. Когда Шаламов освобождается из лагеря? А когда возвращается в Москву?
  9. В каком году начинает работать над "Колымскими рассказами"?
  10. Назовите основные принципы «новой прозы» Шаламова.
  11. Какие вопросы ставит автор в своих рассказах?
  12. Какие из рассказов Шаламова произвели на вас наибольшее впечатление, почему?

14. посмотрите фильм «Калина красная», подготовьтесь к его обсуждению.

 

Конспект я проверю на занятиях.

 

-30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий. Напоминание нам о трагических страницах нашей истории.

Лучшие люди страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными.

Система тюрем, следственных изоляторов, и лагерей опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.

Страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.

Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек. Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек.

Жертвами массового насилия стали десятки миллионов наших сограждан, и затронуло оно в той или иной степени практически всех. От государственного террора в нашей стране пострадало множество литераторов:

· Борис Пильняк 28 октября 1937 года арестован у себя на даче в Переделкино и 21 апреля 1938 года расстрелян.

· Исаак Бабель 16 мая 1939 года был арестован на даче в Переделкино и 27 января 1940 года был расстрелян.

· Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности. В официальной справке, полученной вдовой поэта, сказано, что он скончался 27 декабря 1938 года в дальневосточном лагере.

· Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

· Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон и дочь Ариадна были арестованы.

· В 1935 году был арестован единственный сын Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв.

Имя В.Т.Шаламова занимает в этом перечне особое место. Впервые арестованный в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В.И.Ленина (это было знаменитое письмо XII съезду партии), молодой писатель провёл в лагерях Западного Урала около трёх лет. В 1937 году его арестовали вновь и отправили на Колыму. На его судьбу выпало почти 20 лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, проведённые в доме для престарелых и психиатрической больнице.

Трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Такова реальность страны с тоталитарным режимом: через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных. Известно, что труд заключённых в 30-е гг. интенсивно использовался для освоения дальневосточных и северных окраин СССР. Малонаселённость и суровая природа этих мест создавали идеальные условия для изоляции больших масс людей. В энциклопедии «История России и её ближайших соседей», изданной в 2000 году, зафиксировано: «Самыми страшными лагерями были колымские. В лагерях люди умирали, прежде всего, от голода и связанных с ним болезней. На Колыме ещё в 1928 году нашли месторождение золота, а позднее и других полезных ископаемых. Осваивать ледяную пустыню заключённым приходилось буквально с нуля, оплачивая тысячами и тысячами жизней строительство городов и посёлков в вечной мерзлоте».

Шаламов, предвидя, что его проза вызовет много вопросов, что она будет сложна для восприятия, написал ряд теоретических работ («О прозе», 1965; «Новая проза», 1971), в которых объяснял, в чём состоит её своеобразие, его размышления о том, как надо писать о лагере.

Свои «Колымские рассказы» Шаламов обозначил как «новую прозу», имея ввиду как их идейно-концептуальную, так и чисто эстетическую новизну.

Шаламов считал, что сама тема, необычная и сложная, диктует писателю определённые художественные принципы. Прежде всего «новая проза» должна раскрывать жизненно важную тему. Сквозная тема «Колымских рассказов» - лагерь, как школа зла, поскольку в нём человека пропускают через мясорубку и освобождают от всего слишком человеческого. Лагерь – отмена всякого земного человеческого порядка, это «преисподняя», растлевающая человека. Шаламов понимает, что нравственные и физические силы человека не безграничны. Он пытается разобраться в психологии «доходяг» (лагерный жаргонизм), людей, дошедших до предела физических и психических возможностей, и не могущих отвечать за свои поступки. Людей, которые живут лишь элементарными животными инстинктами, с помутившимся сознанием, с атрофированной волей. Примечательно, что «ГУЛАГ рассматривается в шаламовских рассказах как точная социально-психологическая модель тоталитарного, а отчасти и любого общества» [Громов 1989: 12].

Новое содержание должно было обрести и новую форму. Шаламов считал, что он вёл «успешную и сознательную борьбу с тем, что называется жанром рассказа» [Шаламов 1989: 58]. Для «новой прозы» не является обязательным развитие сюжета и развитие характера, индивидуализация речи героев, так как единственный вид индивидуализации – это своеобразие авторского лица. Это подтверждает и сам автор в письме к И.П.Сиротинской, публикатору его книг: «В моих рассказах нет сюжета, нет так называемых характеров. Каждый писатель отражает время познанием собственной души» [Шаламов 1989: 62]. Шаламов подробно описывает структуру этой прозы. Тема: судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями. Герои: люди без биографии, без прошлого и без будущего. Действие: сюжетная законченность. Стиль: короткая, фраза; чистота тона, отсечение всего лишнего, полутонов (как у Гогена). Повествование эпически спокойное, нет нагнетания чувственности, авторский комментарий лаконичен и беспристрастен.

Один из главных принципов заключается в том, что «новая проза» «может быть создана только людьми, знающими свой материал в совершенстве. Есть вещи в человеческой жизни, прикосновение к которым художника должно быть особенно бережным, поскольку любая неосторожность вымысла, искусственность способны легко обернуться кощунством, своего рода равнодушным соглядатайством. Шаламов отрицает принцип «туризма», то есть принцип «над жизнью» или «вовне». В противоположность вымыслу писатель выдвигает принцип документальности. С дотошностью этнографа описывает В.Шаламов уклад лагерной жизни, в его рассказах очень велик удельный вес деталей и подробностей бытового обустройства. Но при всей конкретности и «физиологической» точности описаний перед читателем высокохудожественная проза. Это искусство, в котором неразъёмно сплавлены факты и вымысел, «уникальная конкретика жизни и обобщение»

Одним из основополагающих принципов «новой прозы» является лаконизм. Огромная смысловая, а главное, огромная нагрузка чувства не дают развиться скороговорке, пустяку. «Важно воскресить чувство» [Шаламов 1996: 430]. По сути, В.Шаламов отрицает «литературу». Краткость, простота, ясность изложения в «новой прозе» - по его мнению, это тоже преодоление «всего… что может быть названо «литературой» [Шаламов 1996: 430]. В «Колымских рассказах» отсутствуют пространные описания, цифровой материал, выводы, они далеки от публицистичности.

Необходимо отметить ещё одну яркую особенность шаламовской «новой прозы» Особая роль в ней принадлежит деталям, создающим подтекст. Их новизна, верность факту и чувству, точность заставляют поверить в рассказ не как в информацию, а как в открытую сердечную рану. Но роль их не только в этом. По формулировке Шаламова, это «деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая «подтекст», служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода» [Шаламов 1996: 430].Как отмечает Е. Михайлик, «Колымские рассказы» всегда значат больше того, «что сообщают». Многоплановость, многосмысленность является формой их художественного существования.

Для «Колымских рассказов» характерна композиционная целостность. Сюжет одного рассказа перерастает в другой, связаны также и циклы рассказов. Такая композиция помогает осмыслить причины, приведшие к трагедии, и логику превращения классического «ближнего» в жалкое существо с изуродованной психикой.

Как справедливо отмечает И.Сухих, «личной, внутренней темой Шаламова становится не тюрьма, не лагерь вообще, а Колыма с ее опытом грандиозного, небывалого, невиданного истребления человека и подавления человеческого. «Колымские рассказы» — это изображение новых психологических закономерностей в поведении человека, людей в новых условиях. Остаются ли они людьми?

Тема воскресения, обретение заново душевной оболочки одна из ключевых у Шаламова (см. рассказ «Сентенция», где герой внезапно вспоминает заглавное слово и это оказывается символом его возрождения к жизни). Душа возникает как новая кожа на обмороженных руках (см. рассказ «Перчатка»).

Перечислим коротко основные художественные принципы прозы Шаламова, сохраняя по возможности его формулировки:

· в основе «новой прозы» - лагерная тема – основной, главный вопрос наших дней»;

· главная задача «новой прозы» - показать новые психологические закономерности, новое в поведении человека, который низведён до уровня животного, иными словами, писатель должен показать, как лагерная жизнь разрушает привычные нравственные и культурные механизмы, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию «за-человечности»;

· герои «новой прозы» - мученики, не бывшие, не умевшие и не ставшие героями», «здесь взяты люди без биографии, без прошлого и без будущего, взяты в момент их настоящего – звериного или человеческого?»;

· на первый план выдвигается принцип документальности. «Всё, что выходит за документ, уже не является реализмом, а является ложью», но в то же время это должно быть высокохудожественное произведение;

· «новой проза» требует лаконизма, она должна быть простой и ясной;

· важным элементом художественного решения являются детали – символы, создающие подтекст, часто они несут повышенную смысловую и идейную нагрузку;

· «новая проза» ориентирована на композиционную целостность рассказов, составляющих содержание сборника: «в сборнике можно заменить или переставить лишь немногие рассказы».

Вывод:

Характерные для прозы Шаламова бытовая, историческая и психологическая достоверность, и яркие художественные детали-символы позволяют создать своеобразный художественный образ мира – колымский «антимир».

В «Колымских рассказах» реализуется универсальная модель мира, впервые заявившая себя в мифе: человек ничтожен перед лицом высших, чаще злых, сил, но в этом бездуховном несвободном мире, «принизанном «смертными ветрами», злу противопоставляется мир вечно живой культуры.

 

В. М. Шукшин. Жизненный и творческий путь писателя.

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. Под этот жанр подходят не только произведения, в которых дается описание сельской жизни, но и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой. В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Это объясняется не только особенностями формирования государств, их национальной и экономической спецификой, но и характером, «портретом» каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издавна крестьянство играло самую главную роль в истории – не по силе власти (наоборот – крестьяне были самыми бесправными), а по духу – крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе.

Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в рамках такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям – проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, работающих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев, Валентин Григорьевич Распутин, Василий Макарович Шукшин и другие.

Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.

Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края.

Кинорежиссер Юрий Григорьев писал: «Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину, использовал малейшую возможность, чтобы слетать в Сростки, пусть коротко, хотя бы на несколько дней».

Именно благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни.

Василий Макарович Шукшин говорил: «Как где скажут «Алтай», так вздрогнешь. Сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет».

И эту любовь к своей родине Василий Макарович пронес через всю жизнь, ею пропитаны все его художественные произведения и киноработы.

Василий Макарович Шукшин с детства любил литературу, много читал, учил большие стихотворения и читал их с выражением (никто не учил его этому).

Мать, Мария Сергеевна, вспоминает:

«Помню, как появилась у Васи «болезнь» - увлекся книгами. Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута.

Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам: керосину нальет, в картошку фитилечек вставит, под одеяло закроется и почитывает. Ведь что думаете, - однажды одеяло поджег. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго-настрого читать. Так нет – стал из школьного шкафа брать тайно от меня…

Частенько сельчане мне говорили: «Ну что ты, Мария, генерала, что ль, хочешь вырастить из него?» - «Выше», - отшучивалась я от них, но сердцем все же чуяла, что генералом не генералом, а человеком он будет настоящим!»

Мария Сергеевна говорила образно, много рассказывала сыну – о прошлой жизни, о далеких предках, которые переселились на Алтай с Волги, с Дона, рассказывала простые, жизненные истории. Все это юный Шукшин жадно слушал. Я думаю, не преувеличивая можно сказать, что Мария Сергеевна была для Васи как Арина Родионовна для Пушкина. Не зря Василий Макарович потом сказал: «Я у нее учился писать рассказы».

Односельчанка Дарья Ильинична Фалеева вспоминает: «Мария Сергеевна для сына ни душевных сил не жалела, ни средств. Помню, когда Вася уехал учиться, мать продала баню рубленную, половички самотканые, которые были приготовлены для дочери Наташи. Потом продала половину дома. Кажется, и вторую половину продала и перешла жить в избушечку. Я тогда смотрела на все это и думала: вот что мать для сына делает; поймет ли он ее, оценит ли? Василий Макарович оценил. Он очень любил мать и отблагодарил за все, за все ее хлопоты и лишения. Когда он получил свой первый большой гонорар – за «Любавиных», купил матери дом, тот, в котором сейчас музей. Это был первый кирпичный дом в Сростках, и стоил он, думаю, недешево. Заботу Василия Макаровича о матери мы, земляки, высоко оценили…».

Шукшин бесконечно любил своих родных. Когда он жил в Москве, слал оттуда в родные Сростки деньги и посылки для матери и своей сестры Наташи, которая очень рано осталась вдовой с двумя детьми – двойняшками. Причем обе они даже и не подозревали, что он помогает им обеим.

Наталья Макаровна, сестра Шукшина, рассказывает: «Как он беспокоился о маме! Однажды сказал: «Если мама умрет вперед меня, я этого не переживу, лучше вперед умру». Так я другой раз положу маму в больницу, а ему не пишу. Он узнает – забросает телеграммами, вызовами на переговоры. Мне всегда помогал. Да что там помогал!.. муж умер, я с двумя ребятишками осталась. Не знала, как обуть и одеть ребятишек. Он мне высылал деньги, я и покупала. А ребятишек моих как любил – Сережу и Надю, такие письма им всегда писал… А уж радовался, когда они в институт поступили! Я так скажу: это из тысячи братьев – брат!»

Вот таким Василий Макарович был сыном, дядей, братом – одним из тысячи…

Как мы уже говорили, тяга к литературе у Василия Макаровича была с самого детства. Он уже тогда писал стихи. Неслучайно, еще в школьные годы у него было прозвище «Гоголь», когда же он учился в автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью в общежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы матросы звали его поэтом. О литературной судьбе Шукшина расскажет нам…

Как писатель Шукшин стал известен с 1958 года. Именно в 1958 году в августе был впервые напечатан его рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». Шукшину было уже 29 лет, т.е. в центральной прессе он опубликовался относительно поздно. За 16 лет им было опубликовано свыше ста рассказов, два романа, шесть повестей и книга публицистики. Назовем некоторые его произведения: «Сельские жители», «Там вдали», «Характеры», «Беседы при ясной луне», «Я пришел дать вам волю», «Любавины», «Срезал», «Мой зять украл машину дров» и другие.

Василий Макарович Шукшин занял общепризнанно значительное место в российской культуре 20 века. Да, это действительно первоклассный мастер в нескольких видах искусства. И значительную роль занимает фигура Шукшина в нашем кинематографе.

Дебютом Шукшина в кино была эпизодическая роль погибающего от шашки Григория Мелехова матроса в фильме С.А.Герасимова «Тихий Дон» по роману М.А.Шолохова. Односельчане вспоминали, что первое появление земляка на экране почти разочаровало: «Мы увидели Василия в эпизодической роли. Поднялся на локте, выглянул из-за плетня и – упал… Думали: наверное, ничего из него не выйдет». Ошиблись.

В 25 лет он поступает во ВГИК на режиссерский факультет, Шукшину пришлось испытать высокомерное отношение к себе, как к деревенскому жителю, «мужику» со стороны бойких, развязных юнцов из «элиты». Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы». За себя он умел постоять. Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его произведениями. Творец, несущий добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к хамству, к человеческому унижению – отличительная черта его характера. Василий Макарович Шукшин – явление уникальное. Актер, снявшийся в 58 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель. Большинство сценариев Шукшин написал, в той или иной мере переработав или просто соединив свои до этого уже напечатанные рассказы. Например: «Ваш сын и брат», созданный в 1965 году, состоит из трех рассказов: «Степка», «Змеиный яд», «Игнаха приехал». В сценарии он объединил героев родством – и получилась панорама жизни одной семьи. Сам он оценивал свои рассказы выше фильмов. Шукшин утверждает, что хорошие фильмы и рассказы сработаны по одним законам. В них не должно быть лжи, «выдуманной психологии, сочиненных в кабинетах ситуаций», и фильм, и рассказ – отражение жизни. Впечатляет перечень его работ в кино. Он снял 6 фильмов:

1964 г – поставлен фильм «Живет такой парень» по сценарию Шукшина;

1966 г – фильм «Ваш сын и брат»;

1971 г – фильм «Странные люди», кинороман о Степане Разине «Я пришел дать вам волю»;

1972 г – фильм «Конец Любавиных»;

1973 г – фильм «Печки-лавочки», в котором Шукшин выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли.

«Калина красная» - последний и лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. Фильм «Калина красная» стал потрясением для зрителей. Ничего подобного не было в советском кинематографе. Разве может быть главным героем тогдашнего фильма уголовник! Люди плакали, когда смотрели «Калину красную».

Картина отмечена премией Всесоюзного фестиваля в Баку (1974). Сохранились записи В. Фомина, который был на съемках «Калины красной». Вот что он пишет о Шукшине-актере: «На роли Егора Прокудина держался весь фильм. Все строилось на кипении вокруг страстей, на огромном внутреннем накале. Шукшин же страсти не играл. Он жил страстями своего героя, весь без остатка растворяясь в его инобытии. Когда снимали сцену истерики Егора после его возвращения от матери, Шукшин так страшно корчился на земле, так искренно и безутешно рыдал, что по коже пошли мурашки, и камера, и осветительные приборы – все это перестало вдруг существовать, провалилось куда-то. Возникло какое-то жутковатое ощущение, что никакие это не съемки, не актер Шукшин, а просто какой-то человек плачет, корчится от страшной муки. Это ощущение, что перед тобой не киносъемки, а нечто реальное, живое, ударило словно током. И, честное слово, забыв, где все это происходит, я поймал вдруг себя на мысли, что хочу то ли броситься к безутешно рыдающему на земле человеку, то ли бежать от всего этого ужаса прочь… Наверное, это обжигающее чувство истинной реальности, абсолютной жизненности всего происходящего перед камерой посетило не только меня одного».

Режиссер, писатель, актер, он всегда жил по своим законам. Лжи не выносил ни в каком виде. Ложь даже маленькая доставляла ему чуть ли не физические страдания. Он ненавидел подлость, низость, серость. Однажды он лежал в больнице – простыл на съемках. Там была вахтерша, которая почему-то сразу не взлюбила Шукшина. Не пускала к нему дочек, хотя к другим больным посетителей пропускала без всяких препятствий. Друзья советовали ему: «Дай ей денег». Но Шукшин не мог этого сделать. Он не мог дать взятку даже такую маленькую. Как-то к нему приехали друзья-писатели из другого города, а эта вахтерша их снова не пропустила. И тогда Шукшин не выдержал и … ушел из больницы. В больничном халате и тапочках … в феврале месяце. Не мог он примириться с хамством, с унижением человеческого достоинства. Позже в «Литературной газете» появился рассказ «Кляуза», где Шукшин описал этот случай в больнице. Его прочитали многие. Как оказалось потом, читали этот рассказ и в высших эшелонах власти.

Для начальства Шукшин всегда был очень неудобным человеком. Прогибаться перед вышестоящими не умел. До самой смерти так и не научился врать. Правду-матку рубил с плеча, не взирая на чин и звания. Чиновники разных мастей просто терпеть не могли Шукшина, никогда не знаешь, чего от него ожидать. Многое из того, что делал, писал, говорил Василий Шукшин, раздражало. Плохо то, что раздражало это тех, кто был наделен властью. Удивительно, но это противостояние Шукшина с официальными лицами продолжалось и после его смерти. Более того, оно обострилось. Встал вопрос – где хоронить?

До обидного мало – 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Судьба отмерила ему очень мало времени, катастрофически мало, чудовищно мало. Но того, что он создал, хватило бы на несколько биографий. Кем только не был он в жизни: колхозник, рабочий, военнослужащий, учитель, актер, режиссер, постановщик, сценарист, писатель… Ему пришлось сменить много занятий. И умер этот творческий человек во время съемок.

Послушайте, что говорит о Шукшине Виктор Астафьев, писатель 20 века: «Мне выпало счастье быть земляком Василия Шукшина. Я тоже родом сибиряк. И все время, встречаясь с ним, я пытался представить, на что он похож своим обликом, характером, своей суровой и мужественной жизнью. И только недавно понял, что Шукшин похож на свою родину, она воплотилась в нем, вылитая родная сторона… Я не знаю, как вы, но всю огромность потери, постигшей нацию, до сих пор не могу осознать. Пройдут года, все так же будут шуметь березки, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден светел, и на эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано…»

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫд ля студентов

  1. Есипов В. В. Варлам Шаламов и его современники. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — 270 с. ISBN 978-5-86402-213-9
  2. Сиротинская И. П. Мой друг Варлам Шаламов. — М., 2006.
  3. К столетию со дня рождения Варлама Шаламова Содержание конференции (Москва, 2007)
  4. Шкловский Е. А. Варлам Шаламов. — М.: Знание, 1991. — 64 с. ISBN 5-07-002084-6
  5. Есипов В. В. Шаламов. — М.:Молодая гвардия, 2012. — 346[6] с.:ил.— (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып.1374). ISBN 978-5-235-03528-7
  6. Дмитрий Нич. Варлам Шаламов в свидетельствах современников. Сборник. — Личное издание. Издание третье, дополненное. PDF, 2012. — С. 568.
  7. Журавина Л. В. У времени на дне: Эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. — 3-е изд., стереотип. М.: Флинта, Наука, 2013. — 232 с.,
  8. Русские писатели, ХХ век. Библиографический словарь: в 2 ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998.

9.Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс.

10. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература. 11кл

11. Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б. А. Русский язык и литература. Литература. 10 – 11 кл

12. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. (Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова и др.); под ред. Г.А. Обернихиной.–

13. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. / Под ред. Журав-лёва В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. – М.: 2014.

14. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной..

15. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 – 11 класс.

Интернет-ресурсы

www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: