ТЕМА 3. ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ
1. Цифровая экономика
2. Понятие электронной и цифровой таможни
3. «Большие данные» как элемент цифровой таможни
Понятие электронной и цифровой таможни
Согласно видению ВТамО, понятие «электронная таможня» включает в себя следующие элементы:
1) электронная обработка, упрощение и дематериализация документов для таможенных целей;
2) автоматизация работы таможни по принципу «24/7» (термин 24/7 используется для описания всех служб, предоставляющих свои услуги вне зависимости от текущего времени и дня недели);
3) электронная уплата пошлин и налогов;
4) электронный калькулятор пошлин;
5) мобильные услуги участникам внешнеэкономической деятельности;
6) электронный возврат товаров и уплаченных за них таможенных платежей;
7) досмотр и другие служебные проверки на территории торгового оператора;
8) подача предварительной дополнительной информации до погрузки товара;
9) электронные версии таможенных деклараций форм CN22 и CN23на товары, перемещаемые в международных почтовых отправлениях;
10) система таможенного декларирования;
11) установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки.
Таким образом, в понятие «электронная таможня» входят элементы, охватывающие важнейшие процессы таможенной очистки, производимые с помощью ИКТ. Подобный комплекс стал ответом на значительное увеличение объема трансграничной электронной торговли.
Появление парадигмы «Цифровая таможня» связанно с возрастающим объемом интернет-торговли и необходимостью контроля перемещения таких товаров. «Цифровая цепь поставки товаров – это сфера, в которой мир торговли трансформируется, так как потребители и предприятия переходят на цифровые средства информатизации, цифровые товары и интернет-торговлю вместо физических товаров, покупаемых прямо на заводах. Новые платформы для торговли товарами в Интернете, а также на «сером сетевом рынке», новые видов транспорта автоматического управления (такие, как беспилотные летательные аппараты), а также новые методы цифрового проектирования и производства (такие как 3D-печать) значительно меняют международные цепи поставок товаров, которые основаны на движении физических товаров». Такая «эволюция» создает значительные трудности для таможенных и пограничных органов, побуждая их строить виртуальные связи с новыми заинтересованными сторонами и партнерами, чтобы продолжать успешно защищать свои страны и граждан от незаконного перемещения запрещенных товаров.
Для поддержки государств-членов в их усилиях по дальнейшему внедрению «цифровой таможни» Секретариатом ВТамО была произведена классификация по целевому назначению существующих документов и инструментов ВТамО, относящихся к ИКТ. Среди них: Справочник по «единому окну»; Типовое двустороннее соглашение о взаимной административной помощи в таможенных делах; Таможенная правоохранительная сеть (Customs enforcement Network), Модель данных ВТамО; Рекомендация по использованию справочника уникального обозначения грузов; Руководства и Рекомендации по использованию личной информации о пассажирах авиаперелетов и их регистрационных данных; Руководство по управлению цепями поставок и т.п.
Каждый из этих инструментов и документов влияет на функции таможни по-разному и предоставляет многочисленные возможности для сотрудничества таможенных администраций, торговых операторов и пограничных ведомств.
Таким образом, таможенные органы могут отслеживать цифровые цепочки поставок товаров, предупреждая изменения в привычных цепях поставок товаров и проводя мониторинг интернет-активности (анализ социальных сетей для выявления рисков незаконной торговли, сотовых сетей для мониторинга местонахождения беспилотных транспортных средств, сотрудничество с интернет-провайдерами и силовыми структурами).
Термин «Цифровая таможня» подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий, баз данных, облачных технологий, объединяя информацию, полученную посредством технологий электронной таможни, а также глобальной сети Интернет, СМИ и сотовых сетей.
Проведенный сравнительный анализ содержания понятий «электронная таможня» и «цифровая таможня» позволяет сформулировать следующие выводы:
1. «Электронной таможне» и «цифровой таможне» присущи ниже представленные квалифицирующие признаки:
а) электронная таможня: электронная обработка, упрощение и дематериализация документа; электронная оплата пошлин и налогов; система таможенного декларирования (для целей электронной коммерции); предварительная дополнительная информация до погрузки товара; автоматизация работы таможни по принципу «24/7»; электронный калькулятор пошлин; мобильные услуги (информация о статусе товара); электронный возврат товаров;
б) цифровая таможня: гиперсвязность; обработка больших данных (Big Data); использование Интернета и СМИ (в том числе социальных сетей); телематика; транспортная телематика (спутниковый мониторинг транспорта); автоматизация зданий (организация производства); телематика услуг (бизнес, коммерция, логистика, правительство); облачные технологии; Интернет вещей; мобильные технологии и сотовые сети (для мониторинга местонахождения беспилотных транспортных средств).
2. Электронная таможня представляет собой первоначальный этап, а цифровая таможня последующий этап, соответствующий стадиям эволюции «от электронной экономики к цифровой».
3. Эволюцию исследуемых понятий условно можно представить следующим образом: «безбумажный» (таможенная очистка посредством подачи электронной таможенной декларации) –«электронный» (сбор, аккумулирование, анализ рисков в электронном виде) – «цифровой» (обработка больших данных, отслеживание новейших беспилотных транспортных средств, практически полная автоматизация с минимальным участием должностного лица таможенного органа).
4. Суть электронной таможни заключается в обмене данными по принципу АСУ-АСУ для эффективного скоординированного управления границами, формирования устойчивого функционирования системы «единого окна» и сотрудничества с другими пограничными ведомствами.
5. Суть цифровой таможни раскрывается через использование ИКТ, больших данных, телематики, облачных технологий и интернета для эффективного контроля цепи поставки товаров, а также для взаимодействия с другими таможенными администрациями.
Таким образом, можно представить исследуемые понятия так же, как и модель «единого окна», разработанную ВТамО, в формате «яйца». Такая модель начиналась бы с «безбумажной» таможни в качестве ядра, накладывая последующие слои: «электронный» и «цифровой», которые бы охватили все признаки предыдущих слоев соответственно, добавляя новые признаки.
Стоит также отметить, что указанные понятия объединяют в себе общее предназначение и цель внедрения в работу таможни: улучшение глобальной экономической ситуации и содействие международной торговле, увеличение эффективности и скорости работы таможенных администраций, противодействие нарушению таможенного и иного законодательства.