Мероприятия по обеспечению безопасности




Бензины

Мощность бензинового двигателя, его экономичность, на­дежность работы, расход топлива и моторного масла, токсич­ность отработавших газов во многом зависят от качества приме­няемого топлива. Автомобильный бензин состоит из смеси бензиновых фракций, полученных различными методами переработки. Для улучшения свойств к бензинам добавляют антидетонационные присад­ки (антидетонаторы). В состав бензинов входят также другие при­садки, например ингибиторы окисления. Бензины должны удовлетворять следующим требованиям: иметь высокие карбюрационные свойства, т. е. хорошо испа­ряться и образовывать горючую смесь, однородную по составу во всех цилиндрах, обеспечивать легкий пуск и устойчивую ра­боту двигателя на различных режимах, высокую экономич­ность; обладать высокой детонационной стойкостью, сгорать без детонации при различных режимах работы двигателя; иметь высокую физическую и химическую стабильность; не вызывать коррозии емкостей, двигателей; полностью сгорать с мини­мальным образованием токсичных и канцерогенных веществ, иметь минимальную склонность к образованию нагара на дета­лях двигателя; не вызывать обледенения карбюратора; не содер­жать механических примесей и воды. Для автомобильных двигателей по ГОСТ 2084—77 выпуска­ются бензины следующих марок: А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95, а по ТУ 38.401-58-122-95 -АИ-98. В маркировке бензинов буква А означает, что бензин автомобильный, цифры в марке А-76 — значение октанового числа, определенного по моторно­му методу. Буква И у бензинов АИ-91, АИ-93, АИ-95 и АИ-98 с последующей цифрой означает октановое число, определен­ное по исследовательскому методу.

Дизельное топливо

Одно из преимуществ дизельных двигателей — высокая эконо­мичность. Они расходуют на 30...40 % меньше топлива по сравне­нию с бензиновыми двигателями. Экономичная работа дизелей достигается главным образом за счет высоких степеней сжатия. Дизельное топливо дешевле бензина, поскольку его получают в основном прямой перегонкой. Дизельные двигатели надежнее и долговечнее. Для них харак­терны стабильная экономичность во всем диапазоне нагрузок, лучшая приемистость и возможность работы с нагрузкой без пол­ного прогрева. Основные различия в работе дизельного и бензи­нового двигателей заключаются в способах смесеобразования и воспламенения рабочей смеси. Поэтому требования к дизельному топливу обусловливаются особенностями работы двигателя. Дизельное топливо должно обладать хорошими распыливанием, смесеобразованием, испарением и прокачиваемостью, быстрым самовоспламенением; полностью сгорать, причем без дымления; не вызывать повышенного нагаро- и лакообразования на клапанах и поршнях, закоксовывания распылителя, за­висания иглы распылителя, коррозии резервуаров, баков, дета­лей двигателя и т. д.

Моторные масла

Основные функции моторного масла в двигателях — уменьше­ние трения между трущимися поверхностями деталей; снижение износа трущихся поверхностей и предотвращение их заедания; охлаждение деталей; дополнительное уплотнение поршневых ко­лец, снижающее прорыв газов из камеры сгорания в картер дви­гателя; защита деталей от коррозии и загрязнения углеродисты­ми отложениями. К эксплуатационным свойствам моторных масел относят в первую очередь те, от которых зависят потери энергии на трение, износ трущихся поверхностей, образование отложений в двигате­ле, коррозия деталей и пуск двигателя при низкой температуре. Главными из них являются смазывающие свойства, термоокисли­тельная стабильность, моющие, антикоррозионные и низкотемпе­ратурные свойства. Смазывающие свойства. Под этим названием объединено не­сколько свойств масел, влияющих на процессы трения и изна­шивания трущихся поверхностей деталей в двигателях. Основные из них: антифрикционные — влияют на потери энергии при тре­нии трущихся поверхностей; противоизносные — уменьшают из­нос трущихся поверхностей деталей при умеренных нагрузках; противозадирные — предохраняют трущиеся поверхности от зади­ра в условиях высоких нагрузок. Главный показатель смазываю­щих свойств масла — вязкость. От вязкости моторного масла при рабочих температурах в дви­гателе зависят качество смазывания трущихся поверхностей дета­лей и их износ. Вязкость моторного масла, в свою очередь, зави­сит от температуры: с увеличением температуры понижается, а с уменьшением повышается.

Влияние нефтепродуктов на окружающую среду.

Их токсичность и пожароопасность

К экологическим свойствам топливосмазочных материалов относятся такие свойства, которые проявляются при контакти­ровании этих продуктов с окружающей средой, включающей жи­вые организмы (человека и животных), растительность, атмосфе­ру, почву, гидросферу (водоемы, источники, грунтовые воды). Наиболее важные экологические свойства топливосмазочных ма­териалов — токсичность, пожароопасность и способность генери­ровать электростатические заряды.

Все сорта автомобильных топлив в большей или меньшей сте­пени токсичны. Интенсивность их воздействия на организм чело­века зависит от свойств каждого продукта, его концентрации, пу­тей проникновения и продолжительности воздействия. Масла оказывают токсичное воздействие на организм человека, когда они содержат легкие углеводороды и при образовании мас­ляных паров или тумана в виде мельчайших капель размером 1...100 мкм.

Дыхательные пути и легкие человека очень чувствительны к воздействию масляных паров и масляного тумана, вызывающих отравление, а также способствующих развитию таких заболева­ний, как рак легких и бронхов. Опасность отравления маслом в виде паров и тумана сильно увеличивается, если в масле содержат­ся соединения серы. При распылении и испарении масел, содержат много очень ядовитого газа с характерным запахом тухлых яиц, который попадает в организм через дыхательные пути. Человек мгновенно теряет сознание и может погибнуть, если концентрация сероводо­рода достигнет 1 мг/л. При концентрации сероводорода 0,15 мг/л раздражаются слизистые оболочки глаз и носоглотки, а длитель­ное воздействие этого газа даже при небольших концентрациях может вызвать хронические отравления.

Токсичность масел проявляется также при частом их попада­нии на поверхность тела. Длительный контакт с маслом может вызвать заболевание кожи, проявляющееся в острой или хрони­ческой форме.

Работникам сельхозпредприятий необходимо помнить, что нефте­продукты и их пары ядовиты и вредно влияют на организм чело­века. Допустимое содержание паров бензина — не более 5 мг в 1 м3 воздуха. При содержании паров бензина, превышающем 40 г/м3, отравление происходит почти мгновенно и в течение нескольких минут может наступить смерть. Особую осторожность необходимо соблюдать при обращении с этилированными бензинами. Этило­вая жидкость, добавляемая в бензин для повышения антидетона­ционных свойств, содержит тетраэтилсвинец, который является сильным ядом. Главная опасность тетраэтилсвинца заключается в том, что в малых дозах он не ощутим, но, накапливаясь в организ­ме, может вызвать ослабление пульса, понижение кровяного дав­ления и температуры, боли в животе, судороги и т. п.

Мероприятия по обеспечению безопасности

При работе с топливом

Нефтепродукты огнеопасны, а смесь паров бензина с воздухом взрывоопасна. Степень взрыво- и пожароопасности нефтепродук­тов определяется температурами вспышки и самовоспламенения, пределами воспламенения паров нефтепродуктов с воздухом.

Легковоспламеняющиеся нефтепродукты первого и второго классов пожароопасны, так как даже при обычной температуре выделяют пары, которые с воздухом образуют взрывоопасную смесь. Степень взрывоопасности паров нефтепродуктов зависит от концентрации их в воздухе. Так, взрыв воздушной смеси, со­держащей 1,5...6 % паров бензина, происходит от искр, образующихся при ударах стальных инструментов о металл. Пары легко­воспламеняющихся нефтепродуктов тяжелее воздуха. Например, пары бензина тяжелее воздуха в 2,7 раза. Поэтому они скаплива­ются в нижних частях резервуаров, баков.

Обслуживающий персонал должен быть проинструктирован о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, а также обучен правилам применения первичных средств пожа­ротушения. Территория и непосредственные подъезды к нефтебазе должны содержаться в чистоте и не загромождаться автотранспортом, обо­рудованием, материалами и т. п. На территории нефтехозяйства и на расстоянии 15 м от него запрещается курить и проводить ре­монтные работы, связанные с применением открытого огня.

Работы по очистке и ремонту резервуаров должна выполнять бригада подготовленных рабочих в специальной одежде. Эти ра­боты выполняют при дневном свете и полностью открытой горло­вине. Для работы в резервуарах применяют инструмент, изготов­ленный из неискрящего сплава, или омедненный, деревянные ло­паты и скребки, брезентовые или алюминиевые ведра. За каждым работающим в резервуаре устанавливают постоянное наблюдение через горловину. Спускаются в резервуар и поднимаются из него по деревянной лестнице. Работающий должен находиться в резер­вуаре не более 20 мин.

Все операции по заправке тракторов и автомобилей производят только в присутствии водителя. При этом двигатель должен быть выключен. Нефтепродукты отпускают непосредственно в баки. Облитые нефтепродуктами части машины водители должны про­тереть насухо до пуска двигателя. Пролитые на землю нефтепро­дукты засыпают песком, а пропитанные ими песок и обтирочные материалы собирают в металлические ящики с плотно закрываю­щимися крышками и по окончании рабочего дня вывозят с терри­тории для уничтожения.

Безопасность условий труда возможна только при знании и соблюдении правил технической эксплуатации сооружений и оборудования, а также при строгом соблюдении требований техники безопасности, противопожарных норм и внутреннего распорядка. Периодически — не реже одного раза в год проверяют знания всех работников нефтебазы как по специальности, так и по техни­ке безопасности. При поступлении на работу все работники неф­тебазы проходят медицинские осмотры, а также периодические осмотры.

Охрана окружающей среды

Очистка загрязненных стоков. В последние годы загрязнение окружающей среды принимает глобальные масштабы. На многих предприятиях ремонт и обслуживание сельскохозяйственной техники выполняется с большими нарушениями правил экологической безопасности. Наиболее опасными являются операции, связанные с очисткой машин и их сборочных единиц, а также с заправкой топливом и маслами, консервацией машин при постановке на хранение.

В жидкостях, используемых при очистке ремонтируемых машин и их сборочных единиц, накапливаются загрязнения, которые содержат минеральные вещества и нефтепродукты. Сливать загрязненную воду или отработанные моющие растворы в водоемы и канализационные сооружения недопустимо.

Решение комплекса вопросов, связанных с природоохранными мероприятиями, в первую очередь требует решения проблем по очистке от загрязнений сточных вод.

Основными загрязнителями сточных вод являются нефтепродукты и взвешенные частицы. Для удаления нефтепродуктов и вредных веществ из сточных вод на предприятиях используются различные способы.

В последнее время на предприятиях создаются системы повторного и оборотного водоснабжения, получившие название замкнутых систем водопользования. Наибольшее распространение нашли очистные сооружения, выполняемые по типовым проектам.

Мероприятия по предупреждению загрязнения водоемов и почвы нефтепродуктами. Загрязнения водоемов и почвы нефтепродуктами происходит в результате утечек и аварийных розливов.

Тракторы заправляют топливом и смазочными материалами, в зависимости от конкретных условий, на стационарных постах заправки или при помощи передвижных механизированных заправочных агрегатов. Передвижные заправочные агрегаты рекомендуется применять в том случае, если расстояние от трактора, работающего в поле, до пункта заправки более 2 км.

Для предотвращения попадания топлива и смазочных материалов в почву заправку тракторов и автомобилей необходимо осуществлять через исправные колонки.

В случае заправки тракторов в борозде топливом и смазочными материалами необходимо использовать механизированные заправочные агрегаты.

Для сокращения утечек топлива необходимо следить за герметичностью всех соединений в системе подачи топлива двигателя. При капельной течи из системы может вытекать в почву до 5 кг топлива в сутки. Неисправность гидросистемы является одним из существенных источников утечек масла. Особенно часты потери масел из-за разрыва шлангов, нарушения регулировок предохранительных устройств. Характерные места утечек масла – сальниковые и другие уплотнения цилиндров, переходных муфт, распределителей, гидронасосов и других устройств гидросистем. Для предупреждения потерь гидросистему заправляют и дозаправляют при опущенных сельскохозяйственных машинах, а уровень масла контролируют мерной линейкой.

Отсутствие или неисправность запорных устройств в полунавесных и прицепных сельскохозяйственных машинах при каждой их разборке приводят к потере до 0,5 кг масла.

Потери пластических смазок могут достигать 30% от общего количества. Обычно они возникают из-за налипания смазки на заправочные лопатки, пресс-масленки, штуцера и трубки. Значительно снизить потери пластических смазок можно использованием специальных приспособлений для нагнетания их в смазочные узлы. Например, при использовании пневматического пистолета-нагнетателя с порционной выдачей пластической смазки потери по сравнению с использованием ручного шприца сокращаются в несколько раз. Утечки возникают также в результате неисправностей или неправильной эксплуатацией нефтескладского и заправочного оборудования. Их можно устранить соблюдением необходимых мер по организации хранения нефтепродуктов, ТО и ремонта резервуаров и технологического оборудования нефтебаз (нефтескладов).

Аварийные разливы возникают вследствие повреждения или разрушения резервуаров, трубопроводов и другого нефтескладского оборудования. Их можно предотвратить осуществлением профилактических мероприятий, а также сократить путем быстрой ликвидации последствий аварий и сбора пролитого нефтепродукта.

Для сокращения утечек и аварийных розливов необходимо выполнять следующие мероприятия. Бензин, дизельное топливо, керосин и другое топливо и смазочные материалы должны перевозиться специализированным транспортом, в основном, топливно-заправочными автоцистернами и механизированными заправочными агрегатами. Небольшое количество масел можно перевозить в металлических стандартных бочках.

Масла должны храниться в резервуарах или металлических бочках, а пластические смазочные материалы – в тех же деревянных бочках, в которых они поступают на предприятия. Их хранят в специальных помещениях или под навесом.

Масла, сливаемые из цистерн, хранят, как правило, в подземных резервуарах или емкостях, соединенных трубопроводом с маслораздаточной колонкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: