Камеральные налоговые проверки




Введение

 

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что налогоплательщик не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организация, предприятие, учреждение), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими страшными и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Целью контрольной работы является изучение порядка оформления результатов налоговых проверок, проводимыми налоговыми органами.

В соответствии с поставленной целью в контрольной работе определены следующие задачи:

рассмотреть законодательное регулирование системы налогов и сборов;

классифицировать налоговые проверки по видам и целям их проведения;

изучить порядок оформления результатов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами


Налоговые проверки

 

Налоговые органы проводят камеральные, выездные и документальные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. При необходимости получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, т.е. Осуществить встречную проверку.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Вместе с тем лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года

Как видно, Кодекс связывает привлечение к ответственности налогового правонарушителя с конкретной датой - днем совершения правонарушения либо следующим днем после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение.

Например, при проведении налоговых проверок в октябре 2009 г. налоговый орган имеет право охватить проверкой весь 2006 г., но применить ответственность может только за правонарушения, возникшие с IV квартала 2006 г.

Камеральные налоговые проверки

 

Она сводится к следующему. Каждое предприятие обязано к установленному сроку представить налоговому органу бух. Отчет и налоговые расчеты по всем видам налогов. А налоговый инспектор в свою очередь проверяет правильность заполнения документов, все ли необходимые приложения представлены. Камеральные налоговые проверки

проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно НК РФ налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично либо направлена по почте. По почте налоговая декларация должна быть отправлена заказным письмом и обязательно с описью вложения. Днем представления налоговой декларации является дата отправления, которая будет указана в почтовом штемпеле на конверте.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой применение к налогоплательщику мер ответственности, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, согласно НК РФ налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банке в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении

установленного срока, а также при отказе от представления налоговой декларации.

НКРФ устанавливает ряд ограничений для налогового органа. Так, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, не вправе требовать включения в нее сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием предъявить в течении пяти дней необходимые пояснения и внести соответствующие исправления в установленный срок

Хотя это и не сказано в Кодексе прямо, но, по мнению автора, налоговый орган не вправе отказать в принятии изменений и дополнений в налоговую декларацию, даже если они вносятся налогоплательщиком после установленного срока.

Во-первых, изменения и дополнения в налоговую декларацию вносятся в виде декларации, а налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в ее принятии. Причем из содержания Кодекса не следует, что это относится только к основной деклараций.

Во-вторых, Кодекс не дает право налоговому органу каким-либо образом ограничивать возможность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.

В-третьих, дата внесения налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую декларацию увязывается только с возможностью применения к налогоплательщику мер ответственности.

Если изменения вносятся налогоплательщиком до истечения срока подачи налоговой декларации, то декларация считается поданной в день подачи изменений, и к нему не применяются какие-либо меры ответственности.

Если изменения вносятся налогоплательщиком после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что изменения и дополнения были сделаны до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом в поданной налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо о назначении выездной налоговой проверки/ При этом налогоплательщик должен до подачи заявления о внесении изменений и дополнений уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Согласно НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. Следовательно, если налоговый орган не будет обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании санкций, то это автоматически исключит возможность исполнения указанных постановлений

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Однако Налоговый кодекс РФ так и не урегулировал порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки. Например, в налоговых органах применяется практика составления акта по результатам проверки. Такой документ необходим, чтобы зафиксировать факт несоблюдения налогоплательщиком налогового законодательства с указанием документов, на основании которых были установлены нарушения, и норм законодательства, которые были нарушены. В противном случае налоговому органу невозможно доказать правомерность своих требований.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате налога и пени. Согласно НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченном сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Если требование направляется в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, то оно должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Выявить неуплаченную сумму налога можно либо при проведении камеральной проверки, либо в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому автор полагает, что требование по результатам камеральных проверок должно направляться в трехмесячный срок.

Существенным изменением, касающимся камеральной проверки, явилось внесение изменений в ст.122 НКРФ (неуплата или неполная неуплата сумм налога (сбора). Теперь ответственность к налогоплательщику по данной статье может применяться не только по результатам выездных налоговых проверок, но и за нарушения, выявленные в ходе камеральных налоговых проверок. Камеральная проверка позволяет дополнительно начислить платежи в бюджет. Однако их удельный вес относительно невысок.

Большой эффект такая проверка дает в налоговых органах с высокой степенью компьютеризации. Наряду с положительными факторами имеются и отрицательные: проверка весьма трудоемка, особенно в крупных городах, в которых каждому работнику налоговых органов приходится ежеквартально проверять бух. Отчеты и налоговые расчеты значительного числа предприятий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: