Сущность конкуренции и её субъекты
Конкуренция – соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой).
Формы конкуренции (1):
· в зависимости от участвующих субъектов:
o конкуренция продавцов;
o конкуренция покупателей.
Конкуренция продавцов господствует на рынке покупателя (т.е. рынке, характеризующемся превышением предложения над спросом); характерна для рыночной экономики.
Конкуренция покупателей господствует на рынке продавца (т.е. на рынке, характеризующемся превышением спроса над предложением); характерна для командной экономики.
Формы конкуренции (2):
· в зависимости от степени концентрации субъектов:
o индивидуальная конкуренция;
o групповая конкуренция.
Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные предприниматели и фирмы.
Групповая конкуренция – конкуренция между объединениями предпринимателей, такими как:
· некоммерческие ассоциации (союзы);
· синдикаты (консорциумы);
· финансово-промышленные группы, холдинги и др.
Ценовая и неценовая конкуренция. Дифференциация продукта
Формы конкуренции (3):
· в зависимости от используемых методов:
o ценовая конкуренция
§ открытое изменение цен
§ скрытое изменение цен
o неценовая конкуренция
§ улучшение качества
§ дифференциация товара (продукта)
Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.
Открытая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).
Скрытая ценовая конкуренция – фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Ограниченность ценовой конкуренции:
· экономическая;
· правовая;
· психологическая.
Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта.
Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).
4.3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
Рыночные барьеры
Формы конкуренции (4):
· в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:
o внутриотраслевая конкуренция:
§ предметная конкуренция;
§ видовая конкуренция;
o межотраслевая конкуренция:
§ перелив капитала;
§ функциональная конкуренция (конкуренция субститутами).
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.
Предметная конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.
Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром; менее интенсивна, чем предметная.
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями различных отраслей.
Конкуренция посредством перелива капитала – возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации; вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.
Входные барьеры:
· экономия на масштабах производства;
· дифференциация продукта;
· потребность в значительном капитале;
· издержки конверсии потребителей;
· недоступность каналов сбыта;
· ограниченность ресурсов;
· недостаток опыта;
· высокий уровень используемых технологий;
· лицензионные или патентные ограничения.
Выходные барьеры:
· необходимость списания крупных инвестиций;
· большие затраты по ликвидации или конверсии производства;
· нежелание испортить свой имидж;
· честолюбие менеджеров;
· противодействие правительства, профсоюзов, клиентов и др.
Функциональная конкуренция – конкуренция между продавцами взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).