КОНСПЕКТ
Проведения занятий с летно – инструкторским, летным и курсантским составом АЭ
Тема: «Счет в уме».
Время: 1 час.
Место проведения: методический класс АЭ.
ПЛАН
1. Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета
подсчетом в уме.
2. Определение угловых величин в уме.
3. Решение навигационного треугольника скоростей подсчетом в уме.
Омск
Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме.
Путевая скорость может быть определена подсчетом в уме следующими способами:
1. Путем определения расстояния, проходимого ВС за одну минуту, с последующим расчетом путевой скорости.
Пример. S = 88 км; t =11 мин.Определить путевую скорость.
Решение. 1. Находим путь ВС, проходимый за одну минуту:
S = 88: 11 = 8 км.
2. Определяем путевую скорость ВС: W = 8 · 60 = 480 км/ч.
2. Когда время полета в минутах кратно 60, путевая скорость определяется умножением пройденного расстояния на число, показывающее, какую часть часа составляет пройденное время. Для этого нужно знать, какую долю часа составляет 1, 2 и т. д. минуты. Можно легко запомнить следующую таблицу:
Таблица 1
Число минут | |||||||||||
Доля часа | 1/60 | 1/30 | 1/20 | 1/15 | 1/12 | 1/10 | 1/6 | 1/5 | 1/4 | 1/3 | 1/2 |
Пример. S = 40 км; t =12 мин. Определить путевую скорость ВС.
Решение.
1. Находим, какую долю часа составляет пройденное время: 12 мин составляет 1/5 ч.
2. Определяем путевую скорость: W= 40 · 5 = 200 км/ч.
Пройденное ВС расстояние экипажу необходимо знать для сохранения ориентировки. Оно может быть определено:
1) по отметкам места ВС на карте, полученным различными способами;
|
2) по известной путевой скорости и времени полета на навигационной линейке, навигационном расчетчике или подсчетом в уме.
Пройденное расстояние подсчетом в уме может быть определено следующими способами:
1. Если путевая скорость без остатка делится на 60, то сначала определяют расстояние, которое проходит ВС за одну минуту, а затем за данное время.
Пример. W = 180 км/ч; t = 9 мин. Определить пройденное расстояние.
Решение. 1. Находим расстояние, проходимое ВС за одну минуту:
S = 180: 60 = 3 км.
2. Определяем пройденное расстояние за данное время полета:
S = 3 · 9 = 27 км.
2.Разбивкой данного времени полета на промежутки по 6, 3 и 1 мин. Пройденное расстояние получают суммированием расстояний, проходимых ВС за указанные промежутки.
Пример. W = 200 км/ч; t =10 мин. Определить пройденное расстояние.
Решение. 1. Разбиваем данное время на промежутки:
10 мин = 6 мин +3 мин +1 мин.
2. Определяем расстояние, проходимое ВС за намеченные промежутки:
за 6 мин — 20 км; за 3 мин — 10 км; за 1 мин — 3 км.
3. Определяем пройденное расстояние за это время: S = 20 + 10 + 3 = 33 км.
Время полета экипажу необходимо знать для ведения ориентировки и расчета времени прибытия на ППМ (КПМ). Оно может быть определено подсчетом в уме следующими способами:
1. Делением заданного расстояния на путь, проходимый ВС за одну минуту.
Пример. W = 180 км/ч; S = 24 км. Определить время полета.
Решение. 1. Находим расстояние, которое проходит ВС за одну минуту:
S = 180: 60 = 3 км.
2. Определяем, за какое время пройдет ВС это расстояние: t = 24: 3 = 8 мин.
2. Сравнением заданного расстояния с расстоянием, проходимым ВС за 6 мин.
|
Пример. W = 240 км/ч; S = 54 км. Определить время полета.
Решение. 1. Находим расстояние, проходимое ВС за 6 мин; оно равно 1/10 путевой скорости, т. е. 240: 10 = 24 км.
2. Определяем, за какое время ВС пройдет заданное расстояние. Так как заданное расстояние 54 км можно разложить, как два раза по 24 км и остаток 6 км, 24 км ВС проходит за 6 мин, 48 км – за 12 мин, а 6 км – это ¼ от 24 км, значит время будет составлять ¼ от 6 мин, т.е. 1 мин 30 с. Итого общее время – 13 мин 30 с.
3. Нахождением соотношения между пройденным расстоянием и путевой скоростью.
Пример. W = 200 км/ч; S = 50 км. Определить время полета.
Решение. 1. Находим, какую часть от значения путевой скорости составляет данное расстояние: 50: 200 = 0.25 или ¼.
2. Определяем время полета. Так как заданное расстояние составляет 1/4 от значения путевой скорости, следовательно, время полета будет составлять 1/4 ч, что соответствует 15 мин.
Определение угловых величин в уме.
Определение угловых величин в уме необходимо при оперативном расчете поправки в курс при исправлении пути по направлению (на контрольном этапе, при определении места ВС).
Для расчета в уме часто пользуются следующим простым, хотя и несколько приближенным правилом:
На удалении 60 км каждый 1º БУ или ДП дает ЛБУ, величиной 1 км и наоборот 1 км ЛБУ дает 1º БУ или ДП.
Если удаление не 60 км, то этот же градус будет давать ЛБУ не в 1 км, а в столько раз больше, во сколько раз удаление превышает 60 км. Если же, наоборот, удаление 60 км, а градус не один, то и ЛБУ будет составлять столько километров, сколько градусов.
|
Рис. 1. К расчету линейного уклонения (БУ) в уме.
При подготовке к полету можно заранее рассчитать, какому БУ или ДП будет соответствовать 1 км ЛБУ или соответственно другие величины ЛБУ.
Таблица 2.
Sпр (Sост) км | |||||
БУ(ДП) º | 0.5 |
Пример. Sпр = 30 км, Sост = 20 км ЛБУ= ─3 км. Здесь пройденное расстояние в 2 раза, а оставшееся в 3 раза меньше чем 60 км, тогда БУ = - 2о, а ДП = - 3о, соответственно поправка в курс ПК = - 5о. да и градусов не 1, а 3.
Пример. Sпр = 30 км, БУ = +8о. Определить ЛБУ. Если бы расстояние было 60 км, то и ЛБУ также составило бы 8 км. Но фактически расстояние вдвое меньше, следовательно, и ЛБУ вдвое меньше, то есть ЛБУ = + 4 км.