1. Характеристика отраслей
2. Основы металловедения
3. Основные способы металлообработки
4. Карозия металлов, способы защиты. Понятие о машине, виды. Основные виды сборки.
5. Роботы
1. В РБ развита черная металлургия, которая специализируется на выплавке стали и чугуна. Черная металлургия составляет 2% объема ВВП. Металлургическое производство представлено двумя крупными концернами: Могилевский и Жлобинский, которые прошли техническое перевооружение и соответствуют международным стандартам.
Проблемы металлургии:
1. острый недостаток сырья
2. высокая стоимость необходимой валюты
Машиностроение включает в себя три группы предприятий:
1. металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия
2. промышленнность металлических конструкций и изделий
3. предприятия по ремонту машин и оборудования
Техническая и экономическая независимость определяется состоянием и развитием машиностроения. К началу 90-х гг. доля машиностроения составляла 34%ВВП. Отраслевая структура машиностроения значительно изменилась. Сегодня в нее входят:
· Энергетическое машиностроение (котлы)
· Горнорудная и горно-шахтная промышленность
· Химическое и нефтехимическое оборудование
· Станкостроительная и инструментальная
· Автомобилестроение и подшипниковое
· Тракторная и сельскохозяйственная
· Строительное и коммунальное
· Легкая и пищевая промышленность
· Приборостроение
Проблемы:
· Нехватка материальных и энергетических ресурсов
· Проблема конкурентоспособности выпускаемой продукции
· Техническое отставание
Перспективы развития:
· Государственные программы по поддержке отдельных отраслей
· Поддержка в виде налоговых льгот и кредитов для замены устаревшего оборудования
|
· Развитие инновационной технологии
2. Металлы- это вещества искусственного происхождения, полученные путем расплава рудных пород.
Свойства металлов:
1. прочность
2. электропроводимость
3. пластичность
4. коррозия
Металлы:
1. черные
2. цветные
Черные – сплав железа и углерода, полученные на основе железной руды.
1. Техническое железо содержит не менее 0.2% примеси. Отличается высокой прочностью, но и хрупкостью.
2. Чугун – сплав железа с углеродом. Содержание углерода 2.14-6.7%. В зависимости от свойств и строения выделяют:
· Белый или предельный чугун. Он отличается формой соединения углерода и железа
· Цементин. Белый цвет на изломе, хрупкость, твердость
3. сталь – сплав железа с углеродом. В зависимости от химического состава сталь разделяют на группы:
· конструкционная сталь (углерода меньше на 7% и легко обрабатывается). Используется для изготовления посуды, мебели.
· Инструментальная сталь(0.7%-14%) используется для изготовления рабочих частей инструментов.
· Легированная сталь отличается повышенной прочностью и высокой пластичностью
4. алюминий: мягкий, легкий, малая прочность, способность образовывать в воздухе защищенную пленку.
5. медь отличается красноватым оттенком. Сплавы меди: бронза, латунь, медельберг.
3. Металлообработка осуществляется поэтапно:
1. формование черновых заготовок
· литье – предусматривает переработку чугуна, алюминия, золота, при которой расплавленный металл выливают в заготовку.
· Прокат металла – предусматривает продавливание металла между двумя вращающимися валиками.
|
· Волочение – продавливание металла через литниковые каналы. В результате образуются уголки, арматура, трубы.
· Штампование – обработка металла под давлением.
2. механическая обработка предусматривает:
· рубка металла
· опиловка/распиловка металла
· шлифование – устранение неровностей металла
· полировка – натирание металла до зеркального блеска
3. сборка и соединение деталей
· разъемные – осуществляется с помощью крепежных деталей(болты, винты)
· неразъемные – осуществляется путем сварки, пайки, сшивки металла.
4. термическая обработка усиливает прочность металлов
· закалка стали – постепенный нагрев и резкое охлаждение
· отжиг стали – резкое нагревание и постепенное охлаждение(чугун)
5. химическая обработка повышает стойкость к коррозии
· оксидирование предусматривает обработку поверхности металла кислотами или щелочами, которые в результате образуют оксид железа.
Коррозия – это разрушение металлов под воздействием внешней среды.
Способы защиты от коррозии:
1. металлические покрытия – нанесение на основной металл тонкого слоя другого. (оценковка, хромирование, никилирование, позолота, посеребрение)
Техническое нанесение:
1. окунание
2. электрохимический
3. плакирование
4. распыление металла с порошковым обжигом
Металлические покрытия отличаются разнообразием:
1. лакокрасочное покрытие. Преимущество - дешевый, недостаток – недолговечный.
2. эмалирование предполагает нанесение на поверхность основного металла стеклообразных материалов с последующим обжигом. Преимущества – долговечность. Недостаток – дорогое.
|
3. порошковое полимерное покрытие предусматривает пресс порошка с последующим обжигом.
4. покрытие смазками
5. оксидирование – обработка соляной кислотой.
4. Заключительный этап технологического процесса, который представляет собой соединение деталей в узлы, узлы в агрегаты с укрупнением до машины
Виды сборки:
1. по принципу полной заменяемости деталей, где используется унифицированные детали.
2. по принципу частичной замены. Применяется в серийном производстве и включает в себя небольшую часть оригинальных деталей.
3. индивидуальная – используется в единичном и мелкосерийном производстве.
Формы сборки:
1. поточная – постепенный переход с учетом последовательности технологической системы.
· С перемещением деталей, узлов, агрегатов и машин по рабочим местам. (конвеерная сборка)
· Стационарная сборка с перемещением рабочих
2. не поточная сборка, где применяются детали и сборка единиц с учетом специфического производства.
3. индивидуальная сборка – отличается выполнением всех технологических операций одной бригадой.(гоночный автомобиль)
Машина – сочетание механизмов, осуществляющих определенные целесообразные движения для выполнения определенной работы или преобразования энергии.
Классификация машин:
1. по назначению
· транспортные машины
· производственные машины
· бытовые машины
к транспортным машинам относятся:
· автомобили,
· самолеты,
· локомотивы,
· подъемные краны,
· лифты;
Классификация автомобилей:
§ Легковой автомобиль — полной массой не более 3500 кг для перевозки пассажиров (от 1 до 7, не включая водителя) и багажа.
§ Грузовой автомобиль (грузовик) — автомобиль для перевозки грузов.
§ Вседорожник — легковой автомобиль, приспособленный для передвижения по дорогам всех типов, в том числе без твердого покрытия (грунтовым и полевым). Вседорожники обычно характеризуются приводом на все колёса, повышенным клиренсом.
§ Спортивный автомобиль — автомобиль имеющий высокие скоростные качества, повышенную мощность мотора и низкую посадку кузова.
§ Рекордно-гоночный автомобиль — автомобиль, созданный специально для установления рекордов для автомобилей (обычно на специальной трассе, без конкурирующих автомобилей, исключительно по секундомеру).
§ Автобус — автомобиль для перевозки более 8 пассажиров.
§ Троллейбус — автомобиль, предназначенный для перевозки более 8 пассажиров, с питанием электроэнергией от внешнего контактного провода.
самолет (он же аэроплан) — летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижным относительно других частей аппарата крылом.
Классификация самолетов по назначению:
1.военные
· Воздушный авианосец
· Истребители
· Транспортные
2.гражданские
· Пассажирские
· Почтовые
· Спортивные
· Специальные (пожарные, экспериментальные и др.)
Локомотив – транспортное средство, предназначенное для использования на железной дороге. Локомотив используется для перемещения не самоходных вагонов.
Классификация по типу энергетической установки:
1. паровозы
2. тепловозы – с двигателем внутреннего сгорания
3. электротепловозы – с тяговыми электродвигателями, получающие энергию из контактной сети.
Лифт – разновидность грузоподъемной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жестким направлениям.
5. Робот – это автоматическое устройство с антропоморфным свойством, которое частично или полностью заменяет человека. Выполняет технологические действия.
Преимущества роботов:
1. выполняет работы в опасных местах работы.
2. не устает и работу выполняет точно.
3. не болеет, а следовательно экономия выплат на больничный.
Область применения:
1. в строительстве
2. в металлообработке
3. в министерствах ЧС
4. при угрозе теракта
Поколение роботов:
1. Роботы первого поколения — это роботы с программным управлением (программные роботы). Эти роботы в основном предназначены для выполнения определенной жестко запрограммированной последовательности операций, диктуемой тем или иным технологическим процессом.
2. Роботы второго поколения — это очувствленные роботы. Они отличаются от программных роботов, во-первых, существенно большим ассортиментом сенсорных датчиков, как внешних (телевизионные, оптические, тактильные, локационные датчики и т. п.), так и внутренних (датчики положений «руки» или «ноги» относительно «тела» робота, датчики усилий и моментов и т. п.) и Во-вторых, более сложной системой управления.
3. третье поколение роботов — это так называемые интеллектуальные, или разумные, роботы. Они принципиально отличаются от роботов второго поколения сложностью и совершенством управляющей системы, включающей в себя элементы искусственного интеллекта. Необходимо подчеркнуть, что интеллектуальные роботы предназначены не только и не столько для имитации физических действий человека, сколько для автоматизации его интеллектуальной деятельности, т. е. для решения интеллектуальных задач.