Технологическая карта урока по дисциплине «Русский язык»




Тема урока: Предложение

Образовательная система (УМК): « Школа России»

Цель урока: развитие речи – составление предложений из слов.

Планируемы результаты:

1. Личностные результаты:

· способствовать развитию речи (монологической, идеологической), логического мышления, памяти и вниманию;

· осуществлять рефлексию способов и условий действий.

2. Метапредметные результаты:

Ø Регулятивные: формировать умение определять цель деятельности на уроке.

Ø Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ø Коммуникативные: формировать готовность слушать и вести диалог.

3. Предметные результаты:

· систематизировать знания о понятии «предложение»;

· формулировать выводы из изученного материала;

· понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

· наблюдать за значением предложений, находить их в тексте, составлять предложения;

· соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

· классифицировать предложения по цели высказывания;

· оценивать результаты своей деятельности.

Средства обучения:

· учебник по русскому языку;

· презентация компьютерная;

· раздаточный индивидуальный материал;

· техника (компьютер, телевизор).

Литература:

· Русский язык. 3 класс. Поурочные планы к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Москва «Просвещение» 2012 год.


Этапы урока Дидактические задачи Содержание материала урока (деятельность учителя, ответы учеников) Вид деятельности
Организационный момент   - Добрый день! Я рада вас приветствовать. Меня зовут Людмила Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. На нашем уроке нам понадобится: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе (РТ Канакиной), дневник, пенал. - Предлагаю начать наш урок с улыбки. Улыбнитесь мне, а теперь повернитесь к вашему соседу и улыбкой пожелайте хорошего дня.  
Актуализация знаний     Самоопределение к деятельности Совершенство-вать умения писать слова с непроверяемой орфограммой.     Определение темы и цели урока     Актуализация знаний о типах речи - Откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа. (Одиннадцатое сентября. Классная работа) - Обратите внимание, что в слове одиннадцать у нас удвоенная нн. - Проверьте, никто не допустил ошибку? Не пропустили букву н? - Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вам надо будет записывать в строчку через запятую (произносить вслух отгадки не нужно). Запишем слово Словарь:первое слово пишем со строчной буквы. Не забывайте в каждом слове выделять орфограмму и ставить ударение. - Антипов Андрей будет работать у доски. (Словарь: орех, морковь, земляника, медведь, лопата. Ответы высвечиваются на доске в виде изображения.) Он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину – Увидишь сердцевину, Из плодов он тверже всех, Называется... Орех Друг за другом по порядку Хвостики торчат на грядке, А красавица девица в земляной сидит темнице. морковь На опушке у пеньков Много красных огоньков. Ах, ты только погляди—ка: Да ведь это … Земляника Отойди-ка от берлоги. Уноси скорее ноги, А не то начну реветь. Я не ёжик, а... Медведь Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. Лопата   - Прочитайте предложения, которые представлены на доске. Антонов Лука, прочитай всему классу. 1) Небо, по, облака, плывут, белые. 2) Высоко в небе летят журавли. - Чем отличаются записи? (В 1-ом варианте набор слов, во 2-ом предложение) - Что записано под цифрой 1? Докажите, что это не предложение. (Слова. Они не связаны между собой.) - А под цифрой 2? Докажите, что это не набор слов. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.) - Определите тему и цель урока. О чем мы будем говорить на уроке? (Предложение. Повторить понятие о предложении, учиться составлять предложение.)   - Ребята, скажите, а как мы называем то, что говорим, пишем, слышим, читаем? (Речь) А какие виды речи вы знаете? (устная и письменная) А с какими частями речи вы уже знакомы? (существительное, прилагательное, глагол, предлог, местоимение) Отлично, какие вы умные. Сегодня на уроке проверим ваши знания. - А с каким понятием вы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Текст) Какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение) (Текст-повествование передаёт факты и события. Текст-описание помогает представить события в ярких красках. Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.) - Проверим, как хорошо вы усвоили материал. Работа в парах. К каждому тексту необходимо подобрать соответствующий тип. Дятел — это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем. (Рассуждение) На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых..У него сильные цепкие лапы.При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева. (Описание) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. (Повествование) Устная проверка работ в карточках. Какой тип подобрали к тексту, докажите, почему вы так считаете. -Поднимите руку, у кого правильно отмечено, у кого нет. Словарный диктант
Работа по теме урока Актуализация знаний о предложении.   Анализ языкового материала с целью выявления существенных признаков понятия   Обобщение существенных признаков понятия     Работа над формулировкой определения понятия по учебнику   Закрепление изученного в процессе выполнения упражнения на восстановление деформированных предложений   Работа по учебнику упражнение 17 (страница 15). - Откройте учебник на странице 15, упражнение №17. Прочитайте задание. Что надо выполнить в этом задании? - Прочитайте содержание. Что вы заметили? (Ничего не понятно, набор букв/слов) - Почему трудно было прочитать эту запись? (Потому что слова не отделены друг от друга, не выделены предложения) - Выделите предложения. Прочитайте вполголоса каждое предложение. Не забывайте делать паузу между предложениями. Понижается ли голос в конце? - Как обозначены начало и конец предложения? (Первое слово со строчной буквы и в конце точка.) - Что же такое предложение? Как связаны слова между собой слова в предложении?   Первичное закрепление Работа по учебнику на стр. 16. - Проверим, правильно ли вы сделали вывод. Откройте страницу 16. Прочитайте правило. - Правильно ли мы сделали вывод? Давайте, ещё раз повторим, что такое предложение? Как связаны между собой слова в предложении? (Предложение – это слово и несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)   - Ребята, скажите, какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными? (Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространёнными.) - Составьте распространённое предложение на тему «Осень». Запишите его. Подчеркните главные члены (или выделите основу) предложения. А какие члены предложения называются главными? (подлежащее и сказуемое) На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто?что?) Сказуемое? (что делать?)   - А сейчас закрыли учебники, открыли тетрадь на печатной основе (называем это РТ) на странице 8, выполняем задание №13. Лиза Черных, прочитай, что нам надо сделать? - Впишите в определение пропущенные слова. Обменяйтесь с соседом тетрадью и проверьте работу. Женя ДИго, прочитай, что написано в тетради твоего соседа по парте. Отложите тетради.   Физкультминутка   - Вернёмся к работе с учебником. Откройте учебник на странице 15, упражнение 18. - Прочитайте про себя первую строчку. Что вы заметили? (набор слов) - Что нужно сделать, чтобы из слов каждой строки сложилось предложение? (Расставить слова по смыслу, составить из слов предложение) - Составьте предложение из слов первой строчки. (Пчёлы из ульев вылетают рано.) Назовите грамматическую основу предложения. Запишите в тетрадь это предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое, а Осипова Анна, запишет на доске (выделить предлоги в предложении, над главными членами указать часть речи, число). - Вторая строчка. Соберите предложение. (Птицы поют весело и звонко.) Адам Хабатов, прочитай предложение. Какая в этом предложении грамматическая основа? Лиза Черных, запиши на доске предложение, а остальные в тетради. - А теперь самостоятельно поработайте. Первый вариант (от окна), поднимите руку. Вы составляете предложения из строчек под номером 6 и 8. (Всю ночь поёт соловей. Ласточки летают на большой высоте.) Телегина Вера, у доски выполняет задание. Второй вариант, поднимите ручки. Вы работаете со строчками под номером 7 и 9. (Заря имеет зелёный луч. Поздно вечером сверчки поют звонко.) Гапонов Денис, у доски работает. И обязательно выделите главные члены предложений и укажите над ними часть речи и число. - А потом проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Опрос учеников - по одному читают составленные предложения. - Как вы обозначили начало и конец каждого предложения? (Начинаем предложение со строчной буквы, заканчиваем точкой.)   (Работа в парах с карточками.) - Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст, и запишите его. Всё лето прожила Дюймовочка в лесу. Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу. Так пробежало лето. Прошла и осень. Приближалась долгая холодная зима. - Обменяйтесь тетрадями с соседом. Прочитайте предложения, которые получились у вашего соседа.   Физкультминутка   - Отложите рабочую тетрадь, открыли тетрадь на печатной основе на странице 8. Обратите внимание на упражнение №15. - Грант Григорянц, прочитай. - Что нам необходимо выполнить в этом задании? (Составить предложение). - Составьте из данных слов предложение. Изменяйте форму слов, если это нужно. Света Краснова, попробуй составить предложение. Запишите предложение. (Мышата подскочили к коту Леопольду и завязали ему усы бантиком.) - Как вы обозначили начало и конец предложения? (Предложение начинается с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.)     Повторение понятия о предложении в процессе выполнения задания в тетради на печатной основе   Восстановление деформированных предложений   Вызванные ученики выполняют работу у доски на оценку    
Подведение итогов урока     Повторение изученного о предложении. - Приготовьте зелёный и красный карандаш. - Я буду читать вам утверждения. Если вы согласны с ними, то поднимите зелёный карандаш, если не согласны, то красный. 1. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 2. Предложение не может состоять из одного слова. 3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. 4. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. 5. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.   - Чем группа слов отличается от предложения? (предложение – это связанные по смыслу слова) - Какая у нас цель на уроке сегодня была? (Повторить понятие о предложении, учиться составлять предложение.) Справились мы с ней? - Что вам было не понятно? - Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?   Домашнее задание: РТ с. 6 упр. 9, с. 7 упр. 12 с.9 упр.16-17.     Работа с сигнальными карандашами + - + - +  
Рефлексия     - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным, трудным, необычным? - Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? - Вам понравился урок?  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: