Особенности психологического развития детей дошкольного возраста




Выготский, Эльконин: 3-7 лет. 3-4 младший, 4-5 средний, 5-6 старший, 6-7 подготовительный к школе

Ведущая деятельность — игровая (реж., образная, сюж-рол.,с правилами(Выготский); манипулятивная игра(3-4года), сюж-рол игра (Эльконин))

Центральное психологическая функция: по Эльконину - память (формирование обобщенных переживаний), есть версия, что это эмоции (обслуживают все остальные остальные психические функции), а по Павловой для каждого периода дошк возраста характерны свои ЦПФ.

Психологическое новообразование: воображение; ребенок способен находится одновременно в двух мирах — в воображаемом и реальном; Кравцова выделила три особенности воображения (1. Способность видеть целое раньше его частей и переносить функции одного предмета на другой, не имеющий подобных функций (В.В.Давыдов); 2. Способность субъекта осмысливать как отдельные предметы, так и целостные ситуации. 3. Воображение включает в себя три составляющие: предметная среда, прошлый опыт, особая личностная позиция.)

Социальная ситуацию развития: «Я большой» (С. с. р. — э то единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) о бъективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н.Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития,разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Эльконин), т.е. два плана отношений: отношения «ребенок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др. О. А. Карабанова.)

Е. Е. Кравцова выделяет 5 типов детских игр, которые с возрастом сменяют друг друга и каждая из которых вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.

- режиссерская игра низшего уровня (2-4 года) - первый вид индивидуальной детской игры, которая еще сильно зависит от предметов (игрушек). Ребенок сам создает сценарий игры и наделят предметы соответствующими функциями (кубик будет машинкой).

Этот вид игры позволяет ребенку развить над ситуативную позицию, действия планирования, навык организации пространства, развивает монологическую развернутую речь (сознательное ее построение и управление ею), и позволяет научиться видеть целое раньше частей.

- образная игра (4-5 лет) - связана с перевоплощением, сменой различных образов.

Эта игра способствует развитию идентификации, кристаллизации образа «Я» (осознание себя вне образа), навыков обобщения посредством перенесения образов на себя.

- сюжетно - ролевая игра (4,5 - 6 лет)- это коллективная игра. Обычно, сначала играют 2-3 человека. Здесь образ сменяется на роль (роль сама по себе социальна). Самое важное в этой игре - межсоциальное взаимодействие людей. Чтобы эта игра была продуктивной и разнообразной необходимо дать ребенку дополнительные знания о различных профессиях, жизненных ситуациях (брать с собой в магазин, салон, на работу и т.п.).

Этот вид игры развивает прежде всего позицию общения «на равных» со сверстниками, диалогическую речь (ребенок учится произвольно следить за речью, чтобы его понимали другие).

- игра с правилами (с 6 лет) - сюжет здесь свернут, дети только договариваются о правилах. Становится важным конечный результат.

Эта игра связана прежде всего с формированием коллективного субъекта (речь сворачивается до знаков и символов, но дети понимают друг друга) и контекстного общения (я общаюсь не по поводу того, что мне хочется, а по поводу того, чем мы занимаемся).

- режиссерская игра высшего уровня - в этой игре проявляются все особенности воображения ребенка. Дети придумывают уже сложные сюжеты, сопровождая свои действия речью. Эта игра тесно связана с возникновением символической функции и с психологической готовностью ребенка к обучению в школе.

 

1. Прежде всего, развитие всех видов игры связаны с развитием воображения ребенка. Именно воображение является центральным новообразованием дошкольного возраста и складывается в игре.

В. В. Давыдов выделил некоторые свойства воображения. Прежде всего это умение видеть целое раньше частей (этим целым является смысловое поле, контекст предмета или ситуации) и способность переносить функции с одного предмета на другой, который этими функциями не обладает.

Умение переносить функции с одного предмета на другой тесно связано со способностью ребенка идентифицироваться - ставить себя на позицию другого.

Становление познавательной сферы. Мышление, восприятие, память, внимание, воображение. (Веракса)

Мышление.

Всего три вида: наглядно-действ., наглядно-образн., словесно-логич. По А.Вераксе, о появлении мышления можно говорить в том случае, когда перед ребенком стоит какая-либо задача, которую необходимо решить.

l дошкольник способен не просто применять все возможные действия к предмету, как это делает ребенок раннего возраста с нагл-действ. Мышл., цель которого как можно лучше познакомиться с предметом; дошкольник начинает учитывать результат, который вызывается его собственной активностью, т. е. В зависимости от произведенного действия ребенок ожидает определенный результат

l Определяющим типом мышления становится наглядно-обр, хотя нагл-действ не исчезает. В основе этого типа мышления лежит умственный образ, представление об объекте/явлении. Поэтому дошкольник способен предвосхищать ситуацию

Восприятие.

Прежде всего стоит отметить, что восприятие — это не просто воздействие раздражителей на орг чув-в. Это скорее следствие взаимодействия с объектом. Развитие воспр — это процесс овладения действиями, с помощью которых реб открывает в предмете новые св-ва. Средствами восприятия явл-ся сенсорные эталоны (размер, цвет,величина), которые выраб-ся в культуре и передаются детям в процессе обучение и воспитания. Для сравнения двух объектов необходимо произвести действие наложения одного на другой и найти разницу между ними. Сначала это делается во внешнем плане.

l Ближе к старшему дошк возр ребенок может производить это сравнение во внутреннем плане

В зависимости от задач, которые ставятся перед ребенком выделяют 4 типа действий с предметами(А.Веракса):

1. Опознание, идентификация объекта. Он новый или уже мне знаком? Для этого нужно найти характерное св-во объекта (если есть клюв — это птица; если есть царапина на мячике — это мой старый мячик)

2. Удержание основных св-в объекта, характеризующих предмет в целом (ребенок может отличить собаку от машины по совокупности их св-в)

3. Упорядочивание св-в объекта по к-л признаку/сериация (например,от большего к меньшему)

4. Анализ особенностей объекта и понимание того, из каких частей он состоит. Здесь основным является действие перцептивного моделирования (например, дом можно воспринимать не только целостно, но и как совокупность прямоугольных стен, окон, дверей и крыши). Эта способность развивается на протяжении всего дошк возр., но в старшем дошк эта способность моделирования становится определяющей в развитии восприятия.

Память и внимание.

l ребенок нач осваивать действия памяти и внимания с помощью соответствующих средств

l основное св-во памяти в дошк возр — непроизвольность, которая является следствием неопосредованности (отсутвие средства для запоминания) + эксперимент Леонтьева с карточками: сначала он давал детям слова для запоминания, потом давал карточки и предлагал выбрать те, которые помогут детям запомнить слова ассоциативно; для детей 4-5 лет вторая часть с карточками оказалась бессмысленной, они не могли понять, как их можно использовать.

l К концу дошкольного возраста (6-7 лет) дети начинают использовать средство для запоминания

l внимание у дошк непроизвольно, оно непосредственное

Воображение.

l Если раньше ребенок был во власти ситуации, то сейчас он может выходить за ее пределы.

Три этапа развития вообр-я:

1. Опредмечивание (3-4 года)— создание образа на основе к-л элемента, который выступает в качестве ключевого для создания образа. В младшем дошк возр отсутствует планирование и детализация образов

2. Планирование (4-5 лет); несет ступенчатый хар-р: сначала дошкольник планирует первый шаг, выполняет его и смотрит на рез-т и на его основе производит второй шаг.Здесь ребенок больше нацелен на усвоение норм и образцов деят-ти, поэтому снижен уровень продуктивного воображения. Образ строится на основе опредмечивания как и у младших дошк.

3. Усваивает образцы и обретает способность свободно ими оперировать (6-7 лет). Может отходить от усвоенных стандартов, комбинировать образы в воображении. Образ строится методом включения, когда исходный объект является второстепенным (например, треугольник уже крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину...). Появляется целостное планирование, т. е. Ребенок до начала действий составляет план их выполнения и последовательно их реализует, корректируя при необходимости.

Мотивационно-потребностная сфера.

l дошкольник не ориентирован на окр мир, он поглощен собственными потребностями, думает, что все смотрят на мир, как и он — эгоцентризм (поэтому у них отсутствует стеснение и присутствует детская непосредственность) (Пиаже+его эксперименты с предметами; перед ребенком было несколько предметов и ему нужно выбрать картинку, которая отражала бы виденье экспериментатора, который сидел напротив, этих же предметов + «феномен горькой конфеты»Лентьев (3-5 лет)). Как показывает эксперимент Леонтьева, ребенку трудно сдержать свои намерения, но награду он хочет получить как заслуженную. В противном случае он этой награде не рад. В результате у ребенка наблюдается конфликт. К концу дошк возр на первый план выходит социальный мотив, который идет вразрез с эгоистическим мотивом

Эмоционально-личн сфера.

l кризис 3х лет; ребенок овладел предметами, главным помощником в этом был взрослый, он уже многое умеет; у него появляется потребность быть взрослым, выполнять все самому, как это делают взрослые.

l Формируется образ Я (его собственные представления о себе); требует правильно называть его имя, появляются его личные вещи (мой мишка, мои штанишки, моя кроватка)

l формируется самооценка (низкая — не верит в свои возможности и ожидает неудач; высокая — надеется на успех, и готов пробовать себя в любом деле); в норме самооценка должна быть завышенной, т. к. реб не сталкивается с реальным оцениванием в силу ведущей деят-ти; позже его самооценка начинает дифференцироваться, когда круг его взаимодействий с разными людьми расширяется. В старшем дошк возр самооценка уже носит дифф адекватный хар-р

l произвольность (умение подчинять свое поведение заданному правилу); эксперимент Божович показал, что если ребенок возьмет на себя роль ученика, то он будет выполнять скучные задания (прописи например). Таким образом, игра способствует формированию произвольности.

 

 

3 — 4 года. Младшие дошкольники. (Павлова)

l в конце раннего возр ребенок начинает употреблять местоимение Я; вместе с этим появляется стремление действовать самому; Формируется образ Я (его собственные представления о себе); требует правильно называть его имя, появляются его личные вещи (мой мишка, мои штанишки, моя кроватка)

l появляется самооценка как новообразование раннего возраста;в норме самооценка должна быть завышенной, т. к. реб не сталкивается с реальным оцениванием в силу ведущей деят-ти; позже его самооценка начинает дифференцироваться, когда круг его взаимодействий с разными людьми расширяется. В старшем дошк возр самооценка уже носит дифф адекватный хар-р; вместе с этим появляется стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим

l стремление сделать ч-л в соответсвии со своими желаниями и соответствовать требованиями взрослых рождает конфликт

l самосознание проявляется в противопоставлению себя окружающим — это и есть суть кризиса трех лет, который проявляется в семизвездии симптомов: негативизм (не хочет этого делать, т. к. взрослый предложил), упрямство (ребенок настаивает на ч-л только потому, что он сам это потребовал), строптивость (реб против норм воспитания, установленного образа жизни), своеволие (я сам), деспотизм (желание проявить деспотичную власть к окружающим), протест-бунт (реб нах-ся в сост-и войны с окружающими; постоянные конфликты, ссоры), обесценивание взрослого (проявляется в кусании, киданиях ч-л во взрослого, может и побить)

l дошкольник способен не просто применять все возможные действия к предмету, как это делает ребенок раннего возраста с нагл-действ. мышл., цель которого как можно лучше познакомиться с предметом; дошкольник начинает учитывать результат, который вызывается его собственной активностью, т. е. В зависимости от произведенного действия ребенок ожидает определенный результат (действия детей в игре, рисование, конструирование приобретают намеренный хар-р; они могут создавать конкретный образ)НО, способность к произвольности, целеполаганию только формируются.

l В связи с этим, деят-ть детей носит неустойчивый хар-р, они часто отвлекаются, часто не могут удержать цель деят-ти при неожиданных изменениях обстоятельств. Это распространяется на любой вид деят-ти будь то игра, занятия или просто бытовые ситуации (прием пищи, одевание...)

l на устойчивость деят-ти, ее результативность и качество влияет предложение детям значимого для них мотива деят-ти (сделать ч-л для себя/для игры/для близкого чел)

l общение становится внеситуативным, т. е. Взрослый воспринимается не только как член семьи, но и как носитель общественной ф-ии. У ребенка возникает желание выполнять такую же функцию, но недостаточно возможностей для этого. Так, возникает противоречие, которое разрешается в игровой деят-ти.

l Вид игры — режиссерская; использование предметов заместителей, необходимо небольшое ограниченное пространство для игры (подоконник например), продолжительность небольшая, присутствуют 1-2 роли, сюжеты простые и неразвернутые.

l Самая главная особенность этого возраста — стремление к самостоятельности, к признанию и одобрению его достижений взрослым; если ребенок справляется — получает одобрение, верит в свои силы; если не справляется (он не может сам или ему не дают) - теряет интерес, не верит в свои силы.

l ЦПФ — восприятие; носит предметный хар-р. т. е. Св-ва предметов (цвет форма вкус...) не отделяются от предметов; видит только наиболее яркие св-ва предметов, а не все. По ним может различать предметы

l Внимание — непроизвольное, устойчивость зависит от хар-ра деят-ти; объем от 2 до 4 объектов; может удерживать активное внимание 7-8 минут

l Память — непроизвольна, преобладает узнавание; объем памяти зависит от того, увязан ли материал в смысловое целое или разрознен (примерно от 2 до 4 объектов); хорошо запоминает то, что вызвало эмоциональный отклик, то что повторялось много раз; хорошо развита двигательная память (особенно, то что связано с собственными движениями)

l Мышление — по большей части наглядно-действенное, но некоторые уже могут производить действия в представлениях; ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг, сравнивать предметы друг с другом и выводить заключения об их взаимозависимостях;пытается объяснить, что видит вокруг, но не всегда удачно, часто принимает причину за следствие (ветер дует потому, что деревья качаются); дети могут сравнивать предметы по форме, цвету, выделять отличия по др признакам; могут обобщать предметы по цвету, форме, величине.

l На 4ом году жизни дети могут пользоваться родовыми понятиями (игрушки, овощи, мебель), но для них это собирательные названия для групп предметов, а не понятия.

l Воображение — развито еще слабо; может перенести св-ва с одного предмета на другой, но активное вообр-е еще не развито(когда его увлекает сам образ, возможность действовать самостоятельно в вообр ситуации); замысел рождается после действия или теряется при трудностях/изменении ситуации; еще не могут управлять своим вообр.

l Речь — остается ситуативной, но более сложна и развернута; слов запас — до 1500 (различия 600-2300 слов); изменяется слов состав речи — появл больше глаголов, сущ и др по сравнению с прилагательными; длина предложений увелич., появл сложные предложения; при выполнении к-л дела дети проговаривают то, что они делают, сопровождают свою деят-ть (нужно для удерживания в памяти целей, построения планов, выполняет на словах действия, которые потом выполняет)

 

4-5 лет. Средний дошкольный.

l закладываются основы созидательной (творческой) деят-ти; нуждается в поощрении и поддерживании своей деят-ти взрослыми для побуждения постановки подобных задач

l возникает познавательное отношение к миру, бескорыстное желание знания

l ребенок может размышлять, не опираясь на непосредственный опыт, могут накапливать факты о разных предметах и явлениях, которых они не видели, а знают их со слов взрослого; это все вызывает у них эмоц отклик (сочувствие, опасение, симпатия), так родители выводят ребенка из своего эгоистичного мира; нуждается в уважении к его личным открытиям и выводам, даже если они не совсем правильные, необходимо возражать им, обсуждать ч-л на равных

l отношение к сверстникам не очень дифф (плохие дети (которых ругают, у которых трудности), хорошие дети)

l в игре появляются ролевые взаимод-я; дети начинают отделять себя от принятой роли; действия в игре выполняются не ради них самих, а ради смысла игры; происходит разделение реальных и игровых взаимодействий детей.

l Восприятие — осваиваются приемы активного познания св-в предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов др к др., изучаются св-ва предметов (цвет форма размер вкус запах звук...); обнаруживает и запоминает названия; формир-ся представления об геом фиг.,о цветах, параметры величины, пространства, времени

l внимание - держиться 15-20 минут; может удерживать в памяти небольшое условие

l память — нач развив процессы сначала произвольного припоминания, а потом преднамеренного запоминания (теперь ребенок, решив ч-л запомнить, может пользоваться действиями, например, повторением), нач складываться произвольное запомнание (помнит поручения, могут выучить небольшой стих, принимают задачу на запоминание); к концу пятого года появл попытки систематизации материала для его запоминания; запоминание улучшается, если есть эмоц знач мотив; могут запомнить до 7-8 названий предметов;

l мышление (анализ, синтез, обобщение, классификация)— нач раз-ся и преобладает наглядно-образное мышл. (могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи); разв-ся предвосхищение (могут рассказать, что произойдет после взаимодействия предметов на основе их пространственного расп-я); пока не удается встать на позицию другого и совершить мысленное преобразование образа (сохраняется эгоцентризм+применимы феномены Пиаже (сохр-е кол-ва, объема, величины)); может анализировать объекты одноврем по двум признакам (цвету и форме например) и сравнивать их; к 5ти годам может обобщать некоторые понятия.

l Воображение — продолжает развиваться; появл-ся оригинальность и произвольность; могут придумывать сказку на заданную тему.

l Речь — улучшаются произнош-е звуков и дикция; активно пользуются речью; интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы; развив-я грамм-я сторона р; речь детей при взаимод-и др с др ситуативна, а со взрослыми — внеситуативна; р становится более развернутой(Снег белый и немножко голубой;Блестит, как золотой); меняется морф-й сост речи — больше гл.,прил.,нареч.; могут составить рассказ из 24-25 слов.

 

5-6 лет. Старшая гр.

l К 5ти годам Появляется произвольность псих проц — внимание, память, воспр-е...+могут управлять своим поведением

l изменяется образ я: начинают появляться представления не только о том, какой я есть, но и том, каким я хочу/не хочу стать (Я-потенциальное;желательные и нежелательные черты), но этот процесс находится в зачатке; ребенок не говорит прямо о том, каким он хочет/не хочет стать, скорее он говорит на какого знакомого человека, персонажа из сказки/мульта он хочет быть похож. Появление Я-идеального (потенциального) явл-ся предпосылкой становления учебной мотивации, т. к. реб хочет видеть себя умным, знающим, умеющим.

l Сверстник становится значим, т. к. дети переходят к совместной игре и начинают осуществлять неигровое общение со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний + появляется интерес к другим детям, более дифференцированное восприятие сверстников за счет изменения образа Я; разделяют сверстников на более популярных, пользующихся симпатией и на малозаметных, не интересных для остальных.

l Особенности игровой деят-ти: могут распределять роли до начала игры, строят свое поведение в соответствии с ролью; взаимодействие в игре сопровождается речью (содержание и интонация соответствуют роли); одни роли становятся привлекательнее других; организация игрового пространства («центр» и «переферия»;например, в больнице центр — кабинет врача); действия детей в игре довольно разнообразны.

l Слушая педагога на занятиях в саду дети принимают объясняемые им цели и мотивы деятельности. Удерживают цель в памяти 40-70 минут

l познавательная задача является собственно познавательной (то есть нужно овладеть знаниями), а не игровой.

l Появляется желание показать свои умения, сообразительность.

l Восприятие - совершенствуется воспр-е формы, цвета, величины, строения предметов; происходит систематизация представлений, выстраивают предметы по цвету, величине, различают оттенки

l Внимание — возрастает устойчивость и переключаемость; переход от непроизвольного к произвольному вниманию; объем внимания в начале года 5-6 объектов, к концу 6-7.

l Память — начинает формир-ся произвольная память; запоминает образно-зрительным способом 5-6 объектов; слуховая и вербальная память - 5-6 слов.

l Мышление — развивается образное мышл-е; могут совершать преобразование объекта; развиваются мыслительные средства (систематизированные и комплексные представления, предст-я о цикличности изменений); формируется способность к обобщению (начало словесно-логического мышл.); по Пиаже, дети здесь еще не могут объединять объекты в классы (могут группировать по признакам, которые изменяются), но дети уже могут логически складывать и умножать классы (могут учитывать два признака, то есть выполнить логическое умножение например); могут рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если предмет рассуждения находится в их наглядном опыте.

l Воображение — расцвет фантазии; сочиняют последовательные, оригинальные истории.

l Речь — совершенствуется, особенно звуковая сторона; воспроизводят шипящие, свистящие звуки; речь становится выразительной; совершенствуется грамматический строй речи; занимаются словотворчеством; развивается связная речь; могут пересказывать в подробностях, в деталях.

6-7 лет. Подготовительная к школе группа.

l Появляется внутренний план действий (могут оперировать представлениями в уме, а не только в наглядном плане)

l изменяется образ я, что создает почву для появления рефлексии (способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях

l происходит моральное развитие (формируется заботливость, сочувствие, активное отношение к событиям жизни); этот период является сензитивным для этого; определяет будущий моральный облик человека; благоприятен для педагогических воздействий

l тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными

l самооценка достаточно устойчивая, возможно ее завышение (реже занижение)

l более объективно оценивают результат деят-ти, чем поведения.

l Ведущая потребность здесь — личностное общение; ведущая деят-ть — сюж-роль игра.

l В играх осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие значимые ситуации, игровое пространство усложняется (может быть несколько центров); может отслеживать поведение партнера по игре, менять свое поведения/действия

l появление ПРОИЗВОЛЬНОСТИ всех психических процессов.

l Развивается половая идентификация

l формируется позиция школьника

l Восприятие — продолжает развивается; часто допускают ошибки в случаях, когда нужно учитывать несколько признаков.

l Внимание — 20 -25 минут, объем — 7-8 предметов

l Память — произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить

l Мышление — наглядно-образное ведущее, формируется словесно-логическое; начинают развиваться понятия

l Воображение — сначала воссоздающее, а потом и творческое; данный период является сензитивным для развития фантазии

l Речь — продолжает развиваться звуковая, грамматическая стороны речи, лексика, связная речь; используют обобщения

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: