АВТОМОБИЛИ-САМОПОГРУЗЧИКИ С КРАНОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ




 

Автотранспортные средства по типу кранов, которыми они ос­нащаются, делятся на две группы.

Первую группу составляют АТС, оборудованные консольными стреловыми кранами, которые по своему конструктивному испол­нению делятся на устройства с шарнирно-сочлененной стрелой, с прямой телескопической стрелой, с двумя поворотными или не поворотными в плане стрелами.

Во вторую группу входят АТС, на которых смонтированы портальные качающиеся стрелы (качающиеся порталы).

Автомобили-самопогрузчики с консольными стреловыми кра­нами являются универсальными, обладают высокими эксплуатаци­онными свойствами и широко используются для погрузки-разгрузки и транспортирования тарно-упаковочных и штучных грузов, сформированных в пакеты и размещенных в контейнерах, а также грузов без упаковки (всевозможного технологического оборудова­ния, машин, строительных конструкций и других тяжеловесных гру­зов). Этот тип автомобилей позволяет также выполнять различные монтажно-демонтажные работы. Грузоподъемность автомобилей- самопогрузчиков, оснащенных консольными кранами, на макси­мальном вылете стрелы колеблется от 0,5 до 2,5 т. К основным па­раметрам консольных кранов относят: грузоподъемность, вылет стрелы, угол поворота стрелы, скорость подъема груза на крюке, скорость поворота стрелы, собственная масса крана.

Крановые устройства устанавливаются на базовые шасси авто­мобилей, как общего назначения, так и специализированные пре­имущественно стационарно по компоновочным схемам, основные из которых приведены на рис. 7.1. Существуют также съемные и подвижные (относительно базового шасси) схемы размещения кра­новых устройств, последние из которых позволяют перемещаться кранам по длине или ширине грузовой платформы.

Выбор АТС с той или иной схемой размещения крановых уст­ройств зависит главным образом от вида перевозимого груза, его транспортной характеристики и технологии процесса доставки.

 

Рисунок 7.1-Основные компоновочные схемы размещения консольных стре­ловых кранов на автотранспортных средствах:

а, б, в - на шасси грузового автомобиля между кабиной и грузовой платформой, в средней части грузовой платформы, в задней части платформы соответственно; г-на седельном тягаче между кабиной и седельно-сцепным устройством; д - на шасси полуприцепа в средней части грузовой платформы, е и ж - на полу­прицепе в задней и передней части грузовой платформы соответственно.

 

Автомобиль-самопогрузчик представляет собой шасси автомобиля на котором между его кабиной и платформой смонтирован консольный кран с шарнирно-сочлененной стрелой (рис. 7.2,). Стрела в плане поворачива­ется на 360°. Выносные опоры крана снабжены гидравлическим приводом. Грузоподъемность крана при максимальном вылете стре­лы,который достигает 18 м, составляет 8,4 т. Хобот стрелы имеет телескопиче­ское устройство. Подъем, опускание и складывание стрелы крана в транспортное положение осуществляются гидравлическими цилин­драми, оснащенными гидрозамками. Наличие гидрозамков предот­вращает самопроизвольное опускание стрелы в случае поврежде­ния гидросистемы (например, обрыва). В конструкции крана также предусмотрен ограничитель грузоподъемности, обеспечивающий выключение исполнительных механизмов крана при попытке рабо­тать с грузом, масса которого превышает номинальную грузоподъ­емность крана при данном вылете стрелы.

 

 

Рис. 7.2. Автомобиль-самопогрузчик с бортовым манипуляторам

 

Автомобиль-самопогрузчик модели КО-440-4К предназначен для механизированной погрузки твердых бытовых отходов из контейнеров в кузов, их уплотнения, транспортирования и механизированной выгрузки. Загрузка отходов производится при помощи манипулятора. Перемещение мусора по ширине кузова производится разравнивателем. Уплотнение мусора с помощью толкающей плиты. Разгрузка кузова самосвальная. Привод рабочих органов гидравлический. Особенности конструкции мусоровоза:

— на мусоровозе установлена гидроаппаратура;

— мусоровоз снабжен универсальным манипулятором (усиленной конструкции), способным работать как с отечественными металлическими контейнерами (вместимостью 0,75 м3), так и с импортными пластмассовыми

— на мусоровозе установлены кузов и прессующая (толкающая) плита усиленной конструкции.

 

 

Рисунок7.2- Автомобиль самопогрузчик моделиКО-440-4К

 

Примером автопоезда-самопогрузчика может служить автопо­езд, состоящий из автомобиля-тягача на шасси КамАЗ-43114 и полу­прицепа НЕФАЗ-9334-11, со смонтированном на нем гидравличе­ским краном-манипулятором модели МКС-5531А (рис. 7.3). Этот автопоезд-самопогрузчик полной массой 26,22 т предназначен для погрузки-разгрузки, транспортировки, раскладки и монтажа: сталь­ных, мсталлополиэтилсновых и полиэтиленовых труб диаметром 57-114 мм и длиной до 13 м; опор линий электропередач; различ­ных строительных материалов, в том числе и сыпучих. Грузоподъ­емность кранового устройства рассматриваемого АТС при мини­мальном вылете стрелы (1,83 м) составляет 5,0 т, а при максималь­ном вылете стрелы (11,8 м) равна 0,6 т.

 

Рисунок 7.3- Автопоезд- самопогрузчик с бортовым манипулятором на шасси КамАЗ

 

Производством крановых устройств для АТС за рубежом за­нимаются многие фирмы, однако ведущими из них являются "Hiab- Foco" (Швеция) и "Meiller" (Германия), так как их доля в мировом производстве составляет примерно 70 %. Зарубежные крановые устройства отличает универсальность и большое число модифика­ций, что позволяет монтировать их практически на любые транс­портные средства, а также использовать как стационарные. Конст­рукция крановых устройств традиционно включает в себя раму, колонну, стрелу, механизм поворота стрелы, силовые гидроцилин­дры, выносные опоры.

Рамы крановых устройств выполняют цельносварными из про­дольных и поперечных балок гнутого профиля. Крепятся они к шасси транспортного средства при помощи болтов или стремя­нок, что обеспечивает сравнительно быстрый их монтаж и демон­таж. В тех случаях, когда устройства не монтируются на АТС, а используются стационарно в месте проведения погрузочно-раз- грузочных работ и обслуживают несколько транспортных единиц, применяются быстросъемные крепления.

Стрелы устройств обычно представляют собой несколько шар- нирно-сочлененных и телескопических звеньев, имеют сварную конструкцию и изготавливаются из низколегированных и высоко­прочных сталей с переменным сечением и с усилением в местах крепления гидроцилиндров и шарниров. Угол поворота стрел со­ставляет не менее 360°.

В конструкциях используются гидроцилиндры двухстороннего действия с шарнирным креплением к звеньям стрелы. Применение сменных грузозахватных приспособлений позволяет эффективно использовать крановые устройства для работы с широкой номенк­латурой грузов, различных по своей транспортной характеристике.

Большинство зарубежных крановых устройств - это бортовые манипуляторы, например, фирма "Hiab-Foco" выпускает более 40 типоразмеров бортовых манипуляторов универсального назна­чения с шарнирно-сочлененными стрелами. Эти манипуляторы крепятся за кабиной водителя автомобиля или в задней части авто­транспортного средства. Возможно и их стационарное размещение.

Грузовой момент колеблется от 4,9 до 245 кН м и более, вылет стрелы может быть увеличен до 14 м, а угол поворота стрелы в пла­не обычно не превышает 415°.

Автомобили-самопогрузчики с двумя крановыми устройствами

Автотранспортные средства с двумя крановыми устройствами предназначены для доставки крупнотоннажных контейнеров и дру­гих крупногабаритных и тяжеловесных грузов максимальной мас­сой брутто 20-30 т. Применение этих АТС наиболее эффективно в тех случаях, когда у грузоотправителей и грузополучателей от­сутствуют соответствующие средства механизации (краны, автопо­грузчики).

Крановые устройства (не поворотные в горизонтальной плос­кости) устанавливают на одиночные грузовые автомобили и се­дельные автопоезда. Различают два типа крановых устройств, предназначенных:

для выполнения погрузо-разгрузочных работ с уровня земли на АТС и обратно с одной или двух по ходу его движения сторон;

перегрузки грузов с железнодорожных платформ и других транспортных средств на себя и штабелирование контейнеров в два яруса.

В комплект оборудования АТС с двумя крановыми устройст­вами входят: два гидравлических автономных неповоротных кон­сольных крана с шарнирно-сочлененными или телескопическими стрелами; механизмы гидравлического привода, расположенные в передней и задней частях транспортного средства; выносные опоры и насосно-силовой агрегат.

Оба крана, установленные на передней и задней части рамы АТС, работают синхронно. При движении транспортного средства стрелы крановых устройств складываются в поперечной, а иногда в продольной плоскости и не выступают за габариты контейнера, установленного на полуприцепе между кранами.

Выносные опоры обеспечивают устойчивость АТС при погру­зочно-разгрузочных работах и выполняются таким образом, чтобы в необходимых случаях обеспечить установку их под платфор­мой или площадкой, на которую происходит погрузка или выгруз­ка груза.

Гидравлическое оборудование крановых устройств оснащено аварийными специальными механизмами, предотвращающими падение груза при разрыве шлангов или труб. Платформа автомобиля-самопогрузчика с двумя крановыми устройствами имеет ку­лачковые головки для фиксации контейнеров, а их база может из­меняться по длине в зависимости от размеров контейнеров. Управ­ление грузовыми операциями (кранами) - дистанционное с пере­носного пульта, а установка выносных опор производится одним оператором-водителем с выносного или стационарного пульта, расположенного на шасси транспортного средства.

Для захвата контейнеров используются гибкие стропы с крю­ками или специальными замками, позволяющими проводить за- строповку контейнеров за нижние фитинги.

В нашей стране в 2011 году появились новые машины с двумя крановыми установками для перевозки средне и крупнотоннажных контейнеров в составе автомобиля тягача шведского производства Scania и краном манипулятором германского производства HAMMAR, который отличается высокой проходимостью и грузоподъемностью, и самое главное повышенной надежностью.

 

 

Рисунок 7.4- Автопоезд- контейнеровоз Scania с сдвумя крановыми установками HAMMAR

 

Большинство конструкций автомобилей- самопогрузчиков с двумя крановыми устройствами выполнено в виде специализированных полуприцепов-контейнеровозов с до­полнительными опорами (аутригерами) в их передней и задней части

Перевозки контейнеров различной длины могут выполняться на полуприцепах с телескопической рамой или на полуприцепах, в конструкциях которых предусмотрено перемещение крана по его длине.

Автомобили-самопогрузчики с двумя крановыми устройства­ми, выпускаемые ведущими зарубежными фирмами ("К. Klaus", "Mafi", "Kalmar", "Besima"), отличаются большой универсально­стью и возможностью работы со сменными грузозахватными уст­ройствами, что позволяет их очень широко использовать не только при доставке крупнотоннажных контейнеров, но и других крупно-габаритных и тяжеловесных грузов.

Отечественными представителями полупри­цепов-контейнеровозов с двумя кранами манипуляторами являются модели 6001 и 6433-9992 с телескопическими стрелами грузо­подъемностью 20 т, для доставки крупнотоннажных контейнеров в составе автопоезда, седельными тягачами которых являются ав­томобили МАЗ-64224 и МАЗ-64229 соответственно;

Автомобильные самопогрузчики представляют собой автомобили, оборудованные крановым механизмом (консольного типа с поворотной стрелой или портального типа), выносными опорами для повышения устойчивости при выполнении погрузочно - разгрузочных операций; используются для пакетной и контейнерной перевозки штучных грузов.

Необходимость применения подвижного состава, оборудованного устройствами для самопогрузки и саморазгрузки, обусловлена отсутствием во многих пунктах с небольшим объемом работ кранов и других средств механизации. Оснащение же таких пунктов указанными средствами в большинстве случаев экономически не оправдывается.

Автомобили и автопоезда-самопогрузчики наиболее эффективны на расстояниях перевозки до 30 км, причем чем короче это расстояние, тем выше эффективность.

Сравнением автомобилей-самопогрузчиков с обычными автомобилями в комплексе со стационарными или передвижными грузоподъемными машинами можно установить область их рационального применения и по грузообороту обслуживаемых пунктов. При объеме погрузочно- разгрузочных работ за сутки не более 3-5 т автомобили-самопогрузчики значительно эффективнее стационарных средств механизации. В связи с этим автомобили-самопогрузчики наиболее целесообразно применять не только на коротких расстояниях перевозки, но и при небольшом объеме погрузочно-разгрузочных работ обслуживаемых пунктов (в системе торговли, сфере коммунального обслуживания и др.).

В нашей стране используются автомобили-самопогрузчики с кранами портального типа моделей А-853, А-825, А-870 и другие.

Автомобили-самопогрузчики для среднетоннажных контейнеров представляют собой, как правило, обычный бортовой автомобиль с краном портального типа и гидравлическим приводом от коробки отбора мощности автомобиля. Поворот портальной стрелы в вертикальной плоскости, как правило, по продольной оси автомобиля-самопогрузчика осуществляется двумя гидравлическими цилиндрами. Для повышения устойчивости самопогрузчика во время погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами или другими тяжеловесными грузами со стороны задней части кузова предусматривают выносные опоры. В верхней части портала на поперечине монтируется каретка с крюком, поднимаемым и опускаемым при помощи гидравлического цилиндра и блочно-тросовой системы. Пульт управления краном расположен сбоку в задней части платформы автомобиля.

Автомобили-самопогрузчики с кранами А-853, А-870 предназначены для погрузки, перевозки и разгрузки универсальных контейнеров массой брутто 3,0 т.

На автомобиле-самопогрузчике модели А-853 портал крана устанавливается на платформе автомобиля с внешней стороны боковых бортов, для чего эти борта сдвинуты внутрь платформы на 120 мм. На поперечной (горизонтальной) балке портала подвешена грузовая каретка с крюковой обоймой. Перемещение каретки по балке обеспечивается за счет гидравлического цилиндра двойного действия, а вертикальный подъем груза за счет двух гидроцилиндров двойного действия с блоками на концах штоков, размещенных в стойках портала и блочно-тросовой системы. Поворот (качание) портала также обеспечивается двумя гидроцилиндрами двустороннего действия. Пульт управления краном расположен с левой стороны в задней части платформы АТС. Опорное устройство выполнено в виде двух домкратов. Кран может быть оснащен механическим захватом для контейнеров, позволяющим исключить ручной труд при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.

 

 

Автомобиль-самопогрузчик с краном портального типа модели А-825 (рис. 7.6) отличается от вышерассмотренной модели не только базовым шасси, но и отсутствием бортовой платформы. Вместо этой платформы на АТС установлена специальная площадка для размещения портального кранового оборудования и контейнеров массой брутто до 1,25 т.

 

Рисунок 7.5- Автомобиль-самопогрузчик с портальной стрелой модели А-825

 

Автомобиль-самопогрузчик с порталом модели 5983 предназначен для погрузки, перевозки и разгрузки контейнеров массой брутто 5,0 т и других тяжеловесных грузов. В качестве базового приняты автомобили МАЗ-500 и КамАЗ-5320.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие АТС относятся к автомобилям- самопогрузчикам и для чего они предназначены?
2. Как классифицируются автомобили- самопогрузчики?
3. Какими основными эксплуатационными свойствами обладают автомобили- самопогрузчики?
4. Какие компоновочные схемы размещения консольных стреловых кранов на автотранспортных средствах вы знаете?
5. Перечислите основные особенности, преимущества и недостатки конструктивных схем грузоподъемных крановых устройств, монтируемых на автомобилях- самопогрузчиках.
6. Какие существуют схемы съемы и установки кузовов на шасси автомобиля?
7. По каким признакам классифицируются устройства типа «съемные борта» устанавливаемые на шасси автомобиля?
8. Какие устройства и механизмы устанавливают на транспортные средства для удобства разгрузки?
9. Что представляют собой АТС с кранами портального типа и для чего они нужны?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: