ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ




3.12

Домашняя работа

Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях», «новом человеке»

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Глоссарий:

Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40–50-х годов XIX века, которые выступали за признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.

Либерализм - течение, провозглашающее незыблемость прав и свобод человека.

Материализм - философское мировоззрение, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания.

Реализм - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Революционная демократия - течение, предполагающее создание социально справедливого общества через революцию.

Славянофилы - представители одного из направлений русской общественной мысли 40–50-х годов XIX века, которые выступали с обоснованием самобытного пути развития России.

Социализм - доктрина, полагающая идеалом социальную справедливость, свободу и равенство.

Творческий метод - это система принципов, на основе которых автор создаёт художественную реальность.

Основное содержание занятия

 

История русской художественной литературы 50–60-х годов XIX века тесно связана с историей литературной критики, публицистики и журналистики. Произведения писателей того периода — живой отклик на происходящие в стране события

К 1861 году в русском общественном движении вступили в бескомпромиссную борьбу две силы - либерализм и революционная демократия. Обе общественные силы были разделены на группы, которые видели смысл борьбы по-разному.

В либерализме было два крыла - либерально-демократическое и конституционно-аристократическое. Приверженцы первого требовали замены барщины оброком, выступали за отмену крепостного права, но крестьяне должны были предоставить откуп за свободу. Второго – настаивали на конституционной монархии, необходимости барщины. Оба крыла остались недовольны реформой.

Революционно-демократическое движение также было неоднородным. Одно крыло выступало за крестьянскую революцию, предлагало передать всю землю крестьянам бесплатно, мечтало о построении социализма. Второе - считало крестьян темной, забитой массой, не способной к движению. Его представители возлагали надежды на «умственный пролетариат», то есть, на людей, которые могли получать знания. Самые ярые революционеры призывали физически ликвидировать дом Романовых. Эти два крыла не могли объединиться из-за разногласий.

Все споры о путях развития России начала XIX века из салонов были перенесены на страницы журналов. Известно, что в период с 1850 по 1860 года число периодических изданий в России возросло в четыре раза: с 56 до 230. Журналы активно включились в общественную борьбу, вели полемику, отражали на своих страницах тенденции духовной жизни того времени.

В 60-е годы сложилось два центра. Один – вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян.

Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Идеологическую концепцию обновленного пушкинского журнала разработали Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Издание стало называться «литературным и политическим». Его идеологом стал Н.Г.Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В разные периоды на страницах «Современника» печатались Тургенев, Толстой, Фет, Дружинин и другие.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Разнообразие общественных мнений повлияло на литературу второй половины XIX века.

В результате взаимодействия различных стилей в России формируется реализм как новый этап познания человека, когда характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Он сформировался в 20-30-е годы XIX века и в России был утвержден творчеством Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя, статьями Белинского. В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев.

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: