II. Основная часть – 100 минут.




УТВЕРЖДАЮ

КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 19612

Гвардии полковник

В. Завадский

«____» ___________2019 г.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения занятий по военно-политической подготовке военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в войсковых частях соединения

Января 2019 года

 

Тема: «Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации»

 

Метод проведения: лекция.

Место проведения: расположение.

Время: 2 часа.

 

Материальное обеспечение: атлас-справочник «Краткая история Российской армии», географические карты, наглядные пособия, классная доска, технические средства обучения.

I. Вводная часть – 10 минут.

1. Проверить наличие личного состава.

2. Проверить наличие конспектов и письменных принадлежностей у обучаемых.

3. Проверить обеспеченность учебными пособиями.

4. Объявить тему и цель занятия, время и порядок его проведения.

 

II. Основная часть – 100 минут.

Вопросы:

1. Возникновение и развитие конституционных основ в РФ.

2. Россия - демократическое федеративное правовое государ­ство.

3. Конституция РФ о правах и свободах граждан РФ.

 

Занятие № 1. «Возникновение и развитие конституционных основ в РФ».

Россия - демократическое федеративное правовое государ­ство. Конституция РФ о правах и свободах граждан РФ.

 

Учебные цели:

1. Ознакомление воинов с государственно-правовыми основами обороны страны и военного строительства, предназначением, составом и структурой Вооруженных Сил Российской Федерации;

2. Разъяснение сути достойного выполнения своего конституционного долга по защите Родины и конкретных требований, предъявляемых к вооруженному защитнику Отечества.

3. Разъяснение важности защиты интересов России в современном мире

Военно-политические цели:

1. Убеждение воинов в необходимости постоянной готовности к вооруженной защите Родины, добросовестному выполнению воинского долга;

2. Формирование у воинов понимания значения, содержания, особенностей организации защиты Отечества;

3.Формирование стремления добросовестно выполнять свой конституционный долг и служебные обязанности;

4. Воспитание личной ответственности за повышение бдительности и боевой готовности подразделения, гордости за принадлежность к Российской армии, своей части.

 

В основах конституционного строя Российской Федерации закреплены характеристики важнейших параметров государства: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, отношения государства к праву, задачам развития общества, гражданским институтам.

Конституционными характеристиками Российского государства согласно ст.1 Конституции РФ, являются: демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; государство с республиканской формой правления.

Конституционные характеристики Российского государства также как и принципы конституционного строя развиваются в многочисленном законодательстве. Конституционные характеристики являются своего рода стандартами, нормативам, ориентирами, к которым общество и государство должны стремиться в их развитии.

Россия как демократическое государство характеризуется на основе статей 1, 3, 31-33 Конституции Российской Федерации. Под демократическим государством понимается организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия населения в управлении делами государства, включая осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти. Характеризуя РФ как демократическое государство, необходимо рассмотреть следующие элементы: народовластие, принцип разделения властей, политическое многообразие, наличие местного самоуправления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная форма народовластия).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Прямое волеизъявление граждан (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ) возможно и в других формах, хотя они в Конституции РФ и не раскрываются (например, собрания граждан муниципального образования, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и др.).

Принцип разделения властей означает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Данный принцип направлен на недопущение концентрации и последующей узурпации власти одним органом или институтом власти, например, высшим должностным лицом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ) государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации.

 

В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13-14 Конституции РФ, ФЗ «Об общественных объединениях»). Каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, посредством которого решаются вопросы местного значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Россия как федеративное государство характеризуется на основе статей 1, 5, 65-78 Конституции Российской Федерации. Под федеративным государством понимается сложное государство, состоящее из политико-территориальных единиц, органы которых обладают определенной самостоятельностью и независимостью от центральных (общефедеральных) публичных учреждений. Основными признаками федеративного государства являются: 1) конституционно-правовой статус федеративного государства и его политико-территориальных единиц; 2) разграничение предметов ведения между федерацией и ее политико-территориальными единицами, а также разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; 3) система правовых механизмов взаимоотношений центральных органов и органов политико-территориальных единиц, входящих в состав федерации, в том числе в сфере преодоления и разрешения споров.

В мире насчитывается около двухсот государств. Из них всего лишь 26 являются федеративными – Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Бразилия, Канада, Мексика США, Нигерия, Танзания, Эфиопия и др.

Одним из важных признаков федеративного государства является установление качественных правовых форм реализации принципа равноправия и самоопределения народов в рамках федерации, проживающих на ее территории. Особенно это актуально для федераций, в государственно-территориальном устройстве которых в той или иной мере учитываются национальные, этнические, языковые, религиозные особенности различных групп населения.

Россия как государство с республиканской формой правления характеризуется на основе статей 1, 32, 81, части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации. Под государством с республиканской формой правления понимается государство, в котором система формирования органов, прежде всего высших, базируется на обязательном и периодическом проведении демократических выборов, цивилизованных правовых механизмах взаимодействия государственных органов, например, сбалансированной системы «сдержек и противовесов». Основными признаками государства с республиканской формой правления являются: 1) периодические выборы высших государственных органов и органов местного самоуправления, а также механизмы сменяемости персонального состава органов в ином порядке, например, ротации; 2) реализация принципа разделения властей на основе демократических законодательства и практики.

Россия как правовое государство характеризуется на основе статьи 1, части 2 статьи 4, статьи 15 Конституции Российской Федерации. Под правовым государством понимается государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции, организованный в нем правопорядок пронизывает все сферы взаимодействия личности, общества и публично-властных институтов, в котором уважается естественное право как система надпозитивных норм, ориентированных на признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Основными признаками правового государства являются: 1) верховенство конституции в системе национального права, соответствие ей решений и действий (бездействия) всех органов публично власти и должностных лиц; 2) подчинение конституции и законов естественному праву как объективно существующим нормам, основываным на общепризнанных идеях разумности, добропорядочности, справедливости и равенства; 3) эффективное правовое обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; 4) судебная система, функционирующая на независимости, беспристрастности, состязательности и иных демократических началах правосудия; 5) реализация принципа приоритета норм международного права.

Принцип правового государства означает не только разделение властей, верховенство закона, но и признание того, что права и свободы человека, имеющие надпозитивный характер, и в том числе достоинство человека, являются высшей ценностью.

 

Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социаль­ных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.

В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни толь­ко на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюрем­ное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность чело­века защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телес­ные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательст­во — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.

Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраня­ется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления досто­инства личности.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возмож­ность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.

Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Феде­рации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную при­надлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Рос­сийской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену поли­тического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государст­ва. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и само­управления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.

К политическим правам относятся:

Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.

Право на информацию является элементом свободы мысли и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом.

К политическим правам также относятся:

  • свобода ассоциаций (или право на объединение);
  • свобода собраний, включая право на манифестации;
  • право участвовать в управлении делами государства;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и по­требления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономи­ческой деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.

Социальные права тесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь и др.

Культурные права, зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и сво­бодами.

Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:

  • обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);
  • уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);
  • забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получение основного общего образования (ст. 43);
  • забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);
  • уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);
  • сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
  • защита Отечества (ст. 59).

 

 

Наличие конституционных прав и свобод нуждается в гарантиях их реализации. Эта обязанность лежит на всех государственных органах власти. Под гарантиями понимают­ся правовые средства, обеспечивающие реализацию и защиту основных прав и сво­бод граждан.

Различают несколько видов гарантий.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких усло­вий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу ученые от­носят социальную стабильность, развивающуюся экономику, обеспечение занятости насе­ления, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов и т.д.

Политические гарантии заключаются в обеспечении государством участия граждан в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и способны со­действовать достижению гражданского согласия.

Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

 

III. Заключительная часть – 10 минут.

1. Сделать краткие выводы по теме занятия.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Дать рекомендации по изучению литературы

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: