Появление русских переселенцев
С ХI в. на Вятскую землю начинают проникать русские. Как считают учёные, первые русские переселенцы были ремесленники и торговцы из г. Новгорода, а также представители новгородской власти. Кроме новгородцев сюда переселялись устюжане, суздальцы и жители других русских земель. Вместе со всеми переселялись на Вятку и крестьяне. Русские приходили на Вятскую землю, спасаясь от врагов и в поисках хороших свободных земель. Некоторые из переселенцев были язычниками, которые не хотели принять христианство. Это доказывают находки археологами языческих амулетов и фигурки бронзового идола.
Русские переселенцы расселялись группами. Крупное гнездо русских поселений располагалось в центре Вятской земли от устья реки Летки до реки Пижмы, где со временем появились города Орлов, Котельнич и Вятка. С XII в. переселение стало массовым.
Чаще всего русские переселенцы селились по берегам рек и особенно р. Вятки. Посёлки представляли собой селища или городища. Примером городища может служить Никульчинское. Оно было основано новгородцами на месте захваченного удмуртского поселения. Городище было защищено двумя валами и рвом до 3 м глубиной. Внутри тремя рядами параллельно берегу реки Вятки располагались жилые и хозяйственные постройки. Городище занимало 1 га площади, а селище до 0,5 га. Селища располагались рядом с каким-нибудь городищем, которое играло роль центра местной жизни и защищало от врагов.
Население и власть
По «Повести о стране Вятской» в 1181 г. отряд новгородских ушкуйников, совершая поход по рекам Волге и Каме, вышел на р. Вятку. Ушкуйниками этих людей называли потому, что они путешествовали на лодках-ушкуях, длиной около 10 м, вмещающих до 30 человек. Продвигаясь вперёд по землям, населённым нерусскими народами, ушкуйники собирали с них дань, осваивая новые терри-тории. На берегу р. Вятки ушкуйники увидели городок, где жили чудь и вотяки, называвшийся Болванским городком. 24 июля 1181 г. новгородцы взяли его штурмом и поселились здесь, назвав его Никулицыным.
Другой отряд ушкуйников захватил на р. Вятке черемисский городок Кокшаров и, переименовав его в Котельнич, остался там жить. Однако русские переселенцы всё время подвергались набегам местных племён. Поэтому, встретившись, оба отряда решили совместно основать город, который станет крепостью и защитит их от набегов врагов. Удобное место они нашли около устья р. Хлыновицы. На выбранном месте новгородцы 14 сентября 1181 г. заложили церковь «во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Новый город был назван ими Вяткой. Однако до сих пор многие историки подвергают сомнению правильность даты, указанной в «Повести о стране Вятской», т.к. впервые в общерусской летописи город Вятка упоминается в 1374 г. Поэтому этот год принято считать начальной датой города. Однако раскопки археолога Л. П. Гуссаковского показали, что русское население начало жить здесь гораздо раньше.
Русские переселенцы на Вятской земле стали называть себя «вятчане». Они делились на несколько групп:
1. Бояре — крупные феодалы. Это были наиболее влиятельные люди вятского общества. Бояре владели большими участками земли.
2. Купцы — люди, занимающиеся торговлей, доставляя на Вятку различные товары и поддерживая связь с различнымии районами России.
З. «Житьи люди» — мелкие и средние землевладельцы.
4. Крестьяне — земледельцы, занимающие определённый участок земли и живущие своим хозяйством.
5. «Чёрные люди» — ремесленники и мелкие торговцы.
6. Священнослужители — священники и монахи.
7. Воины — люди, которые занимались постоянной охранной службой и участвовали в войнах. Вятские воины часто устраивали набеги на соседние земли, в ходе которых захватывали богатую добычу.
Имела Вятская земля и свои органы власти. Они напоминали новгородские порядки. Во главе государства, которое называлось «Земля Вяцкая», стояло вече. Оно состояло из взрослых мужчин г. Вятки. На вече выбирались должностные лица. Это был, прежде всего, земский воевода, который руководил гражданскими и военными делами. Его, как правило, выбирали из бояр. По одному воеводе имели города Вятка, Котельнич и Орлов. Главным среди них был воевода г. Вятки.
Выбирали также атаманов, которые отвечали за организацию местных промыслов, сбор дани с нерусского населения и военное руководство. Они выбирались из бояр и «житьих людей».
Подвойские ведали судебными делами, исполняли решения вече, помогали в управлении земским воеводам.
Сотские и старосты возглавляли управление в сельской местности. Во главе церковного управления стоял десятильник, назначаемый на Вятскую землю митрополитом. Но одновременно Вятская земля считалась частью княжества, поэтому сюда приезжали представители князя — наместник и тиуны.
Границы Земли Вятской простирались в то время от устья р. Моломы до устья р. Чепцы и охватывали бассейн Средней Вятки. Кроме русских здесь проживали чудь, вотяки и черемисы. Чудь — это древние финны, говорящие на своём языке. Вотяки — это древние удмурты, а черемисы — древние марийцы.
Великорецкий крестный ход
Первые русские переселенцы на Вятской земле были верующими людьми. Захватив Болванский городок, они, прежде всего, построили в нём церковь во имя святых Бориса и Глеба. Со строительства церкви началось основание и города Вятки.
Со временем количество христиан на Вятке увеличивается. В ХIV в. на Вятской земле произошло событие, которое приобрело громадное значение для верующих людей. 24 мая 1383 г. крестьянин Агалаков из деревни Крутицы на берегу р. Великой увидел в лесу необыкновенно яркий свет. Подойдя ближе, он обнаружил, что свет излучает икона с образом Святителя Николая. Агалаков принёс икону в деревню. Здесь вскоре икона совершила чудо — излечила парализованного крестьянина по имени Иоанн. Весть о чудотворной иконе разнеслась по округе. Верующие со всех концов Вятской земли стали приходить, чтобы поклониться образу. Крестьяне
построили часовню и поместили туда Образ. В дальнейшем икона была перенесена в г. Хлынов, но ежегодно в мае жители Хлынова торжественно приносили чудотворную икону на р. Великую. Так начался Великорецкий крестный ход. С 1551 г. он принял постоянный характер. До 1777 г. крестный ход совершался водным путём по рекам Вятке и Великой, а потом стал проходить по суше. Ходят верующие в этот крестный ход и сейчас.
Вопросы:
1. Назовите причины появления на Вятской земле русских переселенцев.
2. Какие ещё народы, кроме русских, проживали на Вятской земле в это время?
3. Опишите устройство государства «Земля Вятская».
4. Что такое чудотворная икона и крестный ход? Почему установился крестный ход на реку Великую?