Домашняя работа. Эволюция идеи «двойничества»




01.03

Домашняя работа

Эволюция идеи «двойничества»

Цель занятия:

· сравнить двойников и оппонентов Раскольникова.

Задачи:

  • выяснить, кто является двойниками и оппонентами Раскольникова;
  • выяснить, согласно каким теориям живут двойники Раскольникова;
  • определить отношение Раскольникова к теориям и поступкам своих двойников.

Тезаурус

Двойник — это не просто человек, имеющий сходство с героем, но и тот, в ком герой узнаёт самого себя.

Конфликт — разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.

Оппонент — противник в споре, тот, кто выступает с возражениями в беседе.

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, её динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Герои-двойники — своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения. Достоевского в этом случае можно назвать продолжателем лермонтовских традиций: именно М. Ю. Лермонтов первый в своем романе «Герой нашего времени» (1840) прибегнул к такому авторскому приему, как использование героев-двойников, чтобы раскрыть образ главного героя — Печорина — максимально полно и всесторонне.

Достоевский вводит в произведение двойников главного героя, чтобы более детально раскрыть образ Родиона и показать несостоятельность созданной им теории. Вот что об этом пишет культуролог Михаил Бахтин: «В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою)...». Качества Раскольникова — безверие, своеволие, нигилизм, разумный эгоизм — встречаются и у его двойников.

Почему их называют двойниками? На первый взгляд они совершенно не похожи. Нищий студент Раскольников, деловой человек Лужин и развратный барин Свидригайлов.

Раскольников и Лужин имеют много общего. Есть целый набор качеств и особенных черт, которые позволяют называть Лужина двойником Раскольникова: наличие теории, ум, тщеславие, угрюмость, высокомерие.

Лужин – сухой делец, который сколотил капитал собственным трудом. Высокомерный Лужин выбился из низов и больше всего на свете любит деньги. Он расчётлив и скуп. Лужин тщеславен, самолюбив и абсолютно холоден. Лужин отвергает христианскую мораль, считает, что прогресс и религия совершенно не могут сосуществовать вместе. Он равнодушен к своей невесте, Дуне Раскольниковой. Женится Лужин для того, чтобы повысить свой статус за счёт красивой и образованной жены. Кроме того, для него важно, что Дуня бедна. По его мысли, «такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!».

Почему он двойник Раскольникова? Дело не только в высокомерии, угрюмости и тщеславии, которые характерны для обоих. У Лужина тоже есть своя теория. «Теория о “целом кафтане”». Эта теория на первый взгляд кажется более безобидной, чем идеи Раскольников.Её суть заключается в том, что каждый человек должен заботиться только о собственном благе. Других людей нужно просто использовать для достижения своего благополучия. Лужин верит, что всё в мире строится на личном интересе, и ради него можно пойти на что угодно. Лужин верит, что эгоцентризм поможет создать идеальное общество. Он считает, что эгоистичная польза на руку общественному благу.

Рассуждая о том, что значит «возлюби» с точки зрения религии, он говорит: «Я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: “Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь”».

Рассуждая же о «возлюби» с точки зрения науки, он подчеркивает: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Раскольников абсолютно не согласен с теорией Лужина, взгляды Лужина его возмущают: «…доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...». И хотя Лужин уверяет, что «экономическая идея ещё не есть приглашение к убийству», Раскольников прав. Эгоист думает о людях только как о средстве достижения комфорта. То есть, как о вещи или инструменте, а не как о личности.

В своей теории Лужин расчеловечивает всех окружающих его людей так же, как Раскольников расчеловечивает людей «первого разряда», которых он называет материалом для воспроизводства общества.

Теория Лужина не приносит ему счастья. Мечта о покорной красивой жене Дунечке разбивается в прах.

Лужин, как и Раскольников, - преступник. Лужин подбрасывает Соне Мармеладовой 100 рублей, а затем публично обвиняет ее в воровстве. Таким образом он совершает по сути два преступления — мошенничество (подбрасывание денег с целью извлечь выгоду) и публичное распространение клеветы о Соне.

С Лужиным полемизирует также и автор: он противопоставляет теории жизнь не по науке, а по душе. В конце романа, когда автор описывает состояние героя после объявления приговора, он отмечает, что «вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Несколько сложнее образ Свидригайлова. Это дворянин и помещик, отставной офицер и бывший карточный шулер. Сам о себе Свидригайлов говорит, что он «человек развратный и праздный», а свою биографию кратко описывает так: «дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился». Влюблённая помещица Марфа Петровна вытащила его из тюрьмы, где Свидригайлов сидел за долги. Свидригайлов порочен, привык потакать своим желаниям и идти на поводу у страстей. Он прямо заявляет, что разум служит страсти. Вся жизнь его бесцельна, она сводится лишь к поиску наслаждений.

Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова по нескольким причинам: этих героев сближают их теории, их преступления, а также их личные качества: это персонажи, которые всегда имеют свое мнение, оба «сумасшедшие» оба «странные», оба «подлецы».

Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются «одного поля ягодами»:

В отличие от Лужина, он преступник. Свидригайлова обвиняют в смерти жены, Марфы Петровны. Его вина не доказана, но Дуня Раскольникова говорит, что Свидригайлов намеревался отравить жену. Лужин рассказывает о том, что Свидригайлов издевался над одним из своих крестьян. Эти издевательства довели крестьянина до смерти. Виновен Свидригайлов и в самоубийстве девочки-подростка, над которой он надругался. Эти преступления прикрыли деньги Марфы Петровны.

Свидригайлов не скрывает своей порочности. К примеру, он цинично рассказывает о своей невесте, девочке шестнадцати лет. И при этом Дуню он пытается заполучить при помощи шантажа. Кажется, для него не существует нравственных границ.

Теория Свидригайлова похожа на теорию Раскольникова. Он тоже говорит о допустимости преступления во имя какой-нибудь цели. «…единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!..» Это теория вседозволенности.

Но Свидригайлов совершает преступления вовсе не ради благой цели.

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть...», – цинично говорит Свидригайлов.

Свидригайлов становится для Раскольникова настоящим олицетворением человеческой мерзости, но одновременно с этим Раскольников ощущает непонятную близость со Свидригайловым.

В сцене из пятой главы шестой части Свидригайлов приглашает Дуню в гости, а потом пытается силой добиться ее любви. Но видя, что Дуня его не любит, и понимая, что не полюбит никогда, он, пережив «мгновение ужасной, немой борьбы в душе», отпускает ее. Таким образом, Достоевский показывает читателям, как рушится теория вседозволенности Свидригайлова.

В конце романа Свидригайлов делает много добрых дел, буквально спасая других героев. Он оплатил похороны Катерине Ивановне Мармеладовой, обеспечил будущее её детей, дал денег своей юной невесте и Соне Мармеладовой. У девочки появился шанс не стать жертвой очередного развратника. А Соня Мармеладова смогла поехать на каторгу вслед за Раскольниковым.

Значит ли это, что Свидригайлов раскаялся и смог переродиться? Вовсе нет. Свидригайлов говорил о том, что не верит в Бога, вечность. Его добрые дела не искупают его преступлений.

Он совершает самоубийство, закрывая себе путь к духовному возрождению. Получается, что и теория Свидригайлова оборачивается крахом всей его жизни.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский вступает в полемику с теорией «разумного эгоизма» Чернышевского, показывая, что эта теория выгодна Лужиным и Свидригайловым, а гармоничное общество на сухом расчёте не построить.

Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.

Лебезятников слепо принимает разные идеи и пропагандирует их.

Другая группа персонажей романа - это оппоненты Родиона, к ним относятся Разумихин, Порфирий Петрович и Соня. Они отражают разные положительные стороны главного героя. Альтруист Разумихин ценит в своём друге доброту, трудолюбие, талант. Порфирий Петрович - человек разумный, размышляет логически, как и Раскольников. Соня совершает преступление против морали - против себя, своей души. Она раскаивается и молит Бога простить её.

Двойники и оппоненты в романе отражают противоречия характера главного героя и в то же время детально описывают основные его черты.

Теория Раскольникова терпит крах. Не только потому, что она сама по себе абсурдна. Теория Раскольникова не соответствует его душе. Совершив убийство, он испытывает тяжкие душевные муки. Но раскаивается ли он в преступлении?

Можно ли считать покаянием признание вины у следователя? Нет. Признать вину не значит раскаяться. Покаяние Раскольникова на Сенной площади тоже было формальным. Оно стало скорее результатом нервного срыва.

Во второй части эпилога мы читаем: «ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху». На каторге Раскольников продолжает обдумывать свою теорию, не понимая, чем она хуже других. И не видит смысла и цели в дальнейшей жизни.

Переворот в его душе происходит, когда он на время лишается постоянной поддержки Сони Мармеладовой. Он раскаивается, что мучил её своей холодностью, и намерен искупить эти страдания. Но самое главное, он открывает Евангелие с такой мыслью: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»

В последних строках романа Достоевский пишет о перерождении Раскольникова.

Но не о мгновенном и полном, а о постепенном движении к новой жизни. Поэтому логично предположить, что Раскольников в будущем раскается в преступлении.

«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что он дошёл до конца, до края той дороги, на которую его завёл заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьёзности, как бы религиозности, с которой они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед», – писал критикНиколай Страхов.

Основные выводы:

Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:

каждый их троих героев имеет свою теорию, эти теории похожи между собой;

все трое — преступники;

все трое — подлецы.

В романе Достоевский спорит с теорией Раскольникова с помощью героев-двойников, показывает несостоятельность системы взглядов героя на фоне теорий его двойников. При этом Лужин и Свидригайлов совершают аморальные поступки, движимые верой в свои теории, которые, по сути, являются видоизмененными версиями теории самого Раскольникова. Каждый из них — отдельная сторона теории Раскольникова, но они оба безумно противны герою.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: