Пробное изложение
Кто сажает лес?
За рекой был ельник. Но потом среди елок выросли маленькие дубки. Кто их здесь сажает?
Однажды осенью шел я с охоты. Мимо пролетела сойка. Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.
Вот откуда дубки! (46 слов)
По Г. Снегиреву
Вопросы и задания к тексту
1. Какой лес рос за рекой?
2. Какие деревья там появились?
3. Что удивило автора рассказа?
4. Как размножается дуб?
5. Как называются семена дуба?
6. Какие желуди появились в ельнике?
7. Сойка – это перелетная или зимующая птица? (Учитель показывает слайд или рисунок птицы.)*
8. Почему сойка прятала желуди?
9. Определите главную мысль текста.
10. Найдите предложения, в конце которых ставится вопросительный или восклицательный знак.
11. Прочитайте их выразительно.
12. Определите в тексте вводную, основную и заключительную части.
13. О чем говорится в каждой из них?
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Где рос ельник? За рекой
2. Какие деревья выросли среди елок? Дубки
3. Какой вопрос мучил автора рассказа? Кто их сажает?
4. В какое время года охотник шел по ельнику? Осенью
5. Что спрятала сойка под пнем? Два желудя
6. Для чего сойка спрятала желуди? На зиму
7. О чем догадался автор? Вот откуда дубки!
На этом этапе урока можно для дополнительного чтения использовать материал из пособия серия “Школьный словарик”: Птицы России /
Сост. Т.Н. Ситникова. М.: ВАКО, 2014
Словарная работа
1. Разберите по составу слово ельник, объясните его значение.
2. Как вы понимаете значение слов среди, однажды, мимо?
3. Что означает словосочетание спрятала на зиму?
|
4. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.
Орфографическая подготовка
1. Объясните правописание слов ельник, маленькие, пень.
2. Подберите к этим словам проверочные: дубки, рекой, сажает, пролетела, лежат, смотрю.
3. Запомните написание слов потом, среди, однажды, мимо, что-то, откуда, шел.
Самостоятельная работа
1. Запишите текст. Помните, что каждую часть следует писать с красной строки.
2. Проверьте расстановку знаков препинания в конце предложений.
Изложение с творческим заданием
Лето
Пришло лето. Митя с отцом пошли на сенокос. Весь день мальчик веселился. Он ловил рыбу. Набрал на лукошко ягод. Кувыркался в душистом сене. Настал вечер. Мальчик говорит отцу:
- Весело сегодня было. Вот бы лету конца не было! (37 слов).
По К. Ушинскому
Вопросы и задание к тексту
1. О каком времени года идет речь в рассказе?
2. Куда пошел Митя с отцом?
3. Чем занимался мальчик на лугу?
4. Какое настроение у него было вечером?
5. О чем мечтал мальчик?
6. А какое любимое время года у вас?
7. Какова тема текста?
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Какое пришло время года? Лето
2. Куда пошли папа с Митей? На сенокос
3. Как мальчик проводил день? Веселился
4. Чем он занимался у реки? Ловил рыбу
5. Что делал на лугу? Набрал ягод
6. Где он кувыркался? В сене
7. Когда мальчик поделился с отцом? Вечером
8. Что он сказал об этом дне? Было весело
9. Какое пожелание мальчик высказал о лете? Вот конца не было!
Словарная работа
1. Выделите корни в слове сенокос. Объясните значение слова.
|
2. Для чего летом косят сено?
3. Кто из вас бывал на сенокосе?
4. Расскажите, что вы там видели? (Учитель показывает слайды или отрывки из фильмов.)
Орфографическая подготовка
1. Объясните правописание слов мальчик, весь, день, душистое, Митя.
2. Какое опасное место есть в словах ягод, книжку? Подберите проверочные слова.
3. Проверьте букву. Обозначающую безударный гласный звук в словах записал, говорит, вечер, конца, ловил.
4. Запомните, как пишутся слова отцу, весело, сегодня, не было.
Самостоятельная работа
1. За что вы любите лето? (Учитель записывает варианты ответов детей на доске.)
2. Определите в тексте вводную, основную и заключительную части.
3. Запишите текст по вопросам. Каждую часть пищите с красной строки. Напишите свое предложение в конце текста.
Предложение
Подробное изложение
В тундре осенью
Солнце стоит над тундрой все ниже. Дни стали короче. Ночью вода в болотах покрывается тонким ледком. Тундра стала оранжева – красной.
Олени меняют шерсть на густую зимнюю. Птицы собрались в стаи. Не видно комаров. Все животные готовы к трудной и холодной зиме.(40 слов)
По В.Ференцу
Вопросы и задания к тексту
1. Какой природный край называют тундрой?
2. Где эта природная зона находится в нашей стране?
3. Назовите признаки осени в тундре в неживой природе.
4. Почему тундра стала оранжево-красной?
5. Какие животные обитают в тундре?
6. Как приспосабливаются к зиме олени?
7. Как они готовятся к зиме?
8. Почему зима в тундре трудная?
9. Какова тема текста?
10. Какова главная мысль в тексте?
|
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Как стоит солнце над тундрой осенью? Все ниже
2. Какими стали дни? Короче
3. Чем покрывается вода на болотах? Тонким ледком
4. Какова цвета стала тундра? Оранжево-красной
5. Какая шерсть стала у оленей? Густая зимняя
6. Что делают птицы? Собираются в стаи
7. Как ведут себя комары? Не видно
8. К чему готовы животные? К трудной холодной зиме
Словарная работа
1. По вопросу подберите из текста слова-признаки предметов к следующим словам: вода покрывается ледком (каким?)…; тундра стала (какой?)…; шерсть (какая?)…; животные готовы к зиме (какой?)….
2. Как вы понимаете словосочетание оранжево-красной?
3. Назовите главные члены в каждом предложении.
4. Что означает выражение птицы собрались в стаи?
Орфографическая подготовка
1. Объясните правописание слов шерсть, ночью, собрались, животные.
2. Вставьте пропущенные безударные гласные, подберите проверочное слово: х..лодной, в..да, л..дком, м..няют, ст..ит.
3. Назовите безударную гласную, которую надо запомнить в словарных словах олени, комары, готовы, болото.
4. Запомните, как пишутся слова ниже, короче, оранжево-красной, не видно.
Самостоятельная работа
1. Сколько частей в тексте? Как записывается каждая часть?
2. Составьте ответы на вопросы, используя опорные слова.
Запишите каждую часть с красной строки.
*На этом этапе урока для дополнительного чтения можно использовать материал из пособия серии”Школьный словарик”: Животные России. Сост.Т.Н.Ситникова.М.: ВАКО, 2014.