Компетентностно ориентированные задания на уроках изобразительного искусства в начальной школе




Гостило Тамара Вячеславовна, учитель начальных классов ГУО «Жуховичская средняя школа»

 

«Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно ориентированные задания».

Понятия “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно, в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением учительского сообщества определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно ориентированные задания. Вместе с тем, таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от учителя знаний особенностей компетнтносто ориентированных заданий.

Сочетание компетентостного подхода и интегративного обучения в преподавании ИЗО способствует формированию у младших школьников представления об изобразительном искусстве как целостном явлении. В данном подходе учитываются не только способности к изобразительному воспроизведению заданных моделей, которые входят в сферу учебно-познавательной компетенции, но и общее эстетическое, культурное, ценностное, личностное развитие детей. Данный подход сосредоточен на приобщении к искусству и художественной деятельности в целом, развитии творческой индивидуальности каждого ученика, его духовной сферы.

Перед учителями, преподающими изобразительное искусство, стоят задачи по обогащению зрительных представлений учащихся многочисленными художественными образами, формированию у них первичного опыта общения с произведениями национальной и мировой художественной культуры, развитию элементарных навыков и умений, позволяющих выполнять изображения в разных художественных техниках.
Программа «Изобразительное искусство», в полной мере соответствует концепции целостного формирования базовых компетенций в процессе преподавания изобразительного искусства. В рамках данной программы дети с помощью и поддержкой учителя изначально получают стимул к самостоятельной творческой и поисковой деятельности. Это связано с раскрытием перед ними целого мира художественной деятельности: от эпохи палеолита до современных художников, от элементов близкой ученикам бытовой культуры до эстетических особенностей творческой деятельности других народов во всем их разнообразии.

В рамках формирования образовательных компетенций выделяются три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный (изображение, украшение и постройка). В ходе обучения учащиеся знакомятся с приемами работы красками, тушью, мелками и другими художественными материалами.

Программа основана на взаимодействии различных сторон жизни человека в искусстве, в ходе обучения раскрывается диалог между художником и зрителем, формируется эмоциональный опыт общения детей с произведениями искусства. Данный подход позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с уроком, как основной формой организации учебного процесса, в рамках данной программы рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и чтения, а также при изучении отдельных тем целесообразно использовать межпредметные связи с исследованием курса «Человек и мир» (изучение темы «Живая и неживая природа», рассмотрение строения растений, животных и т.д.

При творческой работе с геометрическими фигурами и объемами весьма успешно может быть произведена интеграция с математикой. При изучении различных природных и искусственных материалов целесообразно интегрировать уроки с основами трудового обучения.
В ходе обучения формируются следующие умения, навыки и способы деятельности:
- умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.
Кроме того, в ходе учебно-познавательной деятельности дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла, у них формируются навыки учебного сотрудничества.
К концу обучения у младших школьников формируются представления об основных видах и жанрах изобразительного искусства; народных художественных ремеслах. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; расширяется база знаний о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, их произведений; развивается способность различать такие виды изобразительного искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. У детей развиваются навыки использования художественных материалов, применения главных средств художественной выразительности в собственных творческих работах.
Полученные знания, умения и навыки школьники могут использовать в различных видах внешкольной деятельности для самостоятельного творчества, восприятия и анализа художественных произведений при посещении выставок и музеев, общения на соответствующие темы и т. д.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование базовых образовательных компетенций является перспективным направлением в практике образования и, в частности, в преподавании изобразительного искусства.
Преимущество компетентностного подхода в сочетании с интегративным обучением заключается в приоритете личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями. То есть, при таком подходе, школьники получают знания не из-за вынужденной необходимости, а в силу личностной заинтересованности в получении тех или иных знаний, формирования навыков и т. п. Реалии современной жизни показывают, что наиболее социально адаптированы и востребованы в трудовой деятельности те выпускники, кто обладает не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативностью, творческим подходом, умением принимать самостоятельные, в том числе и нестандартные, решения.
Все это входит в сферу базовых образовательных компетенций, которые следует формировать, уже начиная с младшего школьного возраста, что способствует успешному развитию школьников в различных сферах деятельности.
В этом отношении стоит отметить, что программа преподавания изобразительно искусства, направлена на духовное развитие личности ученика, а также развитие у него художественного восприятия и самовыражения, что соответствует концепции формирования базовых образовательных компетенций. Программа подразумевает широкий спектр межпредметных связей, всестороннее развитие творческой, духовной и личностных сфер в развитии каждого ребенка.

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя) 1. Предмет ИЗО 2. Класс 4 3.Тема: «Выразительные средства ДПИ. Аговские сундуки. Жестовские подносы (задание на весь урок)
Ключевая компетентность и аспект Компетентность: коммуникативная Аспект: умение использовать полученную информацию, умение представить результаты практической работы в группе.
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) Сегодня мы работаем дизайнерами в бюро торговой рекламы. Надо превратить в произведение искусства давно надоевший стул, обновить посуду, вернуть к жизни старый шкаф, создать новую одежду, сумку, ремешки и очки. Самые отважные могут даже попробовать расписать компьютеры, машины, самолёты, танки, дома, автобусные остановки - без волшебной палочки, а всего лишь при помощи кисточки.  
Задачная формулировка Каждой группе придумать и выполнить эскиз любого изделия, используя элементы одного из традиционных видов народной росписи. Рассказать о работе своей творческой группы, используя план защиты.  
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) Оборудование: для учителя – презентация, образцы орнаментов, шаблоны. для ученика - цветной картон или бумага, фломастеры, гуашь, кисти, палитра Учебные плакаты, учебная литература, образцы с элементами росписи, готовые изделия. Алгоритм работы: · Офис «Размышляй-ка». -Нужны ли в современной жизни народные художественные образы? Рассмотреть примеры использования народных художественных росписей в современной жизни на различных носителях. · Офис «Вспоминай-ка»- Вспомни, какие виды росписи представлены? · Офис «Мозговой штурм» (разделиться на группы)-Есть ли востребованность в росписи? · Офис «Изображай-ка»- Придумать и изобразить изделие, используя элементы одного из традиционных видов народной росписи · Офис«Защищай-ка»- Рассказать о своей творческой работе, следуя заданным критериям. (- Создай рекламу своего изделия)  
Инструмент проверки (информация для учителя) Оценочный лист с критериями (оценивает группа экспертов из сильных учеников)
Критерии +/-
  Назначение изделия (оригинальность, практическая необходимость)  
  Соответствие, выбранному стилю росписи  
  Верное решение композиции рисунков, т.е. гармонично согласованы между собой все компоненты изображения  
  Группа полностью и в полном объеме справилась с задачной формулировкой  
  Определено время рекламы (2-3 мин.), выступление группы должно укладываться в эти рамки  

 

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя) 1.Предмет ИЗО 2. Класс1 3.Тема: «Украшаем варежку»(задание на весь урок)
Ключевая компетентность и аспект Компетентность: регулятивная Аспект: Самоконтроль и оценка результатов своей деятельности
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) Мы готовимся к зиме, будем украшать орнаментом теплые варежки. Ваши мамы смогут затем по вашим рисункам связать теплые и красивые варежки.
Задачная формулировка На столе лежат несколько шаблонов-образцов варежки. Вам надо выбрать понравившийся образец, обвести шаблон и украсить свою варежку так, чтобы они составили пару.  
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) Оборудование: для учителя – презентация, образцы орнаментов, шаблоны, несколько красивых варежек; для ученика - цветной картон или бумага, фломастеры, гуашь, кисти, палитра. Презентация, образцы-шаблоны с различными орнаментами, готовые изделия, алгоритм работы. Алгоритм работы: 1. Обвести форму по шаблону, вырезать из цветной бумаги. 2. Выбрать материалы для выполнения творческой работы (фломастеры, гуашь) 3. Выполнение задания. Работая по плану, сверять свои действия с образцом и, при необходимости, исправлять ошибки (Должна получиться пара варежки) 4. Оценка результатов своей деятельности (Найди отличия от образца) 5. Оценка собственного продвижения (Выставка работ учащихся «На прилавке магазина») Подсушенные работы крепятся на доску. 6. Учащиеся анализируют работы одноклассников - Как хорошо мы подготовились к зиме, теперь по вашим эскизам ваши мамы смогут связать настоящие варежки. - Какие варежки вам захотелось купить в нашем магазине, почему?
Инструмент проверки (информация для учителя)     Поэтапное оценивание работы учащихся, оценивание конечного результата.
Критерии +/-
  правильно умеет применить полученные знания на практике;  
  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное  
  верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;  
  учащийся полностью справляется с поставленной целью урока  
  умеет увидеть и исправить в изображении свои и чужие ошибки  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: