Лекция 7. Эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях




Учебные вопросы:

1. Эвакуация населения, основные понятия

2. Порядок проведения эвакуации

3. Эвакуационные органы

4. Порядок и правила поведения в эвакуации

1. Эвакуация населения, основные понятия.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному

вывозу, выводу из городов, других населенных пунктов, зоны возможного

катастрофического затопления, тридцатикилометровой зоны вокруг АЭС и

размещение в загородной зоне или безопасном районе всего населения в случае угрозы жизнедеятельности людей какой-либо ЧС.

Загородная зона – это территория в пределах административных границ, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно приготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

1. Рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей.

2. Рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей.

3. Неработающее население и учащиеся.

Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и третью. В ближайшей зоне размещают первую группу, посередине размещают вторую группу и в дальней зоне – третью группу.

Районы расселения рабочих и служащих в загородной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность.

Рабочих и служащих объекта, переносящего свою производственную деятельность в загородную зону, размещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и служащих предприятий продолжающих работать в городе. Эвакуированное население не связанное с производством и не являющееся членами их семей размещают на более отдаленных территориях загородной зоны.

Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей организуется и проводится по производственному принципу, то есть по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, осуществляется по месту жительства через домоуправления.

Непосредственно, организацией, управлением и проведением эвакуационных мероприятий в мирное и военное время занимаются органы управления ГО ЧС.

2. Порядок проведения эвакуации:

Эвакуация населения осуществляется, как правило, комбинированным способом, при котором одновременно производится вывоз населения всеми

имеющимися транспортными средствами и вывод пешим порядком.

Для проведения эвакуации используются все виды транспорта, не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт индивидуального пользования. Вывоз эвакуируемого населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Для этого используются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Транспортом эвакуируются: рабочие и служащие объектов, продолжающих работу в городе; население, которое не может передвигаться пешим порядком (больные, женщины с детьми и др.), формирования повышенной готовности. Всё остальное физически здоровое население выводится пешим порядком.

Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям. Маршруты рассчитываются, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 часов движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 человек. Скорость движения колонн по маршруту следует выдерживать от 4 до 5 км/ч, а дистанция между колоннами – до 500 м.

Все работы по организации и проведению эвакуации населения в военное время осуществляются в соответствии с планом и указаниями начальника ГО объекта, а в мирное – под руководством председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Для руководства эвакуацией населения на объекте создается эвакуационная комиссия, а на крупных предприятиях, кроме того, могут создаваться так же сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом начальника ГО объекта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуационной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Население объекта о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, милицию, радиотрансляционную сеть и местное телевидение. Получив извещение о начале эвакуации, население должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и продукты и явиться на сборный эвакуационный пункт.

Прибывших на СЭП людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта вместе с администрацией станции осуществляют посадку людей на транспорт и поддерживают установленный порядок.

При проведении эвакуации организуется медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях посадки развертываются медицинские пункты.

Для организации приема эвакуируемого населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и пункты в сельских районах. Приемные комиссии проводят свою работу во взаимодействии со службами ГО.

По указанию приемной комиссии района для приема населения, прибывшего из города, развертывают приемные эвакуационные пункты (ПЭП). Они оборудуются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях недалеко от станции высадки. На ПЭП возлагается: встреча, распределение прибывшего населения по населенным пунктам, оказание первой медицинской помощи, организованная отправка людей к местам расквартирования.

В местах расселения освобождают помещения, предназначенные для размещения эвакуируемого населения, уточняют все вопросы размещения людей по домам местных жителей, в пансионатах и других общественных зданиях. Снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагается на органы местного самоуправления сельского района.

Эвакуация населения при ЧС в мирное время проводится в два этапа:

1-й этап: эвакуация населения из зон ЧС на общественные площади (пункты временного размещения - ПВР), расположенные вне этих зон.

Под ПВР используются кинотеатры, учебные заведения, клубы и другие соответствующие помещения.

2-й этап: при затяжном характере ЧС или невозможности возвращения в места постоянной дислокации проводится перемещение населения с ПВР на

площади, где возможно длительное проживание и всестороннее обеспечение

(пункты длительного проживания - ПДП), находящиеся на территории своего

муниципального образования или по решению председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Под ПДП используются санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения, а также не исключается возможность подселения на жилую площадь.

Исходя из возможной обстановки на территории муниципального образования заблаговременно подбираются места размещения и расселения

населения.

Для поддержания общественного порядка на объектах СЕП, ПЭП, станциях (пристанях, пунктах) посадки и высадки, в местах расселения в загородной зоне выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрулирование. На важных объектах может быть выставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий привлекаются формирования охраны общественного порядка (команд, группы), создаваемые за счет ведомственной военизированной и сторожевой охраны и добровольных народных дружин.

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны

территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.

3. Эвакуационные органы

Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы: эвакуационные комиссии (ЭК) – республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;

 сборные эвакуационные пункты (СЭП) – городские и объектовые;

 эвакуационные приемные комиссии – при органах местного

самоуправления;

 промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

 приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

 оперативные группы (ОГ) – по организации вызова эваконаселения;

 группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

 администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с

транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии – заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица

руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

4. Порядок и правила поведения в эвакуации

Получив извещение о начале эвакуации, необходимо:

1. Проинформировать соседей и родственников, привести домой детей.

2. Собрать необходимые вещи и уложить их в небольшой чемодан или рюкзак (вещмешок).

3. Подготовить квартиру (дом) к консервации: закрыть окна и двери; перекрыть воду, газ; отключить электричество; погасить огонь в печках; подготовить второй комплект ключей к сдаче в ЖЭК (РЭУ).

4. Оказать помощь больным и престарелым, проживающим по соседству.

Вещи, необходимые в эвакуации:

1. Документы, деньги и ценные вещи

2. Одежда и обувь по сезону

3. Теплая одежда, даже летом

4. Нательное белье, носки

5. Одеяло, постельное белье

6. Продукты на 2-3 суток, питьевая вода

7. Аптечка, медикаменты

8. Посуда, нож, спички, фонарь

9. Средства индивидуальной защиты

Детям дошкольного возраста вкладывают в карманы или пришивают на одежду бирки, на которых пишут:

 фамилия, имя, отчество;

 дата рождения; место жительства;

 пункт эвакуации; группа крови.

К каждому чемодану, мешку, рюкзаку прикрепляют бирку с указанием: ФИО владельца, адрес места жительства, конечный пункт эвакуации.

Правила поведения граждан в эвакуации:

1. Все граждане обязаны соблюдать установленный порядок и дисциплину.

2. По прибытии на СЭП, ППЭ, ПЭП, ПВР, а также в пути следования, нужно выполнять все указания администрации.

3. Следует помнить номер своего эшелона (колонны), вагона, фамилию начальника эшелона (колонны), пункт эвакуации.

4. Соблюдать меры пожарной безопасности, санитарные нормы и правила.

5. Оказывать помощь друг другу, особенно больным и обессилевшим

Контрольные вопросы:

1. Что означает термин «эвакуация»?

2. По каким признакам различают эвакуацию населения?

3. Кто принимает решение об эвакуации населения города?

4. Каков порядок эвакуации населения из города?

5. Каковы особенности эвакуации населения в условиях чрезвычайных

ситуаций мирного времени?

6. Назовите эвакуационные органы, которые создаются для планирования и

организации эвакуации.

7. Каковы основные задачи сборного эвакуационного пункта?

8. От чего зависят способы и сроки проведения эвакуации?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: