Реконструкция Античности




История средневековой культуры часть II

Лекция I

Курс будет читаться по принципу национальных культур. Читать будут: Дмитриева, специалист по Итальянскому Возрождению Олег Кудрявцев (ученик Брагиной), В.А. Ведюшкин – лучший специалист по истории испанской и португальской культуры, Е.Н. Кириллова – французская культура, В.М. Володарский – северное Возрождение, Т.П. Гусарова – дунайский регион и общая культура быта.

Хронологически обсуждаем период с конца XV по начало XVII в. (в Италии еще чуть пораньше, там, где происходит формирование Гуманизма). Это протяжённый и неоднородный период, но в целом культура этого времени одухотворена Возрождением – доминирующим типом культуры этого времени. Феномен Возрождения был доминирующим, но не всеохватывающим: были маргинальные течения, связанные с развитием традиционной средневековой культуры, это особенно характерно для низкой, «народной культуры», также элементов готики. Со временем, после «триумфального шествия» возрожденческой культуры, начинается ее кризис и распад, но основные темы творчества остаются теми, что порождены в предыдущую эпоху.

Сам термин «Возрождение» выкристаллизовывался долго и постепенно, по мере того, как сами современники эпохи осознавали самобытность и значимость их эпохи, эпохи, в которой на их глазах и с их участием происходит возрождение, восстановление лучших образцов, литературы, изобразительных искусств, архитектуры. В XVI в. архитектор и художник Джорджо Вазари сказал: «последние три века мы наблюдаем удивительные успехи в развитии наук и искусств», он и вводит термин «возрождение», «восстановление». Этим термином активно пользовались французы, от них он попал в Россию, одним из первых употребителей термина «возрождение» на русском – Пушкин. Мишле, автор одной и из истории искусств, называл так один из своих томов, с тех пор оно закрепилось как название эпохи. Таким образом, в это время мы видим рефлексию современников поп поводу современной им культуры, они первые поняли, что Античность – специфическая культурно-историческая эпоха, отделенная от них medium aevum, они осмысляют себя в длинном ряду развития человеческой культуры, что свидетельствует о зрелости их размышлений.

В это время человечество впервые вступает в эпоху, когда состоянию культуры придается особенно важное значение, культура с их точки зрения – важнейший механизм, инструмент преобразования, совершенствования общества и создания нового человека, новой среды и мира путем наставления и убеждения. Творцы ренессанса действительно верят, что с помощью культуры можно создать идеального человека и идеальное общество, они разделяют миф о положительном преобразовании человека и общества усилием воли, ума и творческого гения. По масштабу и направленности, с этой эпохой можно сравнить разве что эпоху Просвещения.

Периодизация. Лидер процесса, где зарождается культура Возрождения – Италия, где он начинается в конце XIV – первой половине XV в, по середину века в ней Раннее Возрождение, вторая половина XV – начало XVI в. – Развитое Возрождение, вторая половина века – Позднее Возрождение. В других странах раннее Возрождение начинается с конца XV в., потом цезура эпохи Реформации и контрреформации в 1520-х, затем Позднее Возрождение.

Характерные черты Ренессанса: фундамент этой культуры – идея обращения к античному наследию как к культурному идеалу, именно освоенное античное наследие дает фундамент всей европейской культуры эпохи XV-XVII вв., на этом фундаменте (античности, претворенной в Ренессансе) во многом живем и мы. Притом важно, что возрождалась и языческая, и раннехристианская Античность (хотя в историографии Европы XIX в. и советской историографии подчеркивался ее секулярный характер, антицерковный характер. Но для людей того времени Античность была неразрывной эпохой, куда входили и корни и первые века христианства, барьера между языческим и античным не было). Возрождение было желанием вернуться к первоисточнику (ad fontes), к рационализму, критическому познанию. Философская основа культуры – гуманизм, новое мировоззрение, связанно с импульсом, идущим от античности, в основе которого антропоцентризм: интерес интеллектуалов и художников смещается от проблем теологии, космологии и т.д. к человеческой личности, ее природы и ее взаимоотношений с Богом, природой, себе подобным. Центральным в этом комплексе является представление о бесконечных возможностях человека. Он - венец творения, который должен стать в центре универсума (росписи Сикстинской капеллы), это миф о прекрасном и душой, и телом человеке. В рамках этой доктрины происходит апология телесной красоты человека, его потрясающего сложения, к чему добавляется величие разума и свобода воли. В рамках этого мировоззрения возникает новая концепция благородства человека, получаемая им только по обладанию добродетелью, доблестью (virtus). Такой человек, наделенный разумом, волей, добродетелью, гражданин - vir bonus, не есть игрушка в руках фортуны, он подчиняет ее себе, эта тема очень распространена в литературе и живописи Возрождения (Фортуна, стоящая на шаре – символе изменчивости и неустойчивости, противостоящая ей Доблесть, как правило, сидит на прочно стоящем кубе (Рубенс Фортуна на шаре, потом Пикассо «девочка на шаре»).

В рамках интеллектуальных движений Ренессанса появляется studio humanitatis – то, что относится к человеку, в противовес studio divinitatis – изучению Божественного. К тривиуму и квадривиуму добавляются новые дисциплины: филология, занимающаяся словесностью, причем как латинская, так и греческая (тогда возникает само понятие «классические языки»), она впервые приобретает статус дисциплины, преподаваемой в университете. Также в университетах появляется преподавание поэтики – закона создания прекрасных литературных поэтических произведений. Появляется этика – учение о жизненных ориентирах, и педагогика – учение о воспитании прекрасной одухотворённой личности, и эстетика – осмысление законов красоты, то, как создать в любом поле искусства прекрасное (абсолютным авторитетом становится Витрувий). Происходят споры, где искать истоки красоты: в природе ли, где есть и уроды, или еще где-то? Этим темам посвящены трактаты Леонардо и Дюрера. Появляется и история, раньше ее не преподавали и не знали к ней подходах, теперь ее начинают преподавать в университетах – стремление познать Античное Прошлое.

Реконструкция Античности

Рецепция античного наследия лежит в основе культуры Возрождения. На ее основе жили итальянцы, из камней древнего Рима они сделали каменоломни, разобрали Форум, но они соседствовали с руинами прошлого и неизменно питали к ним интерес. Освоение античного наследия начинается именно в сфере материальной культуры, осмысления быта, устройства городов и памятников архитектуры. Уже в XV в. видны проявления активности интеллектуалов, которые привели к появлению археологии как научной дисциплины, одним из таких людей был знаменитейший флорентийский архитектор Брунелески, который на основе своих археологических изысканий создал свой новый стиль. Он занимался раскопками в Риме со своим учеником Донателло, раскапывая древние развалины, они познают ее морфологию -неготическую арку, купол, лоджии и колоннады. В результате он начинает строить новые здания во Флоренции в таком стиле, который позднее получает название Ренессанс. Первое здание в истории, построенное в стиле Ренессанс - Госпиталь Невинных во Флоренции, построенный Брунелески. Он же в таком стиле строит Капеллу Медичи во Флоренции: капители, колонны, арки, он же строит первый купол в Санта Мария Маджоре, который становится символом Ренессанса. Археологический интерес приводит к осмыслению феномена виллы, которая начинает воспроизводиться по античному образцу, заказывают их интеллектуалы, читающие древние тексты Тита Ливия – римляне часто проводят лето на виллах, спасаясь от жары, и там наслаждаются сельской жизнью. Такие виллы начинают строить по заказам владетельных сеньоров, например, Вилла Медичи. Гуманист-интеллектуал, антикварий и зачинатель археологии Флавио Бьондо написал фундаментальный трактат «Roma Restaurata», который вдохновляет к изучению Античности целые поколения историков, антиквариев и археологов. Архитектор Андрео Палладио создал многотомный трактат об архитектуре, где изложил схемы и описание всех античных ордеров, он создает палладианства, - первый стиль, названный именем архитектора, который является наиболее полным осмыслением законов античной архитектуры. Палладио строит множество вилл в терраферме Венеции, например, Вилла Мальконтенто. В палладианском стиле построен американский сенат, наш Большой театр, все дома культуры по всему миру. Палладио раскапывает не только дома, но и античные театры, в своей родной Вьянченце он строит Театро Олимпико – его идеальное представление о том, как должен выглядеть античный театр. Античность же питает новый ренессансный театр – на сцене ставят и переосмысляют Плавта, Терренция, Софокла, и ставят вместо церковных мираклий и мистерий. Плафон театр расписан, как настоящее небо, а центральный портал создает иллюзию продолжение на улицы античного города.

Художник Андрео Мантенья, служивший герцогу Гонзага в Мантуе, занимался раскопками, особенно его интересовали процессии пленников и легионеров, колесниц на колоннах и арках. Он зарисовывал их и потом воспроизводил на своей «археологической» живописи - например, его 9 полотен «Триумфа Цезаря», на который все дотошно точно воспроизведено с рельефов, эти знамёна должны были проноситься на триумфах герцогов Мантуи.

Возрождение связано с появлением и бурным развитием археографии, поиска и изучения древних текстов. Ее первым начинает Петрарка, много путешествовавший и собиравший по монастырским библиотекам древние тексты – например, трактаты и письма Цицерона к Аттику. То же делает Бокаччо, Поджо Брачеллини, он почти убедил Козимо Медичи поехать с ним в Грецию за древними текстами, вел с ним раскопки в Остии. Эти гуманисты находят множество ранее не известных античных текстов, начинают публиковать их широкими тиражами с пространными комментариями (в это время книгопечатание). Стараниями этих людей формируется весь корпус античных исторических, литературных и философских текстов вплоть до XIX в., только тогда появляются новые знания об античных авторах, благодаря расшифровке египетской иероглифики. Гуманисты быстро выработали систему аргументации насчет соотношения античности и христианство – это были Фиччино и Петрарка, Фиччино очень хотел объединить языческую античность с христианской, они говорят, что языческие мудрецы были причастны к мудрости божественной, которую проявляли в философии и поэзии, просто им была не открыта вся истина. Для Фиччино и Петрарки Бог сам допустил существование у многих народов язычества, что в принципе было божественным, оправданным делом и замыслом.

Античный миф глубоко входит в сознание людей и стиль их мышления, в живописи возникает «воображаемая Античность». Художник Антонио Палойоло, работавший при дворе Медичи пишет диковатого «Геркала» (с ним ассоциировало себя семейство Медичи). На них же работал Сандро Ботичелли (знаменитая «Весна» - Овидий «весна наступила, и Флора идет» (вслед за Венерой, которая и изображена в центре)), а воспитывает и его, дает им прикоснуться к Античности, и Палойло все тот же Брачеллини. Ботичелли пишет «Рождение Венеры», «Венера и Марс», которые, во многом, символизируют появление наготы в искусстве как апологии божественной красоты человеческого тела. Рафаэль в своей «Афинской школе» дает и пространство античности – Форум со подлинными римскими статуями, Платона, Аристотеля с их учениками, как апологии прекрасной Античности. Изображение блаженного Августина в образе ренессансного ученого-гуманиста, в подобном же виде изображает и Иероним.

В средние века главный заказчик искусства – церковь и в меньшей степени монаршии дворы. В эпоху ренессанса возникает понятие т.н. «ренессансного правителя», который считает своей обязанностью собирать вокруг себя творческих людей и поддерживать их. Один из художников, писавший портреты таких правители – Франциска I, Бальтасаро Кастильоне; похожим образом процессия Медичи изображены в образе волхвов, так же написаны портреты Федерико де Монтефельтро. Художества в определённом смысле становятся на службу репрезентации власти правителя, притом, в этом смысле очень плодотворна антикизация (Франциск I как Цезарь, как Минерва, Елизавета I, как Парис, Генрих IV – Геркулес, он же как Юпитер, вознесенный на небеса, герцог Бекингем как Юпитер). Рубенс пишет вариацию на триумф Цезаря, эта тема постоянно востребована при европейских дворах. Еще один такой сюжет -триумфальная арка (арка Дюрера для Максимилиана I, триумфальная арка Карла I Стюарта). Антикизация становится универсальным языком общения, эсперанто своего рода.

Хотя культура Возрождения доминировала в обсуждаемое время, но она перебивалась. Таким вторжением была Реформация, начало эпохи Реформации и Контрреформации, для которой характерно вновь сосредоточение на вопросах веры, человека в прямых отношениях с Богом, личного спасения. В искусстве, литературе и живописи это означало возвращение к традиционным образам церковного искусства, что, впрочем, не привело к исчезновению антикизации, ведь сама Реформация выросла на достижениях studio humanitatis. Эпоха Реформации и Контрреформации приводит к серьёзным сдвигам в сознании, начинаются долгие религиозные и гражданские войны, страшная взаимная жестокость, мир вновь оказывается жесток и грязен, что приводит к кризису гуманизма. Это кризис отлично отобразил Шекспир в монологе Гамлета у черепа Йорика. Параллельно с Реформацией и Контрреформацией формируется и новая тенденция в искусстве – маньеризм (начинает прослеживаться с позднего творчества Микеланджело) – «нечто интригующее, необычное», отход от гармонии и упорядоченности, ему свойственны причудливые концепты, спиритуализм и глубокие нравственные, духовные переживания, это разрыв с ренессансным идеалом (Эль-Греко «снятие седьмой печати»), он призван впечатлить, разбередить, вывести из гармонии. От маньеризма подчас трудно бывает отличить барокко, которое приходит на волне 1) кризиса гуманизма и 2) контрреформации, оно призвано через борение и переживание прийти все же к Богу, а следственно, - к гармонии (маньеризм останавливается на ужасах, а барокко пытается вернуться к ощущению великолепия). Архитектура и живопись барокко априори невероятно величественная, экстатична, призвана через страстные переживания возвести человека как можно более наверх.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: