Показатели торможения.
Время торможения 𝒕𝝉 - время от начала приложения силы к органу управления тормозной системы до прекращения действия тормозной силы.
Тормозной путь 𝑺𝝉 - расстояние, проходимое автомобилем в течение времени торможения. Если под окончанием времени торможения понимается момент полной остановки автомобиля, то речь идёт о "тормозном пути до полной остановки".
Остановочный путь 𝑺О - проходимый автомобилем путь с момента возникновения необходимости затормозить до прекращения действия тормозной силы.
Замедление при торможении j - производная от скорости движения автомобиля при торможении.
Относительное замедление или коэффициент торможения автомобиля Z - отношение замедления при торможении к ускорению свободного падения g: Z = j/g.
Удельная тормозная сила 𝑫𝝉𝒊 - отношение тормозной силы 𝐹𝜏𝑖 к весу G автомобиля: D𝜏 = 𝐹𝜏𝑖 /G.
Проверка тормозной системы на соответствие Правилу № 13 ЕЭК ООН.
В целях проверки транспортного средства на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №13 и связанных с ним национальных регламентирующих
документов для обоих мостов строятся кривые реализуемого сцепления kji как функция относительного замедления Z. Для их построения необходимо воспользоваться следующими формулами:
Z=0,1…0,8
Giст– нормальные реакции дороги на мост в статических условиях
1) Независимо от категории, транспортное средство должно удовлетворять соотношению:
где коэффициент сцепления m изменяется в пределах от 0,2 до 0,8.
2) Для всех возможных весовых состояний автомобиля кривая реализуемого сцепления kj1(Z)передними колёсами должна располагаться над кривой kj2(Z) в установленном диапазоне Z.
|
ПРОВЕРКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ СИЛ
Класс | Основные требования | Альтернативные требования |
М1 N1 (до 2000 кг) | 0,15… 0,80 | Допускается превышение кривой kj2(Z) для задней оси на участке 0,30…0,45 при условии, что она не выходит более чем на 0,05 за пределы прямой m=Z. |
N1 | 0,15… 0,50 | Условие может считаться выполненным, если: - для Z в диапазоне 0,15…0,30 кривые kji(Z) расположены между прямыми j = Z ± 0,08. При этом kj2(Z) может пересекать прямую m = Z - 0,08; - для Z в диапазоне 0,3…0,5 Z ³ m - 0,08. - для Z в диапазоне 0,5…0,61 Z ³ 0,5m + 0,21 |
Осталь-ные классы | 0,15… 0,30 | Условие может считаться выполненным, если: - для Z в диапазоне 0,15…0,30 кривые kji(Z) расположены между прямыми m = Z ± 0,08; - для Z ³ 0,3 Z ³ 0,3 + 0,74 (m - 0,38) |
Разделение тормозных систем по контурам.
II – разделение (осевое разделение)
· Средние и тяжёлые грузовые автомобили
· Автомобили с большой нагрузкой на задний мост
· Остаточная эффективность – 30…40%
Х – разделение (диагональное разделение)
· Автомобили с большой нагрузкой на передний мост
· Требуется отрицательное плечо обкатки колёс
· Остаточная эффективность – 50%
HI – разделение (дублирование переднего моста)
· Только для гидравлических тормозов
· Поршни тормозных цилиндров второго контура больше
· Остаточная эффективность – 70…75%
LL – разделение
· Только для гидравлических тормозов
· Остаточная эффективность – 80…85%
HH – разделение (полное дублирование)
· Только для гидравлических тормозов
Остаточная эффективность – 100%.
|