Великорецкий крестный ход




Появление русских переселенцев

С ХI в. на Вятскую землю начинают проникать русские. Как считают учёные, первые русские переселенцы были ремеслен­ники и торговцы из г. Новгорода, а также представители новго­родской власти. Кроме новгородцев сюда переселялись устюжане, суздальцы и жители других русских земель. Вместе со всеми пе­реселялись на Вятку и крестьяне. Русские приходили на Вятскую землю, спасаясь от врагов и в поисках хороших свободных земель. Некоторые из переселенцев были язычниками, которые не хотели принять христианство. Это доказывают находки археологами язы­ческих амулетов и фигурки бронзового идола.

Русские переселенцы расселялись группами. Крупное гнездо русских поселений располагалось в центре Вятской земли от устья реки Летки до реки Пижмы, где со временем появились города Орлов, Котельнич и Вятка. С XII в. переселение стало массо­вым.

Чаще всего русские переселенцы селились по берегам рек и особенно р. Вятки. Посёлки представляли собой селища или городища. Примером городища может служить Никульчинское. Оно было основано новгородцами на месте захваченного удмуртского поселения. Городище было защищено двумя валами и рвом до 3 м глубиной. Внутри тремя рядами параллельно берегу реки Вятки располагались жилые и хозяйственные постройки. Городище зани­мало 1 га площади, а селище до 0,5 га. Селища располагались ря­дом с каким-нибудь городищем, которое играло роль центра мест­ной жизни и защищало от врагов.

 

Население и власть

По «Повести о стране Вятской» в 1181 г. отряд новго­родских ушкуйников, совершая поход по рекам Волге и Каме, вышел на р. Вятку. Ушкуйниками этих людей называли потому, что они путешествовали на лодках-ушкуях, длиной около 10 м, вмещающих до 30 человек. Продвигаясь вперёд по землям, населённым нерусскими народами, ушкуйники собирали с них дань, осваивая новые терри-тории. На берегу р. Вятки ушкуйники увидели городок, где жили чудь и вотяки, называвшийся Болванским городком. 24 июля 1181 г. новгородцы взяли его штурмом и поселились здесь, назвав его Никулицыным.

Другой отряд ушкуйников захватил на р. Вятке че­ремисский городок Кокшаров и, переименовав его в Котельнич, ос­тался там жить. Однако русские переселенцы всё время подверга­лись набегам местных племён. Поэтому, встретившись, оба отряда решили совместно основать город, который станет крепостью и защитит их от набегов врагов. Удобное место они нашли около устья р. Хлыновицы. На выбранном месте новгородцы 14 сен­тября 1181 г. заложили церковь «во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Новый город был назван ими Вяткой. Однако до сих пор многие историки подвергают сомне­нию правильность даты, указанной в «Повести о стране Вятской», т.к. впервые в общерусской летописи город Вятка упоминается в 1374 г. Поэтому этот год принято считать начальной датой города. Однако раскопки археолога Л. П. Гуссаковского показали, что русское население начало жить здесь гораздо раньше.

Русские переселенцы на Вятской земле стали назы­вать себя «вятчане». Они делились на несколько групп:

1. Бояре — крупные феодалы. Это были наиболее влиятельные лю­ди вятского общества. Бояре владели большими участками земли.

2. Купцы — люди, занимающиеся торговлей, доставляя на Вятку различные товары и поддерживая связь с различнымии районами России.

З. «Житьи люди» — мелкие и средние землевладельцы.

4. Крестьяне — земледельцы, занимающие определённый участок земли и живущие своим хозяйством.

5. «Чёрные люди» — ремесленники и мелкие торговцы.

6. Священнослужители — священники и монахи.

7. Воины — люди, которые занимались постоянной охранной служ­бой и участвовали в войнах. Вятские воины часто устраивали на­беги на соседние земли, в ходе которых захватывали богатую до­бычу.

Имела Вятская земля и свои органы власти. Они напоминали новгородские порядки. Во главе государства, которое назы­валось «Земля Вяцкая», стояло вече. Оно состояло из взрослых мужчин г. Вятки. На вече выбирались должностные лица. Это был, прежде всего, земский воевода, который руководил гражданскими и военными делами. Его, как правило, выбирали из бояр. По одному воеводе имели города Вятка, Котельнич и Орлов. Главным среди них был воевода г. Вятки.

Выбирали также атаманов, которые отвечали за органи­зацию местных промыслов, сбор дани с нерусского населения и во­енное руководство. Они выбирались из бояр и «житьих людей».

Подвойские ведали судебными делами, исполняли решения вече, помогали в управлении земским воеводам.

Сотские и старосты возглавляли управление в сельской местности. Во главе церковного управления стоял десятильник, назначаемый на Вятскую землю митрополитом. Но одновременно Вятская земля считалась частью княжества, поэтому сюда приезжали представители князя — наместник и тиуны.

Границы Земли Вятской простирались в то время от устья р. Моломы до устья р. Чепцы и охватывали бас­сейн Средней Вятки. Кроме русских здесь проживали чудь, вотяки и черемисы. Чудь — это древние финны, говорящие на своём языке. Вотяки — это древние удмурты, а черемисы — древние марийцы.

Великорецкий крестный ход

Первые русские переселенцы на Вятской земле были верующими людьми. Захватив Болванский городок, они, прежде всего, построили в нём церковь во имя святых Бориса и Глеба. Со строительства церкви началось основание и горо­да Вятки.

Со временем количество христиан на Вятке увеличи­вается. В ХIV в. на Вятской земле произошло событие, которое приобрело громадное значение для верующих людей. 24 мая 1383 г. крестьянин Агалаков из деревни Крутицы на берегу р. Великой увидел в лесу необыкновенно яркий свет. По­дойдя ближе, он обнаружил, что свет излучает икона с обра­зом Святителя Николая. Агалаков принёс икону в деревню. Здесь вскоре икона совершила чудо — излечила парализован­ного крестьянина по имени Иоанн. Весть о чудотворной ико­не разнеслась по округе. Верующие со всех концов Вятской земли стали приходить, чтобы поклониться образу. Крестья­не

построили часовню и поместили туда Образ. В дальнейшем икона была перенесена в г. Хлынов, но ежегодно в мае жите­ли Хлынова торжественно приносили чудотворную икону на р. Великую. Так начался Великорецкий крестный ход. С 1551 г. он принял постоянный характер. До 1777 г. крестный ход совершался водным путём по рекам Вятке и Великой, а потом стал проходить по суше. Ходят верующие в этот крест­ный ход и сейчас.

Вопросы:

1. Назовите причины появления на Вятской земле русских переселенцев.

2. Какие ещё народы, кроме русских, проживали на Вятской земле в это время?

3. Опишите устройство государства «Земля Вятская».

4. Что такое чудотворная икона и крестный ход? Почему установился крестный ход на реку Великую?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: