Использование индивидуальных средств защиты




Задача № 4.

Источником водоснабжения при полевом размещении личного состава роты служит срубовый колодец, объем воды в котором определяется размерами 1 х 1 х 2,2м. Для обеззараживания воды в колодце решено провести хлорирование ее. Сколько взять хлорной извести (крепость 25%), если при лабораторном исследовании хлорпотребность воды составила 2мг активного хлора на литр.

Назовите способы обеззараживания индивидуальных запасов воды в полевых условиях.

Ответ:

Расчет количества хлорной извести проводят по формуле:

 

Е х С х 100

Р= —————, где:

Н

Р - количество хлорной извести или ДТСГК, г;

С - заданная доза активного хлора в воде колодца, мг/л (г/м3);

Е - объем воды в колодце, м3;

Н - содержание активного хлора; хлора в препарате, %;

100 - числовой коэффициент

1) V колодца= 1*1*2,2=2,2 м3

2) (2,2*2*100)/25=17,6 г

Требуется 17,6 г хлорной извести.

Способы обеззараживания индивидуальных запасов воды в полевых условиях - таблетки:

- Аквасепт (4 мг актив. Cl) – 1-2 таб. в фляжку на 30 мин.

- Неоаквасепт (10% акт.Сl) – на 2 мин.

- Аквосан – на 20-60мин.

 

Задача № 5.

Семья из 4-х человек, использовавшая в пищу свиное мясо, поступила в клинику инфекционных болезней с жалобами на резкие боли в мышцах всего тела, температуру тела 38,5 - 39,50 С, отек век, лица, шеи, резкую адинамию, слабость конечностей. Какое заболевание возникло у пострадавших? Возможно ли использование мяса? Как поступают с таким мясом? Предложите методы оценки доброкачественности мяса и наличия биогельминтов.

 

Ответ: Диагноз - трихинеллез. Мясо не пригодно для использования. Оценку доброкачественности мяса проводят с помощью компрессориума: из разных участков пробы делают 24 среза, исследуют под микроскопом. Если хотя бы в 1 срезе обнаруживают 1 финну-мясо не пригодно и подлежит утилизации.

 

 

Задача № 6.

Родильное отделение центральной районной больницы размещено рядом с поликлиникой и имеет с ней общий вход. В приемном отделении одна смотровая. В родовом физиологическом отделении предродовые палаты на 4 койки, площадь на койку – 5 - 5,6м2. В родовой палате – 3 кровати, ее площадь – 24м2. В послеродовом отделении – 2-х, 4-х и 6-и коечные палаты, площадь на койку – 4 - 5,6м2. Палаты новорожденных размещены между палатами родильниц, площадь на койку для новорожденного – 4м2. Обсервационное отделение находится на первом этаже (здание двухэтажное). В палатах отделения – 1 - 2койки. В отделении имеется одна родовая палата. В палатах отделения патологии беременности – 3 койки.

Оцените представленные данные.

 

Ответ:

Родильное отделение имеет общий вход с ЦРБ Родильное отделение должно иметь отдельный вход
В приемном отделении одна смотровая Должно быть 2 смотровых
В родовом физиологическом отделении предродовые палаты на 4 койки, площадь на койку – 5 - 5,6м² Предродовые палаты рекомендуется предусматривать на 1-2 койки (допускается до 4-х). Площадь на койку в палате - 7 м²
В родовой палате – 3 кровати, ее площадь – 24м² Родовые палаты рассчитаны на 1-2 родовые кровати, площадь соответственно 24 и 36 м
В послеродовом отделении – 2-х, 4-х и 6-и коечные палаты, площадь на койку – 4 - 5,6м² Рекомендуемое количество коек в палатах 1-2 (но не более 4-х). Площадь на койку в палатах родильниц - 7 м²
Палаты новорожденных размещены между палатами родильниц, площадь на койку для новорожденного – 4м² Палаты родильниц могут чередоваться с палатами новорожденных, площадь на детскую кроватку – 4,5 м2
Обсервационное отделение находится на первом этаже Обсервационное отделение следует размещать или в отдельном отсеке здания, или над всеми отделениями
В палатах обсервационного отделения – 1 – 2 койки Предродовые палаты рассчитываются на 1-2 койки
В палатах отделения патологии беременности – 3 койки Рекомендуются палаты на 1-2 койки

 

Представленные данные не соответствуют СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», так как родильное отделение должно иметь отдельный вход, меньше площадь на койку в предродовой палате в родовом физиологическом отделении, меньше по площади родовая палата, не соответствует количество коек в послеродовом отделении, меньше площадь на койку новорожденного. Обсервационное отделение следует размещать над всеми отделениями. В ОПБ не соответствует количество коек в палате.

 

 

Задача № 7.

При исследовании фактического питания мужчины пожилого возраста (пенсионера) энергетическая ценность суточного рациона составила 2800 ккал, белков содержалось 72г, жиров – 95г, углеводов – 397г (из них простых сахаров – 120г), кальция – 680мг, фосфора – 1200мг, витамина С – 60мг, витамина А – 690мкг.

Дайте заключение о соответствии рациона питания физиологическим потребностям этого мужчины. Укажите пути рационализации рациона. Какими пищевыми веществами желательно обогащать рационы людей пожилого и старческого возраста?

 

Ответ:

Рацион питания не соответствует физиологическим потребностям мужчины. Пути рационализации: ограничить калорийность (уменьшить потребление жиров, углеводов, в т.ч. сахаров, увеличить потребление белков животного происхождения). Желательно обогащать рационы пожилого возраста веществами, имеющими антисклеротическую активность: холин (яйца, мясо, рыба), фолиевая кислота (мясо, субпродукты), витамин Е (масла), инозит (зеленый горошек, апельсин).

 

 

Задача № 8.

Городская школа занимает земельный участок, расположенный в угловой части жилого квартала. Радиус обслуживания детей – 2км. Школьное здание 3-х этажное, имеет один центральный вход, расположено на расстоянии 1,5-ой высоты от противостоящего жилого дома. На участке выделены учебно-опытная зона, зона отдыха и хозяйственная зона. Последняя расположена с подветренной стороны от здания школы. Зеленые насаждения занимают 30% территории. Деревья высажены на расстоянии 5 м от здания школы.

На 1-ом этаже здания расположены гардероб, учебные комнаты для 2 - 4-ых классов, трудовые мастерские, спортзал, химическая лаборатория, медицинский кабинет. На 2-ом этаже находится актовый зал, лаборатория физики, учебные кабинеты для средних и старших классов. 3-ий этаж отведен под учебные комнаты для 1-ых классов, библиотеку, кабинет биологии, столовую.

Дайте гигиеническую характеристику расположению, планировке земельного участка и школьного здания.

 

Ответ:

Лучшим вариантом размещения школ считаются внутриквартальные территории жилых микрорайонов. Почва должна быть воздухо-влагонепроницаемой, с уровнем стояния грунтовых вод не выше 1,5 метра. Пешеходная доступность должна быть не более 0,5 км. Этажность здания по СанПиНу-10 не регламентируется. Хозяйственная зона должна иметь самостоятельный въезд. Количество входов в здание – не менее 3. Входы оборудуются тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами. Должны быть выделены зоны отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны. Допускается выделение учебно-опытной зоны (в данной школе отсутствует физкультурно-спортивная зона). Озеленение – не менее 50% территории (в данной школе-30%). Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, а кустарники – не менее 5 м от здания (в данной школе деревья в 5 м от школы).

Гардеробы размещаются на 1 этаже. Первые классы размещаются не выше 2 этажа, 2-4 классы – не выше 3 этажа. Спортивный зал рекомендуется размещать на первом этаже здания или в отдельно пристроенном здании. Трудовые мастерские следует размещать на 1 этаже или в пристрое к зданию. Все помещения медицинского назначения (кабинет врача, процедурная, стоматологический кабинет) должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже.

 

Задача № 9

Многопрофильная больница расположена в селитебной зоне с наветренной стороны относительно завода резиново-технических изделий. Интенсивность шума на участке составляет 50дБА. Почва участка песчаная, высота стояния грунтовых вод – 2,5м. Участок квадратной формы. Система застройки больницы – децентрализованная. Застройка занимает 25% территории, садово-парковая зона – 35%. Ширина полосы зеленых насаждений по периметру участка от 3 до 8м. Расстояние между фасадами корпусов от 15 до 20м, торцами –

10 -12м. Патологоанатомический корпус расположен в 20м от пищеблока. Площадка с мусорсборниками размещена на расстоянии 15 м от лечебных корпусов. Участок имеет два въезда – к лечебным неинфекционным корпусам и к пищеблоку.

Оцените участок больницы. Перечислите преимущества и недостатки децентрализованной системы застройки больницы.

 

Ответ:

Расположена больница с наветренной стороны относительно завода Должна находиться вдали от промышленных предприятий с наветренной стороны
Интенсивность шума – 50 дБ Необходимо, чтобы шум не превышал 30-35 дБ
Почва песчаная Почва должна быть воздухо- и влагопроницаема
Высота стояния грунтовых вод – 2,5м Не ближе 1,5 м к поверхности земли
Участок квадратной формы Участок должен быть прямоугольной формы
Садово-парковая зона – 35% На садово-парковую зону должно приходиться не менее 50% площади участка
Ширина полосы зеленых насаждений по периметру участка от 3 до 8м По периметру участка желательно иметь полосу зелёных насаждений шириной не менее 15 м
Расстояние между фасадами корпусов от 15-20м Расстояния между фасадами корпусов не менее 25 м
Расстояние между торцами корпусов от 10-12м Расстояния между торцами корпусов должны быть не менее 15 м
Патологоанатомический корпус расположен в 20м от пищеблока Расстояние от корпуса до палатных корпусов, пищеблока - не менее 30 м
Участок имеет два въезда – к лечебным неинфекционным корпусам и к пищеблоку + должны быть отдельные въезды в патологоанатомический корпус, хоз.зона

 

Представленные данные не соответствуют СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (см.по таблице).

Преимущества децентрализованной системы застройки больницы: 1) Изоляция отделений, сокращение путей распространения инфекции; 2) Возможность создания оптимального санитарно-эпидемического режима; 3) Возможность создания оптимального лечебно-охранительного режима; 4) Использование природных факторов в лечебных целях.

Недостатки децентрализованной системы застройки больницы: 1) Дорогое строительство и эксплуатация; 2) Увеличение транспортных путей персонала и больных; 3) Увеличение площади участка.

 

Задача № 10.

В ткацком цехе установлены автоматические станки АТ-100-5м, являющиеся источниками шума. Общий уровень звукового давления составляет 96 дБА. В течение рабочего дня он изменяется на 2 - 3 дБ.

Распределение уровней звукового давления по октавным полосам представлены в таблице:

Среднегеометрические

частоты октавных полос (Гц) 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000

Фактические уровни

звукового давления (дБ) 98 99 98 99 100 100 96 90

Дайте характеристику шума. Укажите основные направления оздоровительных мероприятий.

 

Ответ:

(См. таблицу «Предельно допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест»)

Представленные данные не соответствуют СанПиН-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Суммарный уровень звукового давления превышает ПДУ (в норме 80 дБ) на 16 дБ.

Шум постоянный, так как уровень звукового давления меняется в течение рабочего дня до 5 дБ. Шум широкополосный.

Основные направления оздоровительных мероприятий:

1) Внедрение новых технологий и нового оборудования на производствах;

2) Автоматизация и механизация производственных процессов;

3) Дистанционное управление;

4) Демпфирование – устранение шума в самом источнике (покрытие ударяющихся частей звукопоглощающими материалами, использование кожухов на оборудование и др.);

5) Использование методов архитектурной акустики (акустическая штукатурка, подвесные потолки, мягкие рулонные покрытия полов и др.);

6) Индивидуальные средства защиты (использование наружных и внутренних антифонов, шумоизолирующих кабин)

7) Правильная планировка производственных помещений;

8) Создание специальных помещений для отдыха с оптимальными уровнями шума;

9) Рациональное сочетание труда и отдыха;

10) Профилактические медицинские осмотры (предварительные и периодические);

11) Контроль за параметрами шума;

12) Гигиеническое нормирование.

 

Задача № 11.

Суточные энергетические траты женщины 32 лет, работающей врачом терапевтом в стационаре, должны составлять 1900 ккал. Фактическое питание, установленное путем подсчета суточного пищевого рациона по таблицам, имеет калорийность 2455ккал. Количество белков – 62г (в т. ч. животного происхождения – 23г), жиров – 83г (из них растительных – 12г), углеводов – 365г, фосфора – 1475мг, кальция – 520мг, магния – 403мг, витамина С – 44мг.

Оцените рацион питания. Перечислите возможные последствия его влияния на состояние здоровья. Укажите пути рационализации рациона. Перечислите основные источники кальция и витамина С.

 

Ответ:

 

Химический состав. Состав пищевого рациона Суточная норма
Калории Белки Жиры Углеводы Фосфор Кальции Магний Витамин С 2455 ккал 62 г (живот. - 23 г) 83 г (растит-12 г) 365 г 1475 мг 520 мг 403 мг 44 мг 1900 ккал 59г (живот. - 33 г) 63 г 274 г 1200 мг 800 мг 400 мг 70 мг

 

Женщина-терапевт относится к 1 группе интенсивности труда. Калорийность рациона превышает на 555 ккал. Снижено употребление белков животного происхождения (д.б. 50%), повышено употребление жиров (а количество жиров растит. происхождения наоборот снижено, д.б.70:30), повышено употребление углеводов. Несбалансированное содержание Са: Р (в норме 1: 1,5).Снижено употребление витамина С.

Продолжение такого питания может привести к заболеванию органов пищеварения, ожирению, ослаблению мышц сердца, диабету. Следует ограничить потребление мучных, жирных блюд, сахара; уменьшить количество принимаемой пищи, ввести в рацион овощи, фрукты, растительное масло. Повысить двигательную активность. Контроль массы тела.

Источники Са: молоко, молочные продукты, листовая зелень (капуста, шпинат, петрушка, зеленый лук), диетические продукты (постная мука, рыбные витаминные концентраты, порошок яичной скорлупы).

Витамин С: зелень, овощи, плоды и ягоды.

1 группа: «С» 100 мг.% - шиповник, грецкий орех, черная смородина, облепиха, брюссельская капуста.

2 группа: «С» 50-100 мг% - красная и цветная капуста, клубника, рябина.

3 группа: «С» не более 50 мг% - белокочанная капуста, зеленый лук, цитрусовые, яблоки, малина, томаты, брусника, кумыс, печень, лук репчатый, картофель, свекла, огурцы.

 

 

Задача № 12.

В пищеблок больничного учреждения поступило 1130 банок рыбных консервов. У 17 банок отмечается вмятина на боковой поверхности, у 25 – ржавчина на дне и крышке, у 3 – вздутие дна и крышки.

Дайте заключение о пригодности их в пищу. Предложите методы исследования консервов. Расшифруйте маркировку консервной банки: 040408

Ответ: Это рыбные консервы с ассортиментным знаком 503, выработанные предприятием-изготовителем номер 417 во вторую смену 4 апреля 2008 года, то есть первый ряд – дата изготовления продукции (число, месяц, год): число – две цифры (до девятого включительно впереди ставиться 0); месяц – две цифры (до девятого включительно впереди ставиться 0); год – две последние цифры. Второй ряд – ассортиментный знак – от одного до трех знаков (цифры или буквы, кроме буквы «Р»); номер предприятия-изготовителя – от одного до трех знаков (цифры и буквы). Третий ряд – номер смены – одна цифра; индекс рыбной промышленности – буква «Р».

Необходимо провести:

* пробу на герметичность (погружение отмытых и освобожденных от этикеток банок в горячую воду (t° не ниже 85° C) на 5-7 минут. Слой воды над банкой должен составлять 25-30 см. Появление пузырьков газа, выходящих в виде струйки из банки, указывает на отсутствие герметичности).

* термостатическую пробу (в термостат при температуре 37 на 48 часов). При наличии явлений бактериального распада быстро происходит вздутие.

* органолептическое исследование: изменение цвета, запаха, консистенции, выделение газов – это признак бактериального распада.

При отрицательной пробе на герметичность и отсутствие изменений в термостате консервы пригодны к использованию.

ЗАДАЧА № 13.

Рассчитайте необходимый объем воздуха и кратность вентиляции для спортивного зала объемом 420м3, если в нем одновременно занимаются 30 человек. Спортсмен выдыхает 40 л углекислого газа в час. Укажите гигиеническое значение этого показателя для закрытых помещений. Оцените имеющийся воздухообмен, если площадь фрамуг в зале – 0,6м2, а скорость движения воздуха – 0,5м/сек.

 

Ответ: Для решения необходимо знать: а) содержание СО2 в атмосферном воздухе - 0,4‰ или 0,4 мл в 1л воздуха; б) нормируемое содержание СО2 в помещении -1‰

1) Находим количество СО2, которое выдыхает 30 человек за час:

30 человек х 40 л =1200 л = 1200000 мл СО2

2) Каждый литр, поступающего в помещение атмосферного воздуха, вмещает в себя 0,6 мл СО2 (1 мл – 0,4 мл = 0,6 мл).

3) Определяем необходимый объем вентиляционного воздуха для разбавления имеющегося содержания СО2:

1л – 0,6 мл СО2

x – 1200000 мл СО2

x = 1200000:0,6 =2000000 мл = 2000 м3 атмосферного воздуха

4) Находим необходимую кратность вентиляции:

К= V вентиляционного воздуха ÷ V помещения = 2000 ÷ 420 = 4,8 раз

5) Находим фактическую кратность воздухообмена:

К= (скорость движения воздуха × площадь фрамуг в зале × время)÷ V помещения = (0,5 м/с × 0,6 м2 × 3600 с) ÷ 420 м3 = 2,6 раз

Заключение: Кратность вентиляции недостаточная, это может стать причиной нарушения микроклимата, увеличения содержания СО2

Гигиеническое значение СО2:

1) Показатель чистоты воздуха помещения

2) Можно рассчитать потребную величину воздухообмена

3) Показатель эффективности работы вентиляционных систем

 

 

Задача № 14.

Оцените качество молока, поступившего в пищеблок больницы во фляге: цвет – белый с голубоватым оттенком, вкус – свойственный коровьему молоку, посторонние привкусы и запахи отсутствуют, плотность – 1,038, содержание жира – 1,2%, сухой остаток – 10,2%, кислотность – 200Т, микробное число – 200000, коли-титр – 0,2. Укажите виды фальсификации молока и методы их определения.

 

Ответ: В соответствии с ГОСТ - 79 «Молоко коровье пастеризованное. Технические условия»

Цвет Белый с синеватым оттенком Белый со слегка желтым оттенком
Вкус Коровьего молока Приятный, слегка сладковатый
Привкус и запах Отсутствуют Отсутствуют
Плотность 1,038 1,028-1,034
Жиры 1,2% 1,5%
Сухой остаток 10,2% 12,5%
Кислотность 20ºT 16-17
Микробное число 200 000 200 000
Коли-титр 0,2 0,3

 

Повышение кислотности молока говорит о снятии сливок (фальсификации), кроме того снижен сухой остаток, содержание жира, изменение органолептических свойств. Не соответствует коли-титр. Заключение: данная партия молока не соответствует гигиеническим требованиям и не пригодно к использованию.

Виды фальсификации и их определение:

1.Прибавление воды - уменьшение удельного веса (норма 1,028-1,034);

2.Снятие сливок – увеличение удельного веса;

3.Добавление соды – реакция с розоловой кислотой, дает розовое окрашивание;

4.Добавление крахмала – реакция с р. Люголя - синий цвет.

Определение удельного веса: прибор лактоденсиметр. В цилиндр заполнено молоко на ½ - 1/3 объема.Деления шкалы в суженной части прибора показывают цифры удельного веса. Удельный вес зависит от температуры молока (термометра верхней части прибора). При 20º уд.весе 1,028 -1,034, выше 20º- на каждый градус прибавляют 0,0002 к показанию лактоденсиметра, если ниже 20º - то вычесть полученное число.

 

 

Задача № 15.

Юноша 15 лет 10 мес. 11 дней имеет рост 156,3см, вес – 43,5кг, окружность грудной клетки – 80,5см.

Оцените физическое развитие по шкалам регрессии и методом центильных шкал. Изложите методы определения антропометрических и физиометрических показателей.

 

Ответ:

Юноша 15 лет 10мес. 11 дней (16 лет).

показатель Индивид.показатель М σ Фактическое отклонение Сигмальное отклонение
Рост 156,3 см - - - -
Вес 43,5 кг 45,9 6,4 - 2,4 - 0,4
Окр.груди 80,5 см 79,5 5,5   0,18

 

А) по шкале регрессии юношей 16 лет находим соответствующую данному росту 156 см вес и окружность грудной клетки с допустимыми колебаниями признаков (М + δR)

45,9 + 6,4 79,5 + 5,5

 

Б) вычисляем разницу между индивидуальными показателями и средними (М).

-2,4 +1

В) вычисляем величину сигмального отклонения (разницу делим на соответствующую δR), т.е. определяем величину отклонения массы и окружности от должных для его роста.

-2,4÷6,4= -0,4 1÷5,5= 0,18

Заключение: У юноши физическое развитие низкое. Величина сигмального отклонения по весу -0,4 (<1), по окружности груди 0,18 (<1), т.е. физическое развитие юноши гармоничное.

 

Находим положение полученных измерений в центильных интервалах по таблицам стандартов для каждого показателя. Номера коридоров: рост – 2, масса – 2, окружность грудной клетки – 3.

 

Рост – 3 коридор

Вес – 3 коридор

ОГК – 4 коридор

 

Заключение: физическое развитие низкое, гармоничное.

 

Антропометрические методы исследования развития (рост, длина отдельных частей тела, вес, окружность головы, груди, плеча и др.)

1. Рост - Определяется стоя и сидя. Используется деревянный ростомер, горизонтальный ростомер (для детей до 2-х лет), металлический антропометр. Точки соприкосновения тела с ростомером: лопатки, ягодицы, пятки. Положение головы – нижний край глазницы и верхний козелок уха должны находиться на одном уровне. Точность измерения 0,5 г.

2. Измерение массы тела (веса). Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

3. Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Разница величин окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Экскурсия грудной клетки = окружность грудной клетки на вдохе - окружность грудной клетки на выдохе. Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средний, а если 10 см и более - высокий.

 

Физиометрические показатели (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила и др.)

1. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. Для определения используется спирометр. Обследуемый после глубокого вдоха, зажав нос и взяв в рот мундштук резиновой трубки, выдыхает до отказа весь воздух. По шкале прибора определяется объем выдохнутого воздуха. Исследование повторяют 3 раза, учитывается наибольший результат. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине.

2. Динамометрия - Представление о силовых возможностях испытуемого можно получить с помощью динамометрии. Используется для этого прибор динамометр, измеряющий силу сжатия мышц руки. Обследуемый отводит руку вперед и в сторону, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Измерение проводят 3 раза и записывают наибольшую цифру. Точность измерения +\- 2 килограмма.

3. Мышечная сила мышц спины и ног измеряется становым динамометром. Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется, берется за рукоятку динамометра (которая должна быть отрегулирована на уровне колен), выпрямляется, не сгибая колен. Из 3 измерений записывают наибольший показатель. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи.

 

 

Задача № 16.

В аудитории № 28 медуниверситета с естественной вентиляцией в зимнее время к концу лекции температура воздуха с 190С поднялась до 240С, влажность воздуха – с 58% до 78%, скорость движения воздуха снизилась с 0,4 до 0,1м/с, содержание углекислого газа – с 0,7‰ до 1,6‰. Кратность воздухообмена составила 1,5 раза за час.

Оцените микроклимат и дайте рекомендации по его улучшению. Перечислите приборы, необходимые для исследования микроклимата.

 

Ответ: N: температура воздуха = 18-200С; влажность воздуха – 30-70%; скорость движения воздуха 0,2-0,4 м/с; содержание углекислого газа – с 1‰; кратность воздухообмена - 3 раза за час. В конце лекции микроклимат неблагоприятный, что связано с недостаточной кратностью воздухообмена.

Приборы: температура – термометр, термограф; влажность – психрометр, гигрометр, гигрограф; скорость движения воздуха – анемометр, кататермометр.

 

 

Задача № 17.

По данным Стерлитамакского межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» за прошедший год среднесуточные концентрации в воздухе селитебной территории составляли: сернистый газ – 0,9мг/м3, окись углерода – 0,5мг/м3, двуокись азота – 0,1мг/м3, хлор – 0,04мг/м3, ртуть – 0,0001мг/м3, пыль неорганическая – 0,4мг/м3.

Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха населенного пункта. Перечислите основные источники загрязнения атмосферного воздуха в городах. Укажите меры по оздоровлению воздушного бассейна.

 

Ответ: ПДК:

Сернистый газ 0,9 мг/м³ 0,05 мг/м³

Окись углерода 0,5 мг/м³ 3,0 мг/м³

Двуокись азота 0,1 мг/м³ 0,04 мг/ м³

Хлор 0,04 мг/м³ 0,03 мг/м³

Ртуть 0,0001 мг/м³ 0,0009 мг/м³

Пыль 0,4 мг/м³ 0,15 мг/м³

Заключение: В воздухе селитебной зоны отмечается повышенное содержание сернистого газа в 18 раз (по сравнению ПДК), двуокиси азота - в 2,5 раз; хлора - в 1,3 раз, пыли - в 2,7 раза.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в городах:

1. Промышленные предприятия

2. Автотранспорт

3. ТЭЦ котельные

Меры по оздоровлению воздушного бассейна:

1. Технологические (внедрение новых технологий).

2. Санитарно-технические (очистка выбросов).

3. Архитектурно-планировачные (размещение жилой и промышленной зоны с учетом «розы ветров», создание санитарно-защитных зон, объездные дороги, подземные переходы, озеленение территории).

4.Законодательные (гигиеническое регламентирование).

5.Организационные.

 

 

Задача № 18.

Обучение в городской общеобразовательной школе проводится в две смены. Первые классы занимаются в первую, выпускные (11 классы) – во вторую смену. Продолжительность уроков 45 минут. Наиболее трудные предметы проводятся на 1-2 уроках. Сдвоенные уроки проводятся в первых классах 1 раз, выпускных – 2 раза в неделю. Перерывы между уроками 10 минут. Облегченный учебный день – вторник. Наполняемость классов 30-35 человек. Площадь на 1-го учащегося в учебных комнатах при фронтальной форме занятий составляет 1,5 - 2,0 м2, в кабинетах информатики – 3,5 м2. Ученическая мебель в классах одной маркировки, окрашена белой глянцевой краской, дистанция сиденья – нулевая.

Оцените организацию обучения в первых и выпускных классах.

 

Ответ:

Обучение в две смены: 1 класс-первая смена, 11 класс - вторая смена Допускается обучение в 2 смены, но обучение 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов должно быть в первую смену.
Продолжительность уроков 45 минут для 1 класса – сентябрь, октябрь – 3 урока по 35 мин; 2 четверть – 4 урока по 35 мин; со 2-го полугодия и далее – по 45 мин
Трудные предметы проводятся на 1-2 уроках младшие классы – 2 – 3 урок, оптимальнее – 2 урок; старшие классы – 2,3,4 уроки
Сдвоенные уроки проводятся в первых классах 1 раз, выпускных – 2 раза в неделю в младших классах – не допускаются. В 5-9 классах – лабораторные, контрольные, уроки труда, физкультуры. В 10-11 классах – по основным и профильным предметам при условии проведения ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий не меньше 30 мин
Перерывы между уроками 10 минут Перемены малые – по 10 мин, большая – 20 – 30 мин
Облегченный учебный день – вторник для младших, средних классов – среда, старших – четверг, для всех классов – уменьшение нагрузки в понедельник и пятницу.
Наполняемость классов 30-35 человек Зависит от площади кабинета
Площадь на 1-го учащегося в учебных комнатах при фронтальной форме занятий составляет 1,5 - 2,0 м2, в кабинетах информатики – 3,5 м2 не менее 2,5 м2 – на 1 обучающегося при фронтальной форме занятия не менее 3,5 м2 – на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий
Ученическая мебель в классах одной маркировки Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос
Дистанция сиденья – нулевая Отрицательная – стул заходит за стол (4-8 см)
     

 

 

Задача № 19.

Размеры учебной комнаты 6 х 10м, высота – 3,2м. Потолок побелен, стены окрашены масляной краской светло-зеленого цвета. Три окна ориентированы на северо-запад. Площадь остекленной поверхности одного окна – 3,6м2, высота окна – 2,2м. Расстояние от светонесущей стены до 3 ряда парт – 5,2м. Показания люксметра на партах 3 ряда – 150лк, на улице – 15000лк. Искусственное освещение обеспечивается 12-ю лампами накаливания по 150Вт каждая.

Дайте санитарно-гигиеническую оценку условиям обучения учащихся.

 

Ответ:

Размеры учебной комнаты 6 х 10м Площадь учебных помещений не менее 2,5 м2 – на 1 обучающегося при фронтальной форме занятия
Потолок побелен, стены окрашены масляной краской светло-зеленого цвета Стены и потолки помещений начальной школы должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую влажную уборку и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют отделочные материалы. Для стен и отделки потолков используют отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение
Три окна ориентированы на северо-запад Ориентация окон – юг; юго – восток; восток. На северную сторону могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, компьютерные классы
Расстояние от светонесущей стены до 3 ряда парт – 5,2м Не более 6 м

1) Вычисление СК:

Световой коэффициент представляет отношение световой (застекленной) повер­хности всех окон к площади пола. Для вычисления светового коэффициента измеряют застекленную поверхность окон (без рам и переплетов) и делят ее на площадь пола.

СК= (3 * 3,6) / (6*10) =10,8 / 60 = 1: 5,5 (в норме 1:4-1:60)

2) Вычисление КЕО, т.е. процентное отношение горизонтальной освещенности внутри помещения (Евн) к одновременной горизонтальной освещенности на открытом месте (Ен)

КЕО = (150 лк/ 15000 лк) * 100% = 1% (в норме КЕО – не менее 1,5%)

3) Определение искусственной освещённости:

В случае отсутствия люксметра искусственную освещённость помещения можно рассчитать. Для этого подсчитывают число ламп в помещении и определяют их общую мощность, выраженную в ваттах (Вт). Полученную величину делят на площадь пола и получают удельную мощность в Вт/м2. Для перевода удельной мощности (Вт/м2) в люксы (ЛК) умножают количество Вт/м2 на следующие коэффициенты, в зависимости от мощности ламп, при напряжении в сети 220 вольт.

Таблица Коэффициенты перевода ватт в люксы

Мощность ламп Лампы накаливания Люминесцентные лампы
До 100 Вт 2,0 6,5
100 Вт и выше 2,5 8,0

12 ламп* 150 Вт = 1800 Вт (общая мощность ламп)

1800 Вт / 60 м2 = 30 Вт/м2 (удельная мощность)

Для мощности ламп 100 Вт и выше (лампа накаливания) коэффициент перевода = 2,5 => 30 Вт/м2 * 2,5 = 75 лк (в норме на рабочих столах – 300-500 лк)

 

 

Задача № 20.

Одно из соматических отделений многопрофильной больницы состоит из 2-х палатных секций, каждая из которых вместимостью по 40 коек. Размеры одной из палат: глубина – 7м, ширина – 4м, высота – 2,8м. В палате 5 коек, из них 4 установлены параллельно, 1 – перпендикулярно светонесущей стене. Расстояние между койками – 60см, от наружной стены до койки – 30см.

Коридор двухсторонний с частичной застройкой, ширина – 2,5м. На световые разрывы приходится 32% длины коридора. Столовая обслуживает 2 палатные секции и рассчитана на 35 посадочных мест.

Оцените условия пребывания больных в данном отделении.

 

Ответ:

Глубина палаты – 7м Глубина – не более 6 м
ширина – 4м Ширина – не менее 2,4 м
высота – 2,8м Высота - не менее 2,6 м
В палате 5 коек, из них 4 установлены параллельно, 1 – перпендикулярно светонесущей стене Количество коек – не более 4. Расположение коек –параллельно светонесущей стене.
Расстояние между койками – 60см Расстояние между койками не менее - 80 см
Расстояние от наружной стены до койки – 30см Расстояние от наружной стены до коек - не менее 0,9 м
Ширина коридора – 2,5м не менее 2,4 м
На световые разрывы приходится 32% длины коридора Не менее 40%
Столовая обслуживает 2 палатные секции Должна обслуживать 2 палатные секции
Столовая рассчитана на 35 посадочных мест Количество посадочных мест – 60% от количества коек в секции (кол-во коек в секции =40 => 87,5%)

 

 

Задача № 21.

Оцените качест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: