Для построения схем необходимы базовые логические элементы. В программе EWB базовые логические элементы (БЛЭ) выбираются из подменю, открывающегося при нажатии на пиктограмму Logic Gates (логические элементы) со значком . Верхний ряд содержит БЛЭ, а нижний микросхемы для их реализации.
Рис.3. Наборы БЛЭ
Перечисли БЛЭ слева на право:
2 – Input AND Gate – двухвходовой ЛЭ И;
2 – Input OR Gate – двухвходовой ЛЭ ИЛИ;
NOT Gate – инвертор (ЛЭ НЕ);
2 – Input NOR Gate – двухвходовой ЛЭ ИЛИ-НЕ
2 – Input NAND Gate – двухвходовой ЛЭ И-НЕ;
2 – Input XOR Gate – двухвходовой ЛЭ ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ;
2 – Input XNOR Gate – двухвходовой ЛЭ ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ;
Tristate Buffer – буфер с тремя состояниями выхода;
Buffer – буфер;
Schmite-Triggered Inverter – инвертирующий триггер Шмита.
Лабораторные работы
Лабораторная работа 1
Изучение триггеров на логических элементах
Цель работы: приобрести практические навыки по сборке схем триггеров, изучить их режимы работы и снять выходные параметры.
Последовательность выполнения работы:
- Запустить программу Electronics Workbench.
- На панели компонентов открыть пиктограммы Sources, Basic, Logic Gates, Indicators.
- Собрать схему триггера в соответствии с вариантом.
- Включить схему и проверить ее работоспособность.
- Снять необходимые показатели.
- Выключить схему и сохранить ее: File-Save As, ввести имя файла trigger.ewb, выбрать нужный диск и папку.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Название лабораторной работы, ее цель.
- Задание на лабораторную работу (по варианту).
- Схема.
- Результаты работы схемы.
- Вывод о проделанной работе.
Методический пример:
Задание: построить схему RS- триггера на элементах ИЛИ-НЕ.
Результат работы схемы:
S | R | Q | Not Q | Комментарий |
Запись «0» | ||||
Запись «1» | ||||
? | ? | Хранение предыдущего сигнала | ||
Запрещенная комбинация |
Вывод: пронаблюдали работу RS- триггера на элементах ИЛИ-НЕ, выяснили, что в зависимости от комбинаций входных сигналов S и R он может находиться в двух режимах: записи и хранения и имеет запрещенную комбинацию.
Лабораторная работа 2
Изучение счетчика импульсов.
Цель работы: приобрести практические навыки по сборке схем счетчиков с различным коэффициентом счета, изучить их работу.
Последовательность выполнения работы:
1. Запустить программу Electronics Workbench.
2. На панели компонентов открыть пиктограммы Sources, Basic, Indicators, Digital.
3. Собрать схему счетчика в соответствии с вариантом.
- Включить схему и проверить ее работоспособность.
- Зафиксировать показания на выходе.
- Выключить схему и сохранить ее: File-Save As, ввести имя файла schetchik.ewb, выбрать нужный диск и папку.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Название лабораторной работы, ее цель.
- Задание на лабораторную работу (по варианту).
- Схема.
- Результаты работы схемы.
- Вывод о проделанной работе.
Методический пример:
Задание:Построить счетчик с коэффициентом счета Ксч=4.
Записываем число 4 в двоичном коде – 100. Так как счет начинается с 0, то для построения необходимо Кcч уменьшить на 1. Тогда счетчик пропустит 4 импульса: 0,1,2,3.
На схеме видно, что первый индикатор не горит, а второй и третий - горят. В цифровом коде получили 011, а 0112 =310. Счетчик построен правильно.
Вывод: построили счетчик с коэффициентом счета 3, проверили его работоспособность.
Лабораторная работа 3
Изучение универсального сдвигающего регистра.
Цель работы: приобрести практические навыки по сборке схемы регистра, изучить принцип его работы.
Последовательность выполнения работы:
1. Запустить программу Electronics Workbench.
2. На панели компонентов открыть пиктограммы Sources, Basic, Indicators, Logic Gates.
3. Собрать схему универсального сдвигающего регистра в соответствии с вариантом.
- Включить схему и проверить ее работоспособность.
- Зафиксировать показания на выходе.
- Выключить схему и сохранить ее: File-Save As, ввести имя файла registor.ewb, выбрать нужный диск и папку.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Название лабораторной работы, ее цель.
- Задание на лабораторную работу (по варианту).
- Схема.
- Результаты работы схемы.
- Вывод о проделанной работе.
Методический пример:
Задание:Построить схему универсального сдвигающего регистра. Записать параллельно, последовательно, сохранить, сдвинуть влево, вправо двоичный код 010.
Схема показывает, что двоичный код 010 записан параллельно.
Вывод: построили универсальный сдвигающий регистр, заданный двоичный код записали параллельно, сдвинули вправо и влево.
Лабораторная работа 4
Изучение многоразрядного сумматора.
Цель работы: приобрести практические навыки по сборке схемы сумматора, изучить принцип его работы.
Последовательность выполнения работы:
1. Запустить программу Electronics Workbench.
2. На панели компонентов открыть пиктограммы Sources, Basic, Indicators, Logic Gates.
3. Собрать схему многоразрядного сумматора в соответствии с вариантом.
- Включить схему и проверить ее работоспособность.
- Зафиксировать показания на выходе.
- Выключить схему и сохранить ее: File-Save As, ввести имя файла summator.ewb, выбрать нужный диск и папку.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Название лабораторной работы, ее цель.
- Задание на лабораторную работу (по варианту).
- Схема.
- Результаты работы схемы.
- Вывод о проделанной работе
Методический пример:
Задание: построить схему многоразрядного сумматора для сложения чисел 5 и 2.
510 = 1012; 210 = 0102. После сложения на выходе сумматора получили код 111 (двоичный код считывается снизу вверх).
Проверка: 5 + 2 = 7; 710 = 1112.
Вывод: построили сумматор для сложения чисел 5 и 2 в двоичном коде.
Лабораторная работа 5
Изучение шифратора (кодера)
Цель работы: приобрести практические навыки по сборке схем шифраторов, изучить их работу.
Последовательность выполнения работы:
- Запустить программу Electronics Workbench.
- На панели компонентов открыть пиктограммы Sources, Basic, Logic Gates, Indicators.
- Собрать схему шифратора в соответствии с вариантом.
- Включить схему и проверить ее работоспособность.
- Зафиксировать показания на выходе.
- Выключить схему и сохранить ее: File-Save As, ввести имя файла shifrator.ewb, выбрать нужный диск и папку.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Название лабораторной работы, ее цель.
- Задание на лабораторную работу (по варианту).
- Схема.
- Результаты работы схемы.
- Вывод о проделанной работе.
Методический пример:
Задание: построить схему шифратора и закодировать число 9.
При замкнутом ключе 9 на выходах шифратора у0 и у3 есть сигнал, соответствующий высокому уровню напряжения. Следовательно, получаем двоичный код 1001.
Проверка: 910 = 10012
Вывод: построили шифратор и закодировали двоичное число 9.
Лабораторная работа 6
Изучение дешифратора (декодера)
Цель работы: приобрести практические навыки по сборке схемы дешифратора, изучить их работу.
Последовательность выполнения работы:
- Запустить программу Electronics Workbench.
- На панели компонентов открыть пиктограммы Sources, Basic, Logic Gates, Indicators.
- Собрать схему шифратора в соответствии с вариантом.
- Включить схему и проверить ее работоспособность.
- Зафиксировать показания на выходе.
- Выключить схему и сохранить ее: File-Save As, ввести имя файла deshifrator.ewb, выбрать нужный диск и папку.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Название лабораторной работы, ее цель.
- Задание на лабораторную работу (по варианту).
- Схема.
- Результаты работы схемы.
- Вывод о проделанной работе.
Методический пример:
Задание: Построить схему дешифратора и декодировать число 6.
На входе дешифратора двоичный код 0110, а на выходе горит лампа, соответствующая десятичному числу 6.
Вывод: построили дешифратор, расшифровали двоичный код 0110.
Лабораторная работа 7
Изучение многоразрядного цифрового компаратора
Цель работы: приобрести практические навыки по сборке схемы компаратора, изучить принцип его работы.
Последовательность выполнения работы:
- Запустить программу Electronics Workbench.
- На панели компонентов открыть пиктограммы Sources, Basic, Logic Gates, Indicators.
- Собрать схему компаратора в соответствии с вариантом.
- Включить схему и проверить ее работоспособность.
- Зафиксировать показания на выходе.
- Выключить схему и сохранить ее: File-Save As, ввести имя файла comparator.ewb, выбрать нужный диск и папку.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Название лабораторной работы, ее цель.
- Задание на лабораторную работу (по варианту).
- Схема.
- Результаты работы схемы.
- Вывод о проделанной работе.
Методический пример:
Задание: Построить схему многоразрядного цифрового компаратора для сравнения чисел 3 и 6.
На выходе компаратора не горит не одна лампа, следовательно, A<B по умолчанию.
Вывод: построили компаратор и сравнили 2 числа 3 и 6. Результат: А<B.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Варианты заданий к лабораторной работе № 1
- статический D-триггер
- RS-триггер на элементах ИЛИ-НЕ
- динамический D-триггер
- RS-триггер на элементах И-НЕ
- счетный МС-триггер
- УК-триггер
- статический Д-триггер
- RS-триггер на элементах И-НЕ
- динамический Д-триггер
- универсальный УК-триггер
- счетный триггер
- RS-триггер на элементах ИЛИ-НЕ
- динамический Д-триггер
- RS-триггер на элементах ИЛИ-НЕ
- статический триггер (Д)
- универсальный УК-триггер
- RS-триггер на элементах И-НЕ
- счетный МС-триггер
- статический Д-триггер
- RS-триггер на элементах И-НЕ
- динамический Д-триггер
- универсальный УК-триггер
- счетный МС-триггер
- RS-триггер на элементах ИЛИ-НЕ
- Динамический Д-триггер
Приложение Б
Варианты заданий к лабораторной работе № 2
№ варианта | Ксч |
Приложение В
Варианты заданий к лабораторной работе № 3
№ варианта | двоичный код |
Приложение Г
Варианты заданий к лабораторной работе № 4
№ варианта | 1 слагаемое | 2 слагаемое |
Приложение Д
Варианты заданий к лабораторной работе № 5
№ варианта | Десятичное число |
Приложение К
Варианты заданий к лабораторной работе № 6
№ варианта | Десятичное число |
Приложение Л
Варианты заданий к лабораторной работе № 7
№ варианта | 1 число (А) | 2 число (В) |
Приложение М
Список сокращений
БЛЭ – базовый логический элемент
ЛКМ – левая клавиша мыши
ЛЭ – логический элемент
УГО – условное графическое изображение
DIN – немецкий инженерный стандарт
EWB - Electronics Workbench (название программы)