Основы профессиональной ориентации в УДОД




Составными компонентами профориентационной работы являются:

- профессиональное просвещение;

- изучение школьников в целях профориентации;

- профессиональная консультация;

- профессиональный отбор;

- социально-профессиональная адаптация молодежи.

Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Профпропаганда - формирование положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает потребность, в частности к чрезвычайно необходимым, но не творческим профессиям.

Профвоспитание - развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою профессию и т.д.

Профактивизация - создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.

Профориентационная игра - моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения.

Эффективность профессиональной ориентации подростков во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом.

Целью профориентации является оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Профессии художественного типа имеют дело с расплывчатыми и неопределенными целями, связанными с созданием художественного образа. Содержание деятельности данной группы профессий предъявляет требования к таким характеристикам человека, как творческие способности, эмоциональные качества, оригинальность. Некоторые из них предъявляют повышенные требования к психомоторным и перцептивным характеристикам. К этой группе традиционно относят представителей сферы искусства.

Основными методами ознакомительных профориентационной работы являются:

- урок/в ДО ­ занятие с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией в ходе урока или практического занятия, где рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору профессии. Используют различные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограмм, отчетов о профориентационных мероприятиях.

- рассказ, используют для сообщения данных о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях к данной профессии, к психофизиологическим качествам личности и др.

- объяснения используют для сообщения особенностей различного рода трудовой деятельности, правила выбора профессии и т. д. При этом вводятся новые понятия и термины (профессия, профессиограмма т.п.), демонстрируются учебные таблицы, схемы, диаграммы.

Рассказ и объяснения должны быть достоверными, четкими и доказательными, а изложение материала - коротким, но эмоциональным, логично построенным.

- профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Она должна быть логически связана с учебным материалом и подготовлена заранее. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учащихся, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной окраски беседе добавляют цитирование известных ученых, изобретателей, писателей, соответствующие теме беседы, применение наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна соответствовать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих учащихся.

- наглядные методы профориентации. Демонстрация объектов, изучаемых, может служить не только подтверждением изложенного материала, но и источником знаний (например, наблюдение за трудом рабочих во время экскурсии). Здесь возможны несколько видов демонстрации: - натуральные объекты (изделия, выполненные учащимися и специалистами-профессионалами, инструменты, механизмы), технологические процессы; - изображения объектов (картины, плакаты, диапозитивы, фильмы и т.д.) - приемы работы при лабораторно-практических занятий.

- просмотр и обсуждение художественных фильмов, телепередач профориентационного содержания. Прежде преподаватель должен сам посмотреть фильм (передачу), оценить их содержание, познавательное и воспитательное значение для молодежи, определить, какая подготовительная работа с учащимися должна быть проведена. Такие коллективные просмотры и обсуждения передач и фильмов учат молодежь правильно понимать их содержание, способствуют развитию профессионального интереса.

- профессиографические экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения.

Профессиографическая экскурсия как форма профориентационной работы дает возможность молодежи непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Эффективность экскурсии зависит, в частности, от целесообразного выбора места, времени, формы ее проведения в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Если не придерживаться этих требований, то у учащихся может нарушаться процесс формирования положительных мотивов выбора профессии, могут накапливаться ошибочные представления об определенных видах деятельности и, соответственно, состоять негативное представление о них.

Целесообразно проводить экскурсии по определенному плану:

- определения цели и задач экскурсии

- подготовка к экскурсии: выбор объекта, определение профессий, на которые следует обратить внимание, подбор экскурсовода, разработка содержания беседы о содержании деятельности предприятия, подготовка учащихся к экскурсии

- ход экскурсии: беседа об истории предприятия, рассказ о профессии и т.д.

- подведение итогов экскурсии: составление письменных отчетов, обсуждение экскурсии и др..выставки. Их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч со специалистами и др.).

- профессиографические встречи со специалистами различных отраслей направлены на формирование положительных установок на восприятие профессиографического материала с целью его анализа и обобщения. Успех в проведении встреч со специалистами различных отраслей зависит от предварительной подготовки, в процессе которой нужно поговорить со специалистом, уточнить план беседы, а также от самого специалиста, проводящего встречу. Он должен хорошо знать свою профессию, иметь навыки общения с большой аудиторией. Более эффективны не отдельные встречи, а их регулярные циклы, рассчитанные на поэтапное и последовательное ознакомление учащихся с определенными группами профессий и специальностей.

- участие в днях открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.

- тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы имеют познавательное и воспитательное значение, развивают профессиональные интересы учащихся и играют активизирующую роль.

К основным результативным критериям эффективности профориентационной работы в современных образовательных условиях, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, медицинскими учреждениями, психологическими центрами, центрами профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями.

За последние десятилетие в системе профориентации стали все чаще внедряться активные формы и методы профориентации, как например кейс-метод, арт-терапевтические методики, экспресс-диагностика и т.д., а также наблюдается тенденция наполнения новым содержанием уже имеющихся, в соответствии с особенностями системы образования на современном этапе развития.

Примеры форм/заданий профпросвещения по ДООП (можно в дистанте):

-составить профессиограмму актёра ТЮЗ, хореографа, музыканта, вокалиста

- подобрать видеоряд профильных профессий

-игра (распределить роли начать репетицию выступления (спектакля, контента в соцсети, концерта)

- мини – проект «Я­ блогер», «Я­ аниматор», «Я­ Продюсер», «Я­артист»

- составить кроссворд/квест на знание художественной профессии, созвучной ДООП

- принять участие в игре https://professarium.tilda.ws/ младшим школьникам

-написать очерк о знаменитых людях (маэстро, мэтрах) художественной профессии, созвучной ДООП

- составить список фильмов о знаменитых людях художественной профессии, созвучной ДООП

- написать очерк о современной молодёжной культуре в профессии созвучной ДООП

- составить список профессиональных образовательных организациях художественной направленности, созвучной ДООП

- разработка экскурсии «За кулисами профессии»

- найти харизматичного профессионала и организовать встречу с ним встречу

(включить в воспитательную практику)

 

Будет очень эффективно и целесообразно провести вышеперечисленные активности в дни, приуроченные к какай-либо профессии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: