Стратегический менеджмент. Практикум.
Бывший директор-распорядитель компании Nestle («Нестле») Пьер Лиотар-Фогт как-то сказал: «Возможно, мы единственная настоящая МНК среди существующих». Конечно, можно считать это высказывание преувеличением, но действительно трудно найти другие многонациональные компании (МНК), так сильно зависящие от зарубежной деятельности. Базирующаяся в Швейцарии фирма «Нестле», одна из 50 крупнейших компаний мира, с самого начала сложилась как МНК. Она возникла в 1905 году в результате слияния американской и германской фирм. Около 98% продаж «Нестле» проводит за пределами Швейцарии, почти половина руководителей высшего уровня, работающих в центральной штаб-квартире фирмы в Вевее, — нешвейцарцы. Изначальная принадлежность «Нестле» нейтральной стране, никогда не бывшей колонией, позволила ей вести деятельность даже в тех странах, куда для конкурентов был доступ закрыт, например, в Чили при Альенде, на Кубе и во Вьетнаме. Отмена ограничений на иностранную собственность в Швейцарии стала ответом на критику приобретения швейцарскими фирмами предприятий в странах с недемократическими режимами. До 1988 года 2/3 акций «Нестле» принадлежали и могли быть куплены только швейцарцами, после изменений в уставе ситуация изменилась.
В 1989 году 421 предприятие компании (они находятся во многих странах мира) обеспечили объем продаж на сумму свыше 32 млрд. долл. США. На долю Европы, Северной Америки и остальных стран приходилось 46, 27 и 27% сбыта соответственно. При таком географическом размахе операций «Нестле» руководствуется четкой политикой принятия решений и определения ролей руководителей штаб-квартиры и филиалов.
|
Руководство компании отвечает, прежде всего, за стратегию деятельности. Оно решает вопросы распределения ресурсов по регионам и видам продукции. Например, в начале 80-х годов «Нестле» уменьшила свою зависимость от импорта шоколада, изменив ассортимент, и от стран «третьего мира», переместив часть филиалов в Северную Америку. Для сохранения контроля над компанией персонал штаб-квартиры принимает решения по всем приобретениям, а также научным исследованиям в центрах, находящихся на территории Швейцарии. Выполнение этих функций обеспечивается притоком наличности из каждого географического региона в адрес головной компании. По сути дела, «Нестле» старается перемещать в Швейцарию почти всю наличность, а уж здесь специалисты решают, в какой валюте ее хранить и в какие страны направлять.
Штаб-квартира занимается также изучением состояния товарных рынков и определяет объемы и цены закупок товаров, направляя, например, всем зарубежным филиалам распоряжение о закупке, скажем, зеленого кофе на 3—6 месяцев по цене не выше конкретного максимально допустимого уровня. Из-за сильной зависимости от внедрения на рынок новых видов продукции, которые нередко становятся прибыльными лишь через несколько лет, компания должна добиваться сохранения прибыльности хорошо освоенных видов продукции, достаточной для мобилизации необходимых средств. Если в течение разумного периода времени продукция не становится прибыльной (минеральная вода в Бразилии), или если завершается цикл рентабельности продукции (консервированные овощи марки «Либби»), или же обнаруживается, что сбытовой потенциал продукции низок (детское питание «Бэби-Нат»), руководство в Швейцарии принимает решение о прекращении финансирования. Другие подобные решения бывают обусловлены тем, что определенные направления деятельности приобретенных фирм не соответствуют корпоративной стратегии развития, как это было в случае с полиграфическим и упаковочным бизнесом, являвшимся составной частью операций приобретенной «Нестле» фирмы «Буитони — Перуджина» (Buitoni — Perugina).
|
Бюджет, составляемый по данным с мест на уровне отдельных стран, является главным средством обеспечения порядка, при котором каждое региональное подразделение выполняет свои функции в общей деятельности компании. Бюджет составляется на год, ревизуется ежеквартально, а утверждается в Швейцарии. Отчеты об исполнении бюджета направляются в штаб-квартиру ежемесячно, где их сравнивают с планами на текущий год и данными за прошлый год. Руководитель отдела сбыта каждого филиала должен удовлетворительно объяснять все отклонения фактических данных от намеченных, в противном же случае вмешивается штаб-квартира. Еще одна функция штаб-квартиры — быть источником необходимой информации: сведения об успехах, неудачах, общем ходе выполнения программ по видам продукции передаются управляющим филиалами. Именно таким образом распространялась информация об успехе батончиков из белого шоколада в Новой Зеландии и замороженных продуктов питания ассортиментной группы «Диетические блюда» в США.
|
Региональные управляющие, несмотря на описанный выше централизованный подход к управлению, в определенных делах обладают большой свободой действий, особенно в сфере маркетинга. Исследования по новым видам продукции централизованы, поэтому дублирование усилий сведено к минимуму. По завершении разработки новой продукции руководство компании предлагает ее филиалам и может требовать от них проведения первичных рыночных испытаний. Однако руководство не настаивает на продвижении новой продукции на рынок, если управляющие филиалами не считают ее приемлемой. Если же продукция выбрасывается на рынок, управляющие на местах вольны приспосабливать ее к местному рынку до тех пор, пока руководство компании не сочтет вносимые изменения чрезмерными и вредными. Один из наиболее ходовых продуктов «Нестле» — растворимый кофе марки «Нескафе» — имеет состав и цвет, индивидуальные для каждой страны.
Помимо бюджетов и отчетов «Нестле» придает большое значение обмену информацией и разрушению барьеров между штаб-квартирой и филиалами. Метод принятия решений в штаб-квартире не остается неизменным. В 80-х годах в «Нестле» произошла определенная децентрализация. Когда X. Маучер в 1992 году занял пост директора-распорядителя корпорации, трехуровневое утверждение требовалось даже для пресс-релизов. Новый руководитель сократил штаты в штаб-квартире, передал больше полномочий на средний уровень управления и заменил 25-страничные ежемесячные отчеты стандартным формуляром в одну страницу. До этого фирма стремилась сконцентрировать в одной точке управление функциональной, региональной и продуктовой сферами деятельности, Это означало, что окончательное решение может быть принято только после того, как оно будет согласовано с руководителем каждой из перечисленных сфер, что в значительной степени замедляло процесс принятия решений. От этого подхода отказались в середине 80-х годов, когда встал вопрос о сокращении штатов штаб-квартиры и ускорении принятия решений. Взамен был создан совет генеральных управляющих, в основном представляющих регионы, на которые фирма поделила мир.
Многие действия компании требуют принятия решений о том, на кого возложить функции управления и контроля. Принятая в «Нестле» политика расширения главным образом посредством приобретения других фирм — одна из разновидностей действий, обусловливающих возникновение ситуаций, не вполне укладывающихся в установленный порядок распределения ответственности. Такая политика основана на убеждении, что разумнее внедряться на высококонкурентный рынок путем покупки уже функционирующих на этом рынке фирм и перекачки в них необходимых средств, чем организовывать новые подразделения. Поскольку почти не бывает так, чтобы продукция и территориальное расположение приобретаемых фирм в точности соответствовали структуре «Нестле», новые производства приходится приспосабливать к ней.
Например, после приобретения фирмы «Штоуфер Фудс» (Staiffer Foods) «Нестле» впервые стала владелицей отелей. Фирма «Штоуфер Фудс» была высокоприбыльной, а руководству «Нестле» не хватало опыта в гостиничном бизнесе, поэтому на уровень филиала было передано право принятия гораздо большего числа решений, чем обычно. Другой пример — приобретение компанией «Нестле» почти за 4 млрд. долл. английской фирмы «Роунтри» (Rowntree) — создателя батончиков «КитКэт» (KitKat) и других конфет. Американские филиалы отчитывались непосредственно перед руководством в Швейцарии, пока в 1981 году «Нестле» не ввела должность управляющего операциями на североамериканском рынке. Этот шаг был предпринят для координации деятельности многочисленных предприятий в США. Управляющий глобальными операциями «Нестле» поддержал этот шаг, поскольку у него появилось больше возможностей заниматься стратегическим планированием, а не повседневным контролем.
Конкурентные соображения влияли на решения «Нестле» о том, где именно сконцентрировать усилия. Например, стратегия быстрого роста в США опиралась отчасти на осознание того факта, что компания должна иметь большие размеры, чем конкуренты, также расширяющие свою деятельность через приобретения. Масштабы деятельности «Нестле» в США позволили ей создать разветвленную сеть супермаркетов, через которые происходит почти весь сбыт ее продукции на американском рынке.
Еще одним фактором, виляющим на гибкость принятия важных решений, является необходимость разделения собственности в отдельных заграничных филиалах в силу особых требований правительства, как, например, в Малайзии.
Вопросы и задания
1 В чем заключаются основные отличия транснациональных компаний от многонациональных? Можно ли отнести компанию «Нестле» к глобальным?
2 Что более привлекательно для компании «Нестле»: многонациональная или глобальная конкуренция? Ответ обоснуйте.
3 Охарактеризуйте существующую организационную структуру управления компании. Целесообразно ли проводить какие-либо изменения данной структуры? Почему?
4 Проанализируйте стратегию компании в области инвестиционной деятельности.
5 Охарактеризуйте основные этапы стратегического менеджмента. На каком уровне иерархии управления принимаются решения компанией «Нестле» на каждом из этапов?