Автомобили для перевозки длинномерных грузов




АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

 

Автомобили для перевозки длинномерных грузов

 

Основными разновидностями длинномерных грузов являются: лесоматериалы (хлысты - цельный ствол поваленного дерева с не- отрубленной вершиной, очищенный от сучьев, круглый лес и пи­ломатериалы);металл (в виде проката и труб).

В общем объеме перевозок лесных грузов подавляющую долю составляют круглый лес и пиломатериалы.

Круглый лес используют: в качестве сырья для получения пи­ломатериалов, шпал, фанеры, различных заготовок, дубильных экс­трактов и древесного угля; в строительстве; для изготовления свай, мачт и опор электролиний; для крепления горных выработок и др. Длина круглого леса регламентирована ГОСТ и колеблется от 0,5 до 18 м. В зависимости от условий перевозок круглые лесомате­риалы делятся: на короткие - длиной до 3 м; средние - свыше 3 до 13 м и длинные - свыше 13 м. По толщине круглые лесоматериалы делят: на мелкие - диаметром до 130 мм; средние - до 240 мм; крупные - 260 мм и более. Длинномерным считается круглый лес диаметром 220-360 мм и длиной 6-18 м.

К пиломатериалам относятся доски, бруски, брусья, шпалы, различные заготовки и др. Длина пиломатериалов стандартизована и колеблется от 1 до 6,5 м. Пиломатериалы длиной более 6,5 м мо­гут изготовляться только по специальному заказу. Ширина пило­материалов 80-250 мм. Материалы с большей шириной изготовля­ются также по специальному заказу.

Стальной прокат бывает нескольких видов: сортовой (простой и фасонный), листовой, специальный и трубы.

К простому прокату относятся: круглая, квадратная, угловая, полосовая сталь и другие виды относительно простого профиля го­товой прокатной продукции. Круглую и квадратную сталь выпус­кают в виде прутков с наибольшим диаметром, не превышающим 200 мм при длине прутка от 3 до 10 м. Фасонный прокат - рельсы, двутавровые и швеллерные балки, а также другие достаточно слож­ные по профилю виды продукции прокатных станов. Указанные виды проката обычно имеют длину 12-19 м, а рельсы - до 25 м.

Листовой прокат изготавливается из: толстолистовой и тон­колистовой стали с толщиной листа соответственно 4-60 мм и 0,2-4 мм. Ширина и длина листа могут быть различных размеров в соответствии с сортаментом. К тонколистовой стали относят: кровельное железо, волнистую листовую сталь, оцинкованные лис­ты, белую и черную жесть.

К специальным видам проката относят изделия сложного про­филя - дисковые вагонные колеса, бандажи, шестерни и т. п., кото­рые не являются длинномерными грузами.

Все эти грузы перевозят на специализированных автопоездах, состоящих из автомобиля-тягача и прицепа – роспуска или из автомобиля – тягача, специального прицепа и прицепа – роспуска. Длин­номерный груз обычно укладывают на коники, расположенные на автомобиле (полуприцепе) и прицепе-роспуске, таким образом, чтобы при полном использовании грузоподъемности автопоезда распределение массы груза соответствовало бы грузоподъемности тягача и прицепа, что позволяет избегать перегрузок рессор и шин, а также исключает недопустимое провисание груза.

Грузы длиной до 7 метров транспортируют на автопоезде, со­стоящем из прицепа-роспуска, который соединен с автомобилем- тягачом дышловой сцепкой. Для транспортировки грузов большей длины используют крестообразную тросовую сцепку, которая обеспечивает почти точное совпадение колеи колес прицепа-рос­пуска с колеей колес автомобиля-тягача. Для перевозки порожних прицепов-роспусков на автомобилях-тягачах в некоторых конст­рукциях прицепов предусмотрено складывающееся металлическое дышло. Кроме этого автопоезда, для обеспечения самопогрузки прицепов-роспусков на шасси, оснащаются лебедкой.

В тех случаях, когда длина груза не превышает длины полу­прицепа более чем на 2,5 метра, могут использоваться обычные ав­топоезда, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа.

Эксплуатация автопоездов, перевозящих длинномерные грузы, осуществляется в разнообразных как дорожных, так и климатиче­ских условиях. Поэтому они должны обладать высокой проходи­мостью и маневренностью. Высокая проходимость автопоездов обеспечивается применением автомобилей-тягачей со всеми веду­щими колесами; арочных и широкопрофильных шин; прицепов с активными осями и др. Повышение маневренности автопоездов осуществляется при помощи устройств, позволяющих управлять колесами прицепа или полуприцепа-роспуска.

Для городских и пригородных перевозок круглого леса и пиломатериалов используют самосвальные полуприцепы-лесовозы. В практике перевозок широкое распространение получил само­свальный полуприцеп-лесовоз с боковой разгрузкой Т-235А. Полу­прицеп выполнен с использованием шасси ОдАЗ-885, на которое устанавливаются два пространственных самосвальных коника. Ко­ники пригодны для перевозок круглого леса, пиломатериалов и лю­бого другого длинномерного груза. Стойки коников удерживаются в вертикальном положении либо вставными штырями, либо с по­мощью тросов или цепей, на которых лежит груз.

Металл, как показывает практика целесообразно перевозить на специализированных автопоездах – металловозах, которые отвечают следующим основным техническим требованиям:

• автопоезд должен состоять из седельного тягача и полуприцепа; полуприцеп автопоезда должен быть платформенного типа с несущей рамой;

• рама полуприцепа должна иметь запас прочности с учетом возможной временной перегрузки не более 20 %, а размеры плат­формы - обеспечивать перевозку металла длиной до 12 м;

• полуприцеп должен быть оснащен самосвальными кониками или сбрасывателями груза, обеспечивающими синхронность рабо­ты в целях удобства и безопасности разгрузочных работ;

• конструкция платформы полуприцепа должна обеспечивать ведение погрузочно-разгрузочных работ средствами грузоотправи­теля и грузополучателя;

• размещение и закрепление груза на платформе должно соот­ветствовать правилам техники безопасности при перевозке.

Автопоезда – металловозы с прицепом-роспуском, полуприце­пом-роспуском, полуприцепом с раздвигающейся рамой и с кузо­вом "безбортовая платформа" в основном оснащаются гидравличе­скими и механическими сбрасывателями груза. Распространенным представителем автопоезда – металловоза у нас в стране является ав­топоезд Т-268А, предназначенный для перевозки и меха­низированной разгрузки жесткого (непрогибающегося) прокатного металла (швеллера, круга, шестигранника длиной 6-12 м). Он со­стоит из автомобиля-тягача ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и одноосного прицепа-роспуска. Характерной особенностью этого автопоезда – металловоза является применение в качестве связующего элемента между грузонесущими площадками с кониками трубчатого дышла.

Такая конструктивная схема способствует относительному умень­шению собственной массы автопоезда и исключает возможность перевозки на данном подвижном составе прогибающегося металла, так как при его опирании на две плоскости по концам груз в про­цессе перевозки может коснуться дышла и поломать его.

Примером полуприцепа – металловоза с удлиняющейся плат­формой может служить модель специализированного полуприцепа, изготавливаемая германской фирмой "Kogel".

Этот при­цеп имеет раму лонжеронного типа и платформу со сплошным по­лом, к которой крепят боковые ограничительные стойки (по 5 штук с каждой стороны). Разгрузка металла производится четырьмя сбрасывателями, уста­новленными на платформе.

Широкогабаритный листовой прокат перевозится на автопоездах – металловозах с увеличенной шириной грузовой платформы. Для устранения главного недостатка, присущего обычному способу сбрасывания такого вида груза с грузовой платформы – вонзания в землю одной из сторон металлического листа, разработан специ­альный самосвальный коник.

 

 

Рис. 7.3. Схема разгрузки широкогаба­ритного листового металла

 

Трубы необходимы для сооружения различных трубопроводов. В места строительства они доставляются автомобильным транс­портом по следующим схемам:

• перевозка труб длиной 6-12 м от железнодорожных станций до места укладки или до сварочных баз, где трубы свариваются по не­сколько штук в плети;

• перевозка плетей длиной 24-48 м от сварочных баз до мест ук­ладки.

 

В соответствии с этими схемами АТС для транспортировки труб по функциональному назначению делится на тру­бовозы предназначенные для перевозки труб длиной до 12 м, и трубоплетевозы, используемые для пере­возки плетей из труб длиной до 36 м.

(автомобиль трубовоз 4426 на базе КАмаЗ 43114)

Трубовозы выполняют на базе одиночных автомобилей и авто­поездов. Автопоезда – трубовозы делятся на прицепные, состоящие из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, и седельные, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа.

Рисунок 6.2- Автопоезд- трубовоз

 

Трубоплетевозы представляют собой автопоезда, составленные на базе полноприводных автомобилей с двухосными прицепами- роспусками, выполненные по трем схемам:

• автомобиль-тягач и прицеп-роспуск, связанные между собой тягово-страховочным канатом;

• автомобиль-тягач и прицеп, соединенные седельными устрой­ствами через грузонесущую платформу;

• седельный автомобиль-тягач и полуприцеп.

Тяговое усилие у автопоездов ­– трубовозов передается от авто­мобиля-тягача к прицепу-роспуску через дышло, а у автопоездов ­– плетевозов сама плеть передает усилие на прицеп-роспуск.

Рисунок 6.3- Автомобиль-трубоплетевоз

 

При перевозке труб большого диаметра для газо- и нефтепро­водов, а также штанг буровых установок, автомобили оборудуются специальными ложементами, предохраняющими изоляцию труб от повреждений и искривления прямолинейности оси. При перевозке грузов разной длины применяют телескопические дышла. Иногда сам груз служит связующим силовым элементом автопоезда.

Трассы магистральных трубопроводов часто проходят по пере­сеченной местности, и трубы приходится перевозить в тяжелых дорожных и климатических условиях, поэтому автопоезда трубо- и плетевозы должны иметь надежные устройства для закрепления груза и его разгрузки, обеспечивающие сохранность труб от по­вреждений их стенок и торцов (установка опорных ложементов), а также высокие динамические качества, маневренность и прохо­димость. Для повышения проходимости автопоездов – трубовозов целесообразно применять в качестве автомобиля-тягача автомоби­ли повышенной проходимости, имеющие блокировочные устрой­ства в ведущих мостах и системы регулирования давления воздуха в шинах, а прицепы и полуприцепы с ведущими осями.

Трубы жилищного и промышленного строительства, требую­щие особой осторожности при транспортировке и погрузке- выгрузке, перевозят на саморазгружающихся автопоездах – трубовозах.

Погрузка и выгрузка длинномерных грузов может осуществ­ляться кранами, погрузчиками или устройствами, смонтированны­ми на автомобиле. Применение подвижного состава с разгрузоч­ными устройствами рационально при доставках малых партий груза и отсутствии у получателей стационарных разгрузочных ме­ханизмов.

 

С индустриализацией строительства в нашей стране железобе­тонные изделия и строительные конструкции (ЖБИ) стали основ­ным строительным материалом и соответственно грузом, который необходимо доставлять потребителям.

Транспортная характеристика рассматриваемых грузов позво­ляет разделить их на две группы.

К первой группе относят ЖБИ, перевозимые в универсальном подвижном составе (детали и конструкции небольших размеров: элементы фундаментов, лестничные марши и площадки, плиты балконов, перемычки, емкости водоснабжения и канализации, шахтная крепь и др.)

Вторую группу составляют ЖБИ, требующие при перевозке применения специализированных автотранспортных средств (строительные конструкции больших габаритных размеров: стеновые панели и панели перекрытий, плиты покрытий и перекрытия, колонны, сваи, балки и ригели и др.)

Целесообразность использования специализированных АТС для перевозки железобетонных конструкция обусловлена:

• значительными габаритными размерами и массой конструкций

• необходимостью соблюдения заданного пространственного положения и мест опирания изделий при перевозке

• восприимчивостью к динамическим нагрузкам и рядом других условий

Для перевозки строительных железобетонных конструкций необходимы специализированные автотранспортные средства. Это обусловлено значительными габаритами и массой железобетонных конструкций, необходимостью соблюдения заданного транспортного положения и мест опирания изделий при перевозке, их восприимчивостью к динамическим нагрузкам и рядом других условий.

Для перевозки крупногабаритных железобетонных конструкций в основном используют автопоезда, состоящие из седельного автомобильного тягача и специализированного полуприцепа. Применение седельных автопоездов позволяет более полно использовать тяговые возможности автомобиля. Кроме того, маневренность автопоезда седельного типа выше, чем прицепного, что особенно важно в стесненных условиях реконструкции зданий и сооружений, когда возникает необходимость движения автопоезда задним ходом.

Специализированные полуприцепы для перевозки железобетонных конструкций можно классифицировать по трем основным признакам:

1) виду основного перевозимого груза;

2) расположению по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа;

3) форме кузова, которая определяет конструкцию специализированного автотранспортного средства.


 

По виду основного перевозимого груза дается название специализированному полуприцепу:

• панелевозы — для перевозки панелей наружных и внутренних стен и панелей перекрытий;

• фермовозы — для перевозки железобетонных ферм;

• плитовозы — для перевозки плит покрытий и перекрытий, колонн, свай, балок, ригелей, опор линий электропередачи и светильников;

• сантехкабиновозы — для перевозки сантехкабин и элементов шахт лифтов;
• блоковозы — для перевозки объемных блоков.

В зависимости от расположения по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа транспортные средства делятся на три типа:

• высокорамные — с расположением грузовой платформы выше уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа;

• низкорамные — с расположением грузовой платформы ниже уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа;

• полунизкорамные — с расположением грузовой платформы ниже седельно-сцепного устройства, но выше колес полуприцепа.

Полуприцепы-панелевозы предназначены для перевозки в вертикальном или крутонаклонном положении стеновых панелей, перекрытий, перегородок, плит, лестничных маршей и т. п.

Передняя часть полуприцепов-панелевозов опирается на седельно-сцепное Устройство автотягача, а задняя — на одно- или двухосную тележку со сдвоенными колесами. Тележки могут быть неповоротными (неуправляемыми) или поворотными (управляемыми), что улучшает маневренность автопоезда и позволяет использовать его в стесненных условиях застройки. Поворотное устройство выполнено с механическим канатным приводом и блокировочным устройством для удобства маневрирования.На рисунке 6.3 представлен полуприцеп- панелевоз хребтового типа.

Хребтовые панелевозы имеют пространственный несущий каркас трапециевидного поперечного сечения, изготовленный из прокатных или гнутых профилей. Панели устанавливаются под углом 8...10° к вертикали на грузовые площадки с деревянным настилом, расположенные по бокам каркаса. Для крепления панелей используют винтовые зажимы, прижимные планки и канаты, затягиваемые с помощью ручной лебедки.

Преимуществом хребтовых панелевозов является малая погрузочная высота удобство проведения погрузочно-разгрузочных работ, недостатком — необходимость симметричной загрузки грузовых площадок.

 

Рисунок 6.4- Полуприцеп-панелевоз хребтового типа

 

Для транспортировки плит почти в вертикальном положении применяют полуприцепы панелевозы шатрового типа. Максимальная масса перевозимых плит составляет 25т., высота изделий три метра и более. Если толщина плит не превышает 15см, то их устанавливают друг на друга, тем самым экономя полезную площадь полуприцепа. После размещения груза на панелевозе его фиксируют при помощи троса и лебетки, сверху за подъемные петли плиты крепятся цепями. Основа, на которую устанавливают железобетонные изделия прорезинена и имеет наклон к центру, что добавляет устойчивость грузоперевозки. Длина полуприцепа может достигать 13,5 метра, что позволяет осуществлять грузовые перевозки с большей эффективностью.

 

Рисунок 6.5- Полуприцеп- панелевоз шатрового типа

 

Грузовые перевозки панелевозами кассетного типа предназначены для транспортировки всех видов железобетонных изделий, включая плиты нестандартных форм и сечений. Кассетники или корзины хорошо приспособлены для перевозки именно нестандартных видов продукции, не требуют специальных приспособлений для их крепления и фиксации, это позволяет сэкономить время погрузки и выгрузки. Надежность и простота панелевоза кассетного типа позволяет оказывать транспортные услуги подобного рода на большие расстояния и с наибольшей безопасностью.

 

Кассетные панелевозы имеют две вертикальные боковые несущие фермы с поперечными связями, между которыми расположена грузовая площадка с деревянным настилом. Панели устанавливаются на грузовую площадку в вертикальном положении и удерживаются с помощью разделителей и боковых держателей. Кассетная форма кузова позволяет перевозить как четное, так и нечетное количество панелей. Кроме панелей кассетные панелевозы могут перевозить различные строительные грузы, по своим габаритам и массе не превышающие размеров грузовой площадки и грузоподъемности панелевоза. Основной недостаток кассетных панелевозов — большая погрузочная высота.

Панелевоз полуприцеп наклонного типа, или наклонник, имеет туже направленность грузоперевозки, с одним очень важным отличием. Есть возможность осуществлять грузовые перевозки негабаритных плит по высоте. Данный панелевоз имеет одну рабочую наклонную сторону, угол наклона которой позволяет перемещать плиты высотой до 3,5м. Для крепления изделий используют ремни или троса с лебеткой и наклоненную к центру площадку для опоры изделий. Есть и недостатки такой грузоперевозки. Из-за одного хребта и специфичного угла наклона, груз располагается на площадке не равномерно, что влечет за собой повышенный износ резины. Полезная площадь грузоперевозки маленькая и не позволяет загружать панелевоз до номинальной грузоподъемности. На рисунке 6.5 представлен полуприцеп- панелевоз наклонного типа.

 

Рисунок 6.6- Полуприцеп-панелевоз наклонного типа

Полуприцепы-панелевозы платформенного типа кроме перевозки строительных панелей могут использоваться как грузовые платформы для перевозки плит, балок, ригелей и других штучных грузов, не превышающих размеров платформы и грузоподъемности полуприцепа. Грузовые площадки панелевозов имеют деревянный настил и снабжены в передней части упором, предотвращающим грузы от смещения, а по бокам — выдвижными стойками. На рисунке 6.6 представлен полуприцеп- панелевоз платформенного типа.

 

Рисунок 6.7- Полуприцеп-панелевоз платформенного типа

 

Автотранспортные средства для перевозки ферм

Длиннобазовые полуприцепы-фермовозы предназначены для перевозки ферм длиной 12,18, 24 м, установленных и закрепленных в положении, близком к рабочему. Полуприцепы-фермовозы имеют низкорамную ферменно-кассетную конструкцию и опираются на управляемые одно- и двухосные поворотные тележки со сдвоенными колесами. Одноосными тележками оборудуются полуприцепы-фермовозы грузоподъемностью до 12 т, фермовозы большей грузоподъемности имеют двухосные тележки. Канатное или гидравлическое поворотное устройство тележек обеспечивает поворот их осей с колесами на соответствующий угол в зависимости от угла «складывания» автопоезда. Управляемые тележки позволяют эксплуатировать фермовозы в стесненных условиях строительных площадок.

На рисунке 6.7 показан полуприцеп-фермовоз ПФ2224 грузоподъемностью 12 960 кг для перевозки ферм любой конструкции длиной до 24 м и высотой до 1,5 м. Рама полуприцепа кассетно-ферменного типа передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задней — на седельно-опорное устройство двухосной задней поворотной тележки.

 

Рисунок 6.8- Полуприцеп-фермовоз

 

Полуприцепы-плитовозы применяют для перевозки крупногабаритных плоских и линейных строительных конструкций — плит перекрытий и покрытий в горизонтальном положении, а также балок, опор, металлопроката, колонн, ригелей, пиломатериалов и др. Они представляют собой высокорамные одноосные и двухосные полуприцепы платформенного типа с грузовой площадкой, оборудованной специальной съемной оснасткой для опирания и крепления перевозимых изделий. Несущей частью грузовой площадки, плитовоза (рис. 6.8, а) является хребтовая рама 3 с консолями для настила и выдвижными боковыми стойками 2, опирающаяся на заднюю тележку 4. Грузовая площадка имеет деревянный настил и снабжена в передней части ограждением 1, предотвращающим сдвиг груза вперед. Некоторые конструкции плитовозов выполняются с раздвижной (телескопической) рамой (рис. 6.8, б). Разъемная платформа полуприцепа состоит из передней 5 и задней 7 грузовых площадок, соединенных с полурамами. Для сопряжения полурам служит хребтовая балка 6. Раздвижка полуприцепа осуществляется перемещением тягача после расфиксации штырей на задней полураме.

 

Рисунок 6.7- полуприцеп- плитовоз

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: