И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ




КРЕДИТНЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь»

И.Н. Демчук

В статье определена сущность менеджмента риска и банковского риск-менеджмента, обоснованы условия эффективного функционирования системы кредитного риск-менеджмента, существенным элементом которого является инструментарий комплексной оценки кредитоспособности заемщика.

 

Банковское дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, где происходит привлечение и аккумуляция временно свободных денежных средств, их распределение между отдельными хозяйствующими звеньями на условиях платности, срочности и возвратности. Ведущим принципом в работе коммерческих банков является стремление к получению большей прибыли. Однако размер возможной прибыли прямо пропорционален риску.

Риски в банковской практике – это опасность (возможность) для банка понести потери при наступлении определенных событий. Риски могут быть как внутрибанковскими, связанными с функционированием самой кредитной организации, так и внешними.

Классическое учение о банковской системе основывается на трех ведущих критериях, в соответствии с которыми банки осуществляют свою деятельность, – это ликвидность, рентабельность и безопасность. В банковской практике исходят из одинаковой значимости этих трех критериев или из необходимости максимизации прибыли при поддержании ликвидности и с учетом требований рентабельности, финансовой устойчивости и безопасности. Достичь указанной цели представляется возможным лишь при адекватном управлении банковскими рисками.

Управление рисками, их классификация, методы анализа, оценки и минимизации рисков, методологические и организационно-методические подходы к управлению рисками постоянно подвергаются модификации под влиянием:

– динамики политической и экономической конъюнктуры, стратегии развития страны и выбранных приоритетов;

– изменения структуры и емкости рынка;

– обострения конкуренции;

– слияний и поглощений предприятий, банков;

– природных катаклизмов и форс-мажорных обстоятельств;

– концентрации капитала;

– внедрения в экономику иностранного капитала;

– развития и расширения финансовых инструментов;

– изменений процентной ставки, обусловленных конъюнктурой, денежной политикой, усилением небанковской конкуренции, политическими факторами, корректировкой ставки рефинансирования;

– повышения требований клиентов к качеству услуг, банковских продуктов и оперативности обслуживания;

– инфляции, состояния бюджета региона, округа, страны [1].

Банки практически ежедневно сталкиваются с различными рисками, отличающимися по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, по способу анализа, оценки рисков и методам их описания. Все они оказывают влияние на эффективность банковского менеджмента.

Основополагающим элементом банковского менеджмента является риск-менеджмент (РМ) или менеджмент риска, представляющий собой скоординированные действия по руководству и управлению банком в отношении риска. Данное определение сформулировано на основе понятий, представленных в международном (ИСО/МЭК 73:2002) и национальном (ГОСТ Р 51897-2002) стандартах «Менеджмент риска. Термины и определения». Там же дана трактовка понятия системы менеджмента риска как набора элементов системы менеджмента организации (банка) в отношении РМ, включающей такие процессы, как стратегическое планирование, операционное (текущее) управление, идентификация риска (процесс нахождения, составления перечня и описания источников), оценка риска (общий процесс анализа риска и оценивания риска), обработка риска (процесс выбора и осуществления мер по модификации риска, в том числе мер по избежанию, оптимизации, переносу или сохранению риска), коммуникация риска (процесс по обмену информацией о риске или совместное использование этой информации между лицом, принимающим решение, и другими причастными сторонами), управление риском (процесс, осуществляющийся ответственными лицами в части принятия и исполнения решений в рамках РМ и включающий мониторинг, переоценивание и другие методы, а также действия, направленные на обеспечение соответствия принятым решениям) и др.

Банковский РМ содержит, как минимум, следующие элементы:

– концепция или политика управления рисками (на уровне банка);

– внутрибанковская система управления рисками (СУР), включающая:

• совокупность регламентов и технических порядков взаимодействия подразделений банка при осуществлении сквозного процесса управления рисками;

• комплекс методик расчета оценок уровней рисков и лимитов по объектам и категориям источников рисков;

• информационные технологии управленческого учета;

• процедуры текущего мониторинга, расчета оценок уровней рисков и лимитов по всем объектам риска;

• процедуры контроля и оценки качества внутренних процессов риск-менеджмента в функциональных подразделениях и др. [2].

Банковский РМ – это системное применение разработанных банком концептуальных основ, политики, процедур и методов управления к задачам определения ситуации, идентификации, анализа, оценки, обработки, мониторинга и обмена информацией, относящейся к риску, для обеспечения снижения потерь, увеличения финансового результата и стоимости банковского бизнеса.

Сущность банковского риск-менеджмента отражена на рис. 1.

Ядром системы риск-менеджмента является кредитный риск-менеджмент, представляющий собой совокупность концептуальных подходов, методов, технологий и инструментов, моделей, сценариев и управленческих решений (рис. 2), применение которых при эффективной организации управления кредитным риском обеспечивает качество кредитного дела.

Эффективность кредитного риск-менеджмента (КРМ) предопределяет финансовую устойчивость и надежность банка.

Создание эффективно функционирующей системы КРМ предусматривает:

– разработку и применение адекватных методик рейтингования заемщиков и ссуд;

– выстраивание систем показателей и индикаторов, классифицирующих кредитный риск, причем, в состав указанных показателей должны входить не только показатели финансовой устойчивости заемщиков (коэффициенты прибыльности (результативности), оборачиваемости, левериджа, ликвидности) и характеристики их денежного потока (размер наличности: от операций по основной деятельности, от дополнительного выпуска ценных бумаг, продажи активов, дополнительного внешнего заимствования, целевого финансирования за счет бюджетных средств и др.), но и прогнозные показатели (финансовые и нефинансовые), связанные с развитием бизнеса заемщика;

– наличие достаточного информационно-аналитического обеспечения для реализации кредитных бизнес-процессов и эффективное его использование;

– реализацию возможности постоянного контроля за состоянием кредитного портфеля;

– применение автоматизированных комплексов и современных IT-технологий, обеспечивающих безопасность кредитного дела.

 

Рис. 1. Сущность банковского риск-менеджмента

 

 

Рис. 2. Модельное представление кредитного риск-менеджмента

 

Одним из базовых условий обеспечения эффективного КРМ является оценка кредитоспособности заемщика, сущность которой проиллюстрирована на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Концептуальная модель оценки кредитоспособности заемщика

 

Решения в области оценки кредитоспособности заемщика и обслуживания долга принимаются людьми, поэтому «человеческий фактор» здесь играет существенную роль. Причем, речь идет не только о профессиональной компетентности, коммуникативности, клиентоориентированности, но и о стрессоустойчивости.

Принято считать, что главная причина возникновения стресса – поведение руководителя. Однако в банковской практике чаще всего стрессы возникают при изменении поведения заемщика, в связи с проявлением негативных тенденций в его бизнесе. Для укрепления стрессоустойчивости и принятия более взвешенных решений в коммерческих банках необходимо применять инструментарий стресс-менеджмента (он является элементом КРМ), который схематично представлен на рис. 4. То есть, по мнению автора, от стрессоустойчивости, профессиональной компетентности, мотивированности и кредитной этики зависит способность кредитного специалиста объективно оценить уровень кредитного риска в целях дальнейшего управления им [3].

 

 

Рис. 4. Инструментарий стресс-менеджмента

 

Эффективное применение предложенного инструментария способствует минимизации кадровых рисков (в разрезе компетенций кредитного персонала) и повышает качество кредитного дела, что предопределяет обеспечение финансовой устойчивости коммерческого банка.

Список литературы:

 

1. Демчук И.Н. Управление кредитными рисками// Сибирская финансовая школа.– 2006. – № 1. – С. 40–44.

2. Демчук И.Н. Управление кредитными рисками как средство предупреждения банкротства, рейдерства, мошенничества и обеспечения качества кредитного дела // Сибирская финансовая школа. – 2007. – № 1. – С. 56–70.

3. Демчук И.Н. Кредитный риск-менеджмент: методологические и концептуальные аспекты // Вестник ТГУ. – 2008. – № 313. – С. 160–165.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Менеджмент риска, кредитный риск-менеджмент, оценка кредитоспособности заемщика, инструментарий стресс-менеджмента.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Демчук Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, президент, председатель Правления ЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: