Основные параметры двигателя




ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ

Общие сведения

Основные параметры двигателя

 

Двигатель – машина, преобразующая какой-либо вид энергии в ме-

ханическую работу. Двигатель как источник энергии обеспечивает дви-

жение автомобиля.

Автомобильные двигатели классифицируются:

- по роду применяемого топлива (жидкое, газовое).

- по способу смесеобразования (внутреннее – дизели, внешнее –

карбюраторы).

- по способу осуществления рабочего цикла (двух-, и четырѐхтакт-

ные).

- по способу воспламенения (с самовоспламенением и с принуди-

тельным воспламенением).

- по способу наполнения цилиндров (с наддувом, без наддува).

- по числу цилиндров;

- по расположению цилиндров (рядные, рядные с наклоном, V – об-

разные, оппозитные);

- по способу охлаждения (жидкостная или воздушная системы);

Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из двух основ-

ных механизмов: кривошипно-шатунного (КШМ) и газораспредели-

тельного (ГРМ) и четырѐх систем: охлаждения, смазки, питания, пуска и

зажигания (для двигателей с принудительным воспламенением). Основ-

ные элементы и параметры двигателя представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 1 – остов двигателя; 2 – коленчатый вал; 3 – шатун; 4 – поршень; 5 –

цилиндр; 6 – головка цилиндров; 7 – впускной клапан; 8 – выпускной

клапан.

I – объѐм камеры сгорания; II – рабочей объѐм; III – полный объѐм;

S – ход поршня; D – диаметр цилиндра; R – радиус кривошипа.

ВМТ – верхняя мѐртвая точка – максимальное удаление поршня от

оси коленчатого вала.

НМТ – нижняя мѐртвая точка - минимальное удаление поршня от

оси коленчатого вала.

Радиус R кривошипа – расстояние от оси коленчатого вала до оси

его шатунной шейки.

Ход поршня S – путь, который проходит поршень от ВМТ к НМТ.

Va - (полный объѐм цилиндра) - объѐм цилиндра, заключѐнный

между днищем поршня и головкой при нахождении поршня в ВМТ,

Vc -

(объѐм камеры сжатия) - объѐм цилиндра, заключѐнный между днищем

поршня и головкой при нахождении поршня в НМТ,

Vh – (рабочий объѐм

цилиндра) - объѐм заключѐнный между мѐртвыми точками

Рабочий объѐм двигателя равен сумме рабочих объѐмов всех ци-линдров:

где,

Степень сжатия – это отношение полного объѐма цилиндра к объѐ-

му камеры сжатия.

 

 

Степень сжатия показывает, во сколько раз сжимается заряд в ци-

линдре двигателя при перемещении поршня из НМТ в ВМТ. Для карбю-

раторных двигателей

= 6,5…10; для дизельных = 14…21. С повышением степени

сжатия повышается КПД двигателя, мощность и экономичность.

 

Рабочие циклы четырѐхтактных двигателей

Рабочим циклом двигателя внутреннего сгорания (рисунок 2) назы-

вают совокупность процессов, повторяющихся в цилиндре в такой по-

следовательности: впуск, сжатие, расширение или рабочий ход, выпуск.

Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя состоит

из последовательно происходящих тактов впуска, сжатия, расширения и

выпуска.

Такт впуска (рисунок 4 а). Поршень 6 движется от в.м.т. к н.м.т.,

создавая разрежение в полости цилиндра 3 над поршнем. Впускной кла-

пан 1 открыт, и цилиндр через впускную трубу и карбюратор сообщает-

ся с атмосферой. Под действием разности давлений в атмосфере и ци-

линдре воздух, проходя через карбюратор, распыляет топливо и, смеши-

ваясь с ним, образует горючую смесь. Цилиндр 3 заполняется горючей

смесью после прихода поршня в н.м.т. К этому моменту времени впуск-

ной клапан закрывается.

В начале такта впуска, когда поршень был в в.м.т., над поршнем в

объеме камеры сжатия находились остаточные продукты сгорания от

предыдущего цикла. Горючая смесь, заполняя цилиндр, перемешивается

с остаточными газами и образует рабочую смесь. Давление в конце такта

впуска 0,07...0,09 МПа, температура рабочей смеси 330...390 К.

Такт сжатия (рисунок 4 б). При дальнейшем повороте коленчатоговала 5 поршень движется от н.м.т. к в.м.т. При этом впускной 1 и выпу-

скной 7клапаны закрыты. Поршень в процессе движения сжимает нахо-

дящуюся в цилиндре рабочую смесь. В такте сжатия составные части

рабочей смеси хорошо перемешиваются и нагреваются. Давление в кон-

це сжатия увеличивается до 0,9...1,2 МПа, а температура — до 500...700

К. В конце такта сжатия на электродах свечи 2 создается электрическая

искра, от которой рабочая смесь воспламеняется. В процессе сгорания

топлива выделяется большое количество теплоты, в результате чего

температура газов повышается до 2700 К, а давление — до 3,0...4,5 МПа.

Такт расширения (рабочий ход) (рисунок 4 в). Оба клапана закры-

ты. Под давлением расширяющихся газов поршень движется от в.м.т. к

н.м.т. и через шатун 4 приводит во вращение коленчатый вал 5, совер-

шая полезную работу. К концу рабочего хода давление уменьшается до

0,3...0,4 МПа, а температура — до 1200... 1500 К.

Такт выпуска (рисунок 4 г). Когда поршень 6 подходит к н.м.т., от-

крывается выпускной клапан 7 и отработавшие газы под действием из-

быточного давления начинают выходить из цилиндра в атмосферу через

выпускную трубу. Далее поршень движется от н.м.т. к в.м.т. и выталки-

вает из цилиндра отработавшие газы. К концу такта выпуска давление в

цилиндре составляет 0,11...0,12 МПа, а температура - 700... 1100 К.

Рисунок

 

Рисунок 4 - Рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного кар-

бюраторного двигателя:

а — такт впуска; б — такт сжатия; в —такт расширения; г —такт выпус-

ка; 1 — впускной клапан; 2 — искровая свеча зажигания; 3 — цилиндр;

4— шатун; 5— коленчатый вал; б —поршень; 7— выпускной клапан

Далее рабочий цикл повторяется



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: