организации публичной власти»




Комментарий к поправкам в Конституцию Российской Федерации,

Предлагаемым в проекте закона Российской Федерации

«О совершенствовании регулирования отдельных вопросов

организации публичной власти»

Поправки Комментарий
- статью 75: а) дополнить частью 5 следующего содержания: "5. В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом."; б) дополнить частью 6 следующего содержания: "6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом." Впервые в Конституции будет установлен минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже среднего прожиточного минимума по стране, независимо от региональных условий. Конституционная норма о МРОТ означает, что независимо от того, где родился и проживает человек, ему везде положены одинаковые гарантии минимальной оплаты труда. С 1 января 2019 г. МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. С 1 января 2020 г. МРОТ составляет 12130 р., данная величина подлежит ежегодной индексации. Указанное положение, закрепленное теперь на конституционном уровне, позволит сделать норму о едином МРОТ не зависящей от текущих социально-экономических и политических условий, усилить ее правовую защиту и значимость. Кроме того, на конституционном уровне закрепляется обязательное повышение пенсий, пособий и всех социальных выплат. Вводится принцип обязательной и безусловной регулярности таких повышений. Все это обяжет Правительство и Парламент выстраивать политику для обеспечения реализации соответствующего конституционного принципа. Впервые на конституционном (т.е. на самом высоком правовом) уровне закрепляются принципы пенсионного обеспечения граждан, фиксирующие всеобщий охват граждан РФ пенсионным обеспечением, справедливость в определении размеров пенсии и порядке ее повышения, социальную ответственность трудоспособных граждан независимо от их возраста в сфере материального обеспечении российских пенсионеров.
- пункт "т" статьи 71 изложить в следующей редакции: «т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства» - ч.2 статьи 81 изложить в следующей редакции: «Статья 81 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства» - статью 77 дополнить частью 3 следующего содержания: "3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)." - статью 78 дополнить частью 5 следующего содержания: "5. Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства." - в статье 95: б) дополнить частью 21 следующего содержания: "21. Членом Совета Федерации (сенатором Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства." - часть 1 статьи 97 изложить в следующей редакции: "1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства." - статью 110 дополнить частью 3 следующего содержания: "3. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства." - статью 119 изложить в следующей редакции: "Статья 119 Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации." Предусматривается внесение изменений, направленных на конституционное закрепление обязательных требований к целому ряду высших должностных лиц – Президента РФ, глав субъектов РФ (губернаторов), сенаторов, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей. Поправкой в ст.71 Конституции устанавливается право регулирования соответствующих вопросов исключительно на федеральном уровне. Сюда относятся и ограничения, связанные с наличием у граждан РФ устойчивой правовой связи с иностранным государством - иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, позволяющего постоянно проживать на территории иностранного государства. Указанные положения, закрепленные на конституционном (т.е. на самом высоком правовом) уровне позволят минимизировать риски, связанные с наличием у чиновников, прямой либо косвенной постоянной правовой связи с иностранными государствами (например, конфликт интересов), а также сделают эти требования значимыми и не зависящими от текущих политических условий. Очевидно, что такие формы правовой связи между российскими гражданами и иностранными государствами ведут к возникновению между ними взаимных обязательств, которые могут входит в противоречие с интересами Российской Федерации и других граждан РФ. Полномочия указанных должностных лиц напрямую оказывают влияние на безопасность и суверенитет (независимость) нашей страны. Самые важные решения во всех сферах жизни Российской Федерации (как внутри страны, так и во вне ее) непосредственно принимаются этими должностными лицами. Поэтому очень важно, чтобы в своей деятельности такие должностные лица руководствовались исключительно интересами Российской Федерации и ее граждан и были отгорожены от влияния каких-либо собственных обязательств перед иностранными государствами. Предложенные требования (ограничения) на данный момент определяются целым рядом нормативных актов, в том числе законодательством о государственной службе в РФ. Однако в рамках предлагаемых изменений соответствующие требования и ограничения систематизируются и расширяются. Например, в отношении кандидатов на пост главы государства устанавливается требование об отсутствии указанных форм правовой связи с иностранным государством не только в настоящее время, но и когда либо ранее. Т.е. любая форма постоянной правовой связи гражданина РФ с иностранным государством даже в прошлом будет препятствием для занятия поста Президента РФ. Это объясняется особой (повышенной) ответственностью главы государства за судьбу страны при принятии им решений, которые зачастую носят стратегический характер и определяют направления развития нашей страны. К кандидатам на должность Президента РФ также предлагается повысить требования о постоянном проживании на территории Российской Федерации с «не менее 10 лет» до «не менее 25 лет». Смысл этого в том, чтобы обеспечить еще большее погружение (уже на глубину фактически целого поколения) потенциального кандидата на пост Президента в жизнь, развитие и проблемы нашей страны, а также те запросы, которые формулируются российскими гражданами. В поправках оговаривается, что требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию. Под это исключение сейчас подпадают жители Крыма и Севастополя.  
- статью 79 изложить в следующей редакции: "Статья 79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации." Российская Федерация участвует во многих международных организациях (ООН, Совет Европы и др.) на основании целого ряда международных договоров. Некоторые международные органы, как, например, международные суды выносят в ряде случаев решения в адрес Российской Федерации, которые наша страна должна выполнять в силу подписанных ей международных договоров. Иногда такие решения входят в противоречие с нормами Конституции РФ. Для выхода из таких ситуаций предлагается установить на конституционном уровне: - возможность проверки решений международных органов (в том числе и международных судов) на их соответствие Конституции РФ (что будет делать Конституционной Суд РФ), если возникнет такое сомнение; - если проверка на соответствие выявит, что указанные решения международных органов противоречат нашей Конституции, то Российская Федерация сможет не исполнять эти решения. При этом сохраняются конституционные положения о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также о том, что международное право является составной частью российской правовой системы, а в случае противоречия закона и международного договора действует международный договор. Таким образом, предлагается установить приоритет над международным правом только Конституции как основного правового акта, устанавливающего базовые права и свободы граждан, а также положения, обеспечивающие безопасность и независимость нашей страны.
- ч.1 и 3 статью 81 изложить в следующей редакции: "Статья 81 1.Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом." Предложено ограничить пребывание гражданина РФ в должности Президента РФ в общей сложности только двумя сроками, независимо от очередности пребывания в этой должности. Таким образом, гражданин РФ сможет за всю свою жизнь только 2 раза стать Президентом РФ (т.е. максимально 12 лет), что приведет к большей сменяемости и обновлению власти.
- в статье 83: а) пункт "а" изложить в следующей редакции: "а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;"; б) дополнить пунктом "б1" следующего содержания: "б1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;"; в) дополнить пунктом "в1" следующего содержания: "в1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;"; г) пункт "д" изложить в следующей редакции: "д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, и освобождает их от должности;"; д) дополнить пунктом "д1" следующего содержания: "д1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;"; к) дополнить пунктом "ж1" следующего содержания: "ж1) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;"     - в статье 111: а) часть 1 изложить в следующей редакции: "1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой."; б) часть 2 изложить в следующей редакции: "2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации." Предлагается внести в Конституцию РФ изменения, предполагающие назначение Президентом Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров после одобрения их кандидатур Государственной Думой. Ранее согласованию с Государственной Думой подлежала лишь кандидатура Председателя Правительства. При этом, кандидатуры руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, ГО и ЧС, общественной безопасности, не будут подлежать одобрению Государственной Думой. Они будут назначаться Президентом самостоятельно, но после консультаций с Советом Федерации. Таким образом, расширяется участие парламента (как Государственной Думы, так и Совета Федерации) в формировании Правительства РФ. При этом общее руководство Правительством сохраняется за Президентом, который будет вправе отправить Председателя и членов Правительства в отставку, поэтому после принятия предложенных поправок Россия не превращается в парламентскую республику. Формирование Правительства станет происходить более публично и прозрачно, кроме того, взаимодействие между парламентом и Правительством станет более содержательным. Участие представителей народа (депутатов Государственной Думы) в назначении членов Правительства, с одной стороны, повысит роль и авторитет парламента и парламентских партий, а с другой стороны, повысит самостоятельность и ответственность Председателя Правительства и федеральных министров. Государственный совет действует в России уже с 2000 года, однако его статус не был закреплен в Конституции. Поправки предусматривают придание конституционного статуса Государственному совету, посредством которого главы субъектов РФ участвуют в принятии и выработке принципиальных решений на уровне федерации по значимым для страны вопросам. Таким образом, на уровне Конституции будет признана роль и ответственность глав субъектов РФ по определению основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Состав и конкретные полномочия указанного органа должны быть конкретизированы в федеральном законе. Ранее Государственная Дума давала согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Предложенная в поправках модель предполагает необходимость поиска совместного решения Президентом и Госдумой по кандидатуре Председателя Правительства.
- в статье 95: а) часть 2 изложить в следующей редакции: "2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации (сенаторов Российской Федерации) - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации."; Вводится дополнительное официальное наименование должности члена Совета Федерации – «сенатор Российской Федерации». Такое наименование уже давно используется в СМИ
- в статье 83: е) пункт "е" изложить в следующей редакции: "е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;"; ж) пункт "е1" изложить в следующей редакции: "е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;"; з) дополнить пунктом "е3" следующего содержания: "е3) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;"; и) дополнить пунктом "е4" следующего содержания: "е4) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;";   - в части 1 статьи 102: а) пункт "ж" изложить в следующей редакции: "ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;"; б) дополнить пунктом "к" следующего содержания: "к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;"; в) дополнить пунктом "л" следующего содержания: "л) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации;"; г) дополнить пунктом "м" следующего содержания: "м) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий."   - статью 128 изложить в следующей редакции: "Статья 128 1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом." Предлагается на конституционном уровне предоставить полномочие Президенту представлять Совету Федерации для назначения не только судей, но и председателей, заместителей председателя Конституционного Суда, Верховного Суда. При этом назначение председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов предлагается оставить в перечне полномочий Президента. Кроме того, к полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего их честь и достоинство, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Сейчас прекращение полномочий судьи происходят только по решению самого судейского сообщества без участия других ветвей государственной власти. Предложенные поправки разрушают эту внутрикорпоративную монополию судейского корпуса на отстранение судей от должности и привлечение их к ответственности, устанавливая более сбалансированную систему сдержек и противовесов между парламентом и судебной властью. В целом поправки направлены на повышение доверия граждан к судейскому корпусу. Назначение как федеральных министров, так и руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также прокуроров субъектов РФ предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации, что позволит усилить полномочия органа представительства регионов, а также сделает их работу более прозрачной и подотчетной парламенту и обществу.  
- в части 1 статьи 103: а) пункт "а" изложить в следующей редакции: "а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;"; б) дополнить пунктом "а1" следующего содержания: "а1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д1" статьи 83 Конституции Российской Федерации;" Право Государственной Думы на одобрение кандидатуры Председателя Правительства, внесенной по представлению Президента, дополняется правом утверждать, по представлению Председателя Правительства, кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Исключение составляют министры и иные руководители ведомств «силового блока», назначаемые Президентом после консультаций с Советом Федерации. Новый порядок усилит роль Парламента в формировании и контроле за деятельностью исполнительной власти.
- часть 3 статьи 107 изложить в следующей редакции: "3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают такой закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания." Предлагается усилить роль Конституционного Суда, наделив его возможностью проверять по запросам Президента конституционность федеральных законов, принятых палатами Федерального Собрания, до их подписания Президентом. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность федерального закона, Президент возвращает его в Государственную Думу без подписания, если же подтвердит, то Президент обязан подписать закон. Это позволит еще до одобрения и подписания федерального закона Президентом (т.е. до вступления в силу федерального закона) рассмотреть этот проект закона и снять сомнения в конституционности отдельных его положений.
- часть 2 статьи 108 изложить в следующей редакции: "2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания." Аналогичным образом, Конституционный Суд наделяется возможностью проверять по запросам Президента конституционность федеральных конституционных законов, принятых палатами Федерального Собрания, до их подписания Президентом. Процедура президентского вето в данном случае не предусмотрена, поэтому Президент имеет право обратиться в Конституционный Суд по получении принятого федерального конституционного закона для подписания. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент возвращает его в Государственную Думу без подписания, если же подтвердит, то Президент обязан подписать закон. Поскольку федеральные конституционные законы направлены на развитие положений Конституции принципиально важно, чтобы изначально не было сомнений в их конституционности.  
- в статье 125: а) часть 1 изложить в следующей редакции: "1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя."; б) дополнить частью 51 следующего содержания: "51. Конституционный Суд Российской Федерации: а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность законов, принятых в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации; б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)."; в) дополнить частью 8 следующего содержания: "8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом." Предлагается усилить роль Конституционного Суда, наделив его возможностью проверять по запросам Президента конституционность законов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания Президентом, а также проверять решения международных органов (в том числе и международных судов) на их соответствие Конституции РФ, если возникнет такое сомнение. Количество судей сокращается с 19 до 11, что позволит сделать состав Конституционного Суда более компактным, снизив расходы на содержание без какой-либо потери эффективности функционирования Суда и решения поставленных перед ним задач.  
- статью 129 изложить в следующей редакции: "Статья 129 1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. 2. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назнач<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: