3.12
Домашняя работа
Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях», «новом человеке»
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Глоссарий:
Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40–50-х годов XIX века, которые выступали за признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.
Либерализм - течение, провозглашающее незыблемость прав и свобод человека.
Материализм - философское мировоззрение, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания.
Реализм - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
Революционная демократия - течение, предполагающее создание социально справедливого общества через революцию.
Славянофилы - представители одного из направлений русской общественной мысли 40–50-х годов XIX века, которые выступали с обоснованием самобытного пути развития России.
Социализм - доктрина, полагающая идеалом социальную справедливость, свободу и равенство.
Творческий метод - это система принципов, на основе которых автор создаёт художественную реальность.
Основное содержание занятия
История русской художественной литературы 50–60-х годов XIX века тесно связана с историей литературной критики, публицистики и журналистики. Произведения писателей того периода — живой отклик на происходящие в стране события
К 1861 году в русском общественном движении вступили в бескомпромиссную борьбу две силы - либерализм и революционная демократия. Обе общественные силы были разделены на группы, которые видели смысл борьбы по-разному.
В либерализме было два крыла - либерально-демократическое и конституционно-аристократическое. Приверженцы первого требовали замены барщины оброком, выступали за отмену крепостного права, но крестьяне должны были предоставить откуп за свободу. Второго – настаивали на конституционной монархии, необходимости барщины. Оба крыла остались недовольны реформой.
Революционно-демократическое движение также было неоднородным. Одно крыло выступало за крестьянскую революцию, предлагало передать всю землю крестьянам бесплатно, мечтало о построении социализма. Второе - считало крестьян темной, забитой массой, не способной к движению. Его представители возлагали надежды на «умственный пролетариат», то есть, на людей, которые могли получать знания. Самые ярые революционеры призывали физически ликвидировать дом Романовых. Эти два крыла не могли объединиться из-за разногласий.
Все споры о путях развития России начала XIX века из салонов были перенесены на страницы журналов. Известно, что в период с 1850 по 1860 года число периодических изданий в России возросло в четыре раза: с 56 до 230. Журналы активно включились в общественную борьбу, вели полемику, отражали на своих страницах тенденции духовной жизни того времени.
В 60-е годы сложилось два центра. Один – вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян.
Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Идеологическую концепцию обновленного пушкинского журнала разработали Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Издание стало называться «литературным и политическим». Его идеологом стал Н.Г.Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В разные периоды на страницах «Современника» печатались Тургенев, Толстой, Фет, Дружинин и другие.
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Разнообразие общественных мнений повлияло на литературу второй половины XIX века.
В результате взаимодействия различных стилей в России формируется реализм как новый этап познания человека, когда характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Он сформировался в 20-30-е годы XIX века и в России был утвержден творчеством Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя, статьями Белинского. В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев.
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.