ТЕМА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
1. Общие положения развития информационно-таможенных технологий в РФ
2. Состояние инфраструктуры ИКТ таможенных органов
3. Основные направления развития ИКТ
4. Реализация ОНР-2030 и ожидаемые результаты
5. Оценка рисков реализации ОНР-2030
Основные направления развития ИКТ
Развитие и внедрение ИКТ в таможенных органах осуществляется в целях автоматизации и информационного обеспечения возложенных на таможенные органы функций и задач в области таможенного дела, предоставления государственных услуг, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, реализации функций, обеспечивающих повседневную деятельность таможенных органов.
Для достижения указанных целей в долгосрочной перспективе и с учетом мировых и общероссийских тенденций в развитии информационных технологий необходимо сконцентрировать усилия на следующих основных направлениях развития ИКТ:
- реализация общих процессов в таможенной сфере в рамках Евразийского экономического союза с использованием Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, создаваемой за счет функционального расширения Интегрированной информационной системы взаимной и внешней торговли ЕАЭС;
- создание условий, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры ИКТ таможенных органов;
- повышение эффективности планирования мероприятий и расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию ИКТ;
- поэтапный переход на централизованное предоставление типовых ИТ-сервисов;
|
- поэтапный переход на использование оборудования и программного обеспечения отечественного производства;
- совершенствование системы обеспечения безопасности информационных систем и информационных ресурсов таможенных органов с учетом увеличения угроз несанкционированного доступа в ЕАИС ТО со стороны глобального информационного пространства;
- развитие ЕАИС ТО, обеспечение совершенствования информационных таможенных технологий и межведомственного электронного взаимодействия, в том числе внедрение механизмов и принципов "единого окна";
- внедрение в деятельность таможенных органов унифицированных программно-технических комплексов;
- развитие региональных ЦОД и создание главного ЦОД нового поколения;
- реализация и широкое использование в деятельности таможенных органов инноваций в области информационных технологий.
В соответствии с основными направлениями развития необходимо обеспечить решение следующих задач:
- обеспечение информационного взаимодействия между таможенными и иными органами, участвующими в процессах регулирования внешнеэкономической деятельности, с использованием единой технологической платформы Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и механизмов и принципов "единого окна", в том числе трансграничного юридически значимого обмена электронными документами в процессе совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенные границы и по единой таможенной территории Евразийского экономического союза;
|
- своевременное оснащение и переоснащение таможенных органов современными ИТС;
- обеспечение непрерывного функционирования ЕАИС ТО за счет совершенствования систем внутреннего электроснабжения, технических и эксплуатационных характеристик ИТС, резервирования каналов передачи данных, повышения надежности ИПС и создания комплексной системы эксплуатации;
- применение средств автоматизации при проведении работ по планированию мероприятий и расходов на ИКТ с учетом оптимального распределения бюджетных средств между таможенными органами;
- поэтапный переход на подключение к государственной единой сети передачи данных;
- использование алгоритмов и программ, размещенных в национальном фонде алгоритмов, и программ для электронных вычислительных машин;
- проведение постоянного мониторинга российского рынка инноваций в области информационных технологий для подготовки предложений по своевременному внедрению в деятельность таможенных органов новых отечественных разработок;
- внедрение программных и технических средств обеспечения информационной безопасности с обеспечением приоритета новым отечественным разработкам;
- модернизация существующих и создание перспективных ИПС, обеспечивающих реализацию новых требований к стандартам качества при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств;
- реализация межведомственного взаимодействия на основе организации и совершенствования электронного информационного обмена и обеспечения использования органами государственной власти ИКТ;
|
- создание унифицированных программно-технических комплексов на уровнях таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления;
- проведение модернизации главного и региональных ЦОД, в том числе выделение в самостоятельный блок комплекса вычислительных средств, содержащих приложения, работающие в режиме реального времени, а также разработка и внедрение высокопроизводительных систем для аналитической деятельности ФТС России;
- построение территориально-распределенного главного ЦОД нового поколения, в котором будут реализованы информационные технологии, обеспечивающие централизацию используемых приложений, применение технологий сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (технологий облачных вычислений), использование свободного программного обеспечения;
- обеспечение перехода на широкое внедрение мобильных технологий и устройств, реализация интернет-сервисов, массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре.
Внедряемые в рамках ЕАИС информационные технологии призваны реализовать принцип «нужную информацию сотруднику в нужное время».
Основными направлениями реинжиниринга в развитии информационных технологий таможенных органов являются:
- комплексность и системность информатизации, ее подчиненность решению стратегических задач, стоящих перед таможенной системой в настоящее время и на перспективу;
- активность в обеспечении информационных потребностей пользователей на всех уровнях таможенной системы;
- поэтапность и преемственность в проведении информатизации таможенных органов;
- интеграция с программами информатизации Государственной налоговой службы, МВД и т.д.
- распределенность хранения и обработки информации,
- накопление информации в банках данных таможенных подразделений, совместимость общесистемных (центральных) банков данных по входу и выходу с региональными базовыми функциональными задачами,
- обеспечение требуемой конфиденциальности информации.
При проведении реинжиниринга должен быть осуществлен переход к новым условиям работы персонала, новому объему прав и обязанностей сотрудников таможенных органов, в частности:
- делегирование потенциально возможных прав на принятие решений каждому сотруднику в области его деятельности;
- предоставление каждому сотруднику информационных, коммуникационных и иных ресурсов, реально обеспечивающих эффективное выполнение им своих обязанностей.
Главный результат от применения реинжиниринга при разработке ЕАИС ожидается в качественном изменении функций таможенных подразделений и повышении личной роли каждого сотрудника таможенного органа. Любое подразделение или отдельный сотрудник, как пользователь реальных инструментов, предоставляемых ЕАИС, сможет получать в диалоговом режиме необходимую для принятия решения информацию из единого банка данных.
Таможенные информационные системы относятся к сложным корпоративным системам, исследования которых можно осуществить, используя методы моделирования. Оно позволит оценить предполагаемое решение «на столе» без закупки, установки и настройки оборудования и программного обеспечения. Использование такого подхода помогает значительно снизить расходы на разработку, внедрение и модернизацию информационной системы, устранить возможные риски.
По функциональности системы моделирования, используемые при исследовании вычислительных систем, могут быть разбиты на два основных класса:
- системы, моделирующие отдельные элементы (компоненты);
- системы, моделирующие вычислительную систему целиком.
Исследования параметров вычислительной системы при различных характеристиках отдельных компонентов позволяет выбрать сетевое и вычислительное оборудование с учетом производительности, качества обслуживания, надежности и стоимости. Моделирование позволяет минимизировать стоимость оборудования, предназначенного для использования в вычислительной системе. Моделирование становится эффективным при числе рабочих станций 50 – 100, а когда их более 300, общая экономия средств может составить 30 – 40 % от стоимости проекта.
Результатом моделирования является заключение, куда входят варианты спецификаций и рекомендуемого оборудования; сравнительный анализ вариантов; результаты анализа работы вычислительной системы при использовании различных наборов оборудования, системного и прикладного программного обеспечения.
В рамках такого подхода модель таможенного органа является объектом, инструментом и результатом исследования таможенной деятельности, а при решении конкретных задач – полигоном для принятия различных управленческих решений.
Таким образом, повышение эффективности деятельности ФТС России возможно лишь на основе реинжиниринга таможенных процессов при максимальном использования современных информационных технологий.
Используя моделирование при проектировании или реинжиниринге вычислительной системы, можно сделать следующее: оценить пропускную способность сети и ее компонентов; определить узкие места в структуре вычислительной системы; сравнить различные варианты организации вычислительной системы; осуществить перспективный прогноз развития вычислительной системы; предсказать будущие требования по пропускной способности сети, используя данные прогноза; оценить требуемое количество и производительность серверов в сети; сравнить различные варианты модернизации вычислительной системы; оценить влияние на вычислительную систему модернизации программного обеспечения, мощности рабочих станций или серверов, изменения сетевых протоколов.
Эффективность использования и построения корпоративных информационных систем стала чрезвычайно актуальной задачей, особенно в условиях недостаточного финансирования информационных технологий на предприятиях и, в частности, в таможенной системе.
Критериями оценки эффективности могут служить снижение стоимости реализации информационной системы, соответствие текущим требованиям и требованиям ближайшего времени, возможность и стоимость дальнейшего развития и перехода к новым технологиям.
Основу информационной системы составляет вычислительная система, включающая такие компоненты, как кабельная сеть и активное сетевое оборудование, компьютерное и периферийное оборудование, оборудование хранения данных (библиотеки), системное программное обеспечение (операционные системы, системы управления базами данных), специальное программное обеспечение (системы управления и мониторинга сетями) и в некоторых случаях прикладное программное обеспечение.
Наиболее распространенным подходом к проектированию информационных систем в настоящее время является использование экспертных оценок. В соответствии с этим подходом специалисты в области вычислительных средств, активного сетевого оборудования и кабельных сетей на основании имеющегося у них опыта и экспертных оценок осуществляют проектирование вычислительной системы, обеспечивающей решение конкретной задачи или класса задач.
Этот подход позволяет минимизировать затраты на этапе проектирования, быстро оценить стоимость реализации, информационной системы. Однако решения, полученные с использованием экспертных оценок, носят субъективный характер, требования к оборудованию и программному обеспечению также грешат субъективностью, как и оценка гарантий работоспособности и развиваемости предлагаемого проекта системы.
В качестве альтернативного может быть использован подход, предполагающий разработку модели и моделирование (имитацию работы imulation) поведения вычислительной системы.
Моделирование вычислительной системы позволяет произвести более точный, по сравнению с экспертными оценками, расчет необходимой производительности отдельных компонентов и всей системы в целом, в том числе системного и прикладного программного обеспечения. При этом появляется возможность использовать не максимальные значения характеристик вычислительного оборудования, а характеристики, учитывающие специфику использования этого оборудования в конкретном учреждении.
При моделировании на компьютере воспроизводятся реальные процессы в обследуемом объекте, исследуются особые случаи, воспроизводятся реальные и гипотетические критические ситуации. Основным достоинством моделирования является возможность проведения разнообразных экспериментов с исследуемым объектом, не прибегая к физической реализации, что позволяет предсказать и предотвратить большое число неожиданных ситуаций в процессе эксплуатации, которые могли бы привести к неоправданным затратам, а может, и к порче оборудования.
Бездефектное проектирование вычислительных систем. Можно говорить о «бездефектном» проектирования информационных систем. Оно достигается комплексным применением высокоуровневого моделирования (функций или бизнес-процессов) предприятия и низкоуровневого моделирования вычислительной системы.
Использование высокоуровневого моделирования позволяет гарантировать полноту и правильность выполнения системой функций, определенных заказчиком. К системам высокоуровнего моделирования относятся такие, как ARIS, Rational Case. С их помощью реализуются принципы структурного анализа, когда предприятие представляется в виде сложной системы, состоящей из разных компонентов, имеющих различного рода взаимосвязи. Создаваемые модели представляют собой документированную совокупность знаний об информационной системе предприятия - его организационной структуре, взаимодействиях между предприятием и прочими субъектами рынка, составе и структуре документов, последовательности шагов процессов, должностных инструкциях отделов и их сотрудников.
Следует особо отметить, что моделирование функций вычислительной системы напрямую сегодня не представляется возможным. Данная задача в полном объеме не разрешима. Однако, возможно моделирование работы системы в динамике (динамическое моделирование), при этом его результаты позволяют по косвенным показателям судить о функционировании всей системы. Так, по необслуженным запросам можно судить о правильности функционирования сервера базы данных и программного обеспечения.
В процессе моделирования возможно следующее:
- определение минимально необходимого, но обеспечивающего потребности передачи, обработки и хранения информации оборудования (даже не имеющего реальных аналогов) в настоящее время;
- оценка необходимого запаса производительности оборудования, обеспечивающего возможное увеличение производственных потребностей в ближайшее время (один-два года);
- выбор нескольких вариантов оборудования с учетом текущих потребностей, перспективы развития на основании критерия стоимости оборудования;
- проведение проверки работы вычислительной системы, составленной из рекомендованного оборудования.
Разработка и внедрение ЕАИС ФТС России резко повысили роль таможенной службы России как инструмента экономической политики государства.
Это привело к бурному росту объема решаемых таможенных задач, и обусловило специфические требования к функционированию ЕАИС:
- этапность разработок ЕАИС и ее внедрения из-за необходимости первоочередной реализации в информационно-технологической структуре главных направлений деятельности важнейших задач ФТС России;
- соблюдение принципов построения «открытых систем» для обеспечения гибкости информационно-технологической структуры, возможности ее модификаций и наращивания мощностей в соответствии с потребностями ФТС России и выделяемыми ресурсами.