Урок 4
П. Чайковский. Трепак и Арабский танец из балета «Щелкунчик»
Темы: лад, темп, тембр, динамика
Информация, вопросы и задания:
· Вписываем фамилию композитора, сочинившего музыку к балету «Щелкунчик». Послушаем два фрагмента подряд и решим: эти танцоры из одной страны или из разных? Их музыка звучит в похожих или в разных настроениях? Выберем подходящие слова в списке настроений, запишем их в тетрадь. (…….)
· Второй раз послушаем только первую пьесу, уточним национальное происхождение этой музыки. (Вычёркиваем лишнее слово …).
· Определяем темп этого танца. (...) Вспоминаем, какой быстрый темп мы изучали в 1-м классе (…). Знакомимся с новым быстрым темпом Vivo, смотрим его написание по-русски и по-итальянски в Словаре, переписываем это слово по образцу.
· Какие инструменты исполняют танец? (...) Впишите названия инструментов в нужную графу.
· Посмотрим видеофрагмент «Трепак» из балета.
· А теперь послушаем ещё один номер из «Щелкунчика» (Арабский танец.)
· Обведите правильный вариант: что мы представляем — танец или шаг? В музыке происходят какие-либо события, активные действия?
· Определяем и вписываем темп этого неторопливого движения — Allegretto. Это слово похоже на Allegro, означает подвижный темп, немного менее быстрый, чем Allegro.
· Какой здесь пейзаж — разнообразный или однообразный, везде одинаковый? Какие движения — разнообразные или однообразные?
· Итак, мы представляем …движение, … местность. Это движение создаёт впечатление холода или жары? Где это может быть? (….)
· Вписываем название: «Арабский танец. Кофе». Вспоминаем, что в балете Клара (Маша) волшебно переносится в город сладостей, и ей преподносят угощения.
|
· Какими средствами композитор создаёт этот…… пейзаж? (Возможно, кто-то из детей отметит одинаковый в каждом такте ритм в аккомпанементе.)
· Впишите сами слово «аккомпанемент», отметьте, какой в нём ритм. (Однообразный.) Простучите его под музыку.
· Много ли шума создаёт караван? (….) Какой силы звук в этой пьесе? (….)
· Проведем эксперимент, споём гамму соль минор.(Скорее всего, дети споют гармонический минор, это им привычнее). Какой вид минора вы спели? (Гармонический. Сравните его с тем, что звучит в начале пьесы. (Натуральный минор.) Запишем это в тетрадь. Именно такой минор передает унылое настроение.
· Одинаковые или разные группы инструментов солируют во вступлении и в основной части? (вступление — деревянные духовые, основная часть — струнные.) Пишем в тетрадь.
· Посмотрим видеофрагмент балета.
· Дома сделайте задание в тетради.
Урок 5
Чайковский. Балет «Щелкунчик». Испанский танец. (Шоколад)
Темы: темп, тембр, группы инструментов оркестра
Информация, вопросы и задания:
· Впишите фамилию композитора — автора «Щелкунчика», жанр спектакля. (Балет.) Читаем и запоминаем имя и отчество Чайковского.
· Послушаем пьесу. Определите и напишите в тетради настроение музыки, используя список в Приложении.
· Вычеркните лишнее — это песня? танец? марш?
· В каком темпе звучит эта праздничная музыка? Чайковский поставил обозначение темпа Allegro brillante (быстро, с блеском)
· Какой инструмент солирует? (Вспомните, что значит «солировать» — играть одному или исполнять ведущую партию.) Впишите в тетрадь слово «труба». Она солирует в самом начале.
|
· Какой это инструмент — струнный, ударный, духовой? Из чего сделана труба? Как её держат исполнители? Посмотрите на изображение трубы.
· Какой инструмент издаёт щелкающие звуки в средней части танца? Это кастаньеты. Перепишите это слово. Кастаньеты — ударный инструмент. Как его держат, как на нём играют? Посмотрите на его изображение.
· «Поиграем» под музыку на воображаемых трубах и кастаньетах.
· В какой стране любят играть на кастаньетах? (В Испании.) Записываем название пьесы: «Испанский танец. Шоколад». Слово «Шоколад» указывает на место, в которое попадает девочка Клара (Маша) в этом балете. Куда же она волшебно переносится? (В королевство...)
· Посмотрим видеофрагмент балета.
· Дома сделайте задание в тетради и повторите, какие танцы мы послушали и посмотрели.
Урок 6
Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
Темы: регистр, тембр инструмента, тембр голоса
Вопросы, информация, задания:
· Дописываем в тетради фамилию композитора.
· Сегодня мы будем слушать отрывок из оперы «Садко». Знаете ли вы, кто такой Садко? …
· Любите ли вы купаться в речке, озере, море? Как вам кажется, что изобразил Римский-Корсаков в этой музыке — речку, озеро или море? Слушаем музыку.
· В какую погоду показано это море? (…) Море кажется вам тёплым, приветливым или холодным? В каких странах есть такие моря?
· Посмотрим на карту Европы и прочитаем названия северных стран. В старину на Руси шведов [1] называли варягами. Они приплывали на Русь и как торговые гости, и, порой, как враги.
|
· Записываем в тетрадь название музыки.
· Обведем нужное настроение: нежное? суровое? мужественное? сказочное?
· Как в музыке «нарисованы» бушующие волны? (Пассажи, гаммы струнных и рокот литавр.) Посмотрите на изображение литавр. Впишите название инструментов в строку «Инструменты». Это ударные инструменты. Каждая литавра играет только одну ноту. Чтобы сыграть на этом же инструменте другую ноту, литавру нужно перестроить.
· В каких регистрах играют струнные? (…) Поставьте в тетради обозначение регистра.
· Что делают актёры в опере? (Поют.) Какие оперные голоса вы знаете? Какой из них поёт здесь? (Бас.) Уточняем, что это низкий мужской голос.
· Прочитайте слова этой песни и проверьте, правильно ли вы услышали настроение и представили картину.
· Посмотрим отрывок из фильма «Садко».
· Дома сделайте задание в тетради.
[1] По одной из версий происхождения варягов.