Продолжительность рейса (длина по расписанию) определяется на основе летного времени и дополнительного времени необходимого на руление ВС во время взлета и посадки, а также нормативов продолжительности стоянок в промежуточных и оборотных аэропортах. Время по расписанию можно записать в виде формулы:
tрас= tлет+∆t, где
tрас- время по расписанию рейса с момента отправления ВС с места стоянки до момента прибытия ВС в пункт назначения;
tлет- летное время с момента взлета ВС до момента посадки;
∆t – это дополнительное время, необходимое на руление при взлете и после посадки, а также нормативное время стоянок ВС в промежуточных и оборотных аэропортах.
Определения:
Время отправления – это время начала движения ВС с места стоянки после запуска двигателя и отгона трапа.
Взлет – это время начала движения ВС по ИВПП.
Посадка – это время окончания пробега ВС по ИВПП.
Прибытие – это время остановки ВС на место стоянки после заруливания.
С момента отправления до взлета, а также с момента посадки до прибытия установлены нормативы времени руления ВС:
- при отправлении норматив составляет 15 минут для всех типов ВС (командирское время);
- после посадки норматив составляет:
15 минут – для таких самолетов, как ИЛ-86, ИЛ-96
10 минут – ИЛ-62
5 минут – для остальных типов ВС.
Время летное рассчитывается исходя из расстояния между пунктом отправления, пунктом назначения и в зависимости от скорости ВС. Кроме этого учитывается скорость ветра на эшелоне полета (по высотам).
Время летное можно записать в виде формулы:
tлет = L (км) / (Wт ± U) (км/час), где
tлет – летное время с момента взлета ВС до момента посадки;
Wт – техническая скорость ВС. Это средняя скорость ВС с момента отправления до момента прибытия в штиль. Данная техническая скорость определяется для каждого типа ВС отдельно, в зависимости от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. Данная скорость приводится в специальных таблицах технических скоростей по каждому типу ВС. Например.
Техническая скорость для самолета Ту–154Б
км | ||||||||||
- | ![]() | |||||||||
![]() | ||||||||||
![]() |
Например: расстояние между парами городов составляет 2600 км. По таблице находим по вертикали расстояние 2000км, по горизонтали расстояние 600км и в результате определяем, что скорость составляет 809км/час. Если расстояние не совпадает, то необходимо находить ближайший результат, округляя расстояние
до 50км – в меньшую сторону,
от 50 и более – в большую сторону
U (км/час) – эта составляющая ветра по высотам. Знак «+» обозначает попутный ветер, знак «-» обозначает встречный ветер. Данная составляющая берется по специальным табличным результатам, исходя из господствующих ветров в данном направлении. При расчете времени по расписанию время, затраченное в прямом направлении не соответствует времени в обратном направлении. Как правило, эта разница составляет 5-10 минут.
При расчете времени по расписанию время определяется в часах с точностью до сотых долей. В действующем расписании время указывается в часах и минутах. Для этого сотые доли часа необходимо перевести в минуты с округлением до 5 минут.
Например: необходимо рассчитать время по расписанию от Санкт-Петербурга до Красноярска, расстояние составляет- 4050км, средняя скорость- Wт = 881км/час, составляющая ветра (условно)- U = +30км/час.
tлет= 4050 / (881 +30) = 4,45 (час)
0,45час – X мин.
1час – 60 мин.
X = 0,45 · 60 = 27мин., округляем до 30 мин.
И время по расписанию будет составлять 4 часа 30 минут.
Время в обратном направлении определяем из следующего расчета, что составляющая ветра (условна) – 25км/час.
tлет= 4050 / (881-25) = 4,73 (час)
X = 0,73 · 60 = 44 мин., округляем до 45 мин.
И время по расписанию будет составлять 4 часа 45 минут.
Разница во времени составит 15 минут.