Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»




Урок 4

П. Чайковский. Трепак и Арабский танец из балета «Щелкунчик»

Темы: лад, темп, тембр, динамика

Информация, вопросы и задания:

· Вписываем фамилию композитора, сочинившего музыку к балету «Щелкунчик». Послушаем два фрагмента подряд и решим: эти танцоры из одной страны или из разных? Их музыка звучит в похожих или в разных настроениях? Выберем подходящие слова в списке настроений, запишем их в тетрадь. (…….)

· Второй раз послушаем только первую пьесу, уточним национальное происхождение этой музыки. (Вычёркиваем лишнее слово …).

· Определяем темп этого танца. (...) Вспоминаем, какой быстрый темп мы изучали в 1-м классе (…). Знакомимся с новым быстрым темпом Vivo, смотрим его написание по-русски и по-итальянски в Словаре, переписываем это слово по образцу.

· Какие инструменты исполняют танец? (...) Впишите названия инструментов в нужную графу.

· Посмотрим видеофрагмент «Трепак» из балета.

· А теперь послушаем ещё один номер из «Щелкунчика» (Арабский танец.)

· Обведите правильный вариант: что мы представляем — танец или шаг? В музыке происходят какие-либо события, активные действия?

· Определяем и вписываем темп этого неторопливого движения — Allegretto. Это слово похоже на Allegro, означает подвижный темп, немного менее быстрый, чем Allegro.

· Какой здесь пейзаж — разнообразный или однообразный, везде одинаковый? Какие движения — разнообразные или однообразные?

· Итак, мы представляем …движение, … местность. Это движение создаёт впечатление холода или жары? Где это может быть? (….)

· Вписываем название: «Арабский танец. Кофе». Вспоминаем, что в балете Клара (Маша) волшебно переносится в город сладостей, и ей преподносят угощения.

· Какими средствами композитор создаёт этот…… пейзаж? (Возможно, кто-то из детей отметит одинаковый в каждом такте ритм в аккомпанементе.)

· Впишите сами слово «аккомпанемент», отметьте, какой в нём ритм. (Однообразный.) Простучите его под музыку.

· Много ли шума создаёт караван? (….) Какой силы звук в этой пьесе? (.)

· Проведем эксперимент, споём гамму соль минор.(Скорее всего, дети споют гармонический минор, это им привычнее). Какой вид минора вы спели? (Гармонический. Сравните его с тем, что звучит в начале пьесы. (Натуральный минор.) Запишем это в тетрадь. Именно такой минор передает унылое настроение.

· Одинаковые или разные группы инструментов солируют во вступлении и в основной части? (вступление — деревянные духовые, основная часть — струнные.) Пишем в тетрадь.

· Посмотрим видеофрагмент балета.

· Дома сделайте задание в тетради.

Урок 5

Чайковский. Балет «Щелкунчик». Испанский танец. (Шоколад)

Темы: темп, тембр, группы инструментов оркестра

Информация, вопросы и задания:

· Впишите фамилию композитора — автора «Щелкунчика», жанр спектакля. (Балет.) Читаем и запоминаем имя и отчество Чайковского.

· Послушаем пьесу. Определите и напишите в тетради настроение музыки, используя список в Приложении.

· Вычеркните лишнее — это песня? танец? марш?

· В каком темпе звучит эта праздничная музыка? Чайковский поставил обозначение темпа Allegro brillante (быстро, с блеском)

· Какой инструмент солирует? (Вспомните, что значит «солировать» — играть одному или исполнять ведущую партию.) Впишите в тетрадь слово «труба». Она солирует в самом начале.

· Какой это инструмент — струнный, ударный, духовой? Из чего сделана труба? Как её держат исполнители? Посмотрите на изображение трубы.

· Какой инструмент издаёт щелкающие звуки в средней части танца? Это кастаньеты. Перепишите это слово. Кастаньеты — ударный инструмент. Как его держат, как на нём играют? Посмотрите на его изображение.

· «Поиграем» под музыку на воображаемых трубах и кастаньетах.

· В какой стране любят играть на кастаньетах? (В Испании.) Записываем название пьесы: «Испанский танец. Шоколад». Слово «Шоколад» указывает на место, в которое попадает девочка Клара (Маша) в этом балете. Куда же она волшебно переносится? (В королевство...)

· Посмотрим видеофрагмент балета.

· Дома сделайте задание в тетради и повторите, какие танцы мы послушали и посмотрели.

Урок 6

Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»

Темы: регистр, тембр инструмента, тембр голоса

Вопросы, информация, задания:

· Дописываем в тетради фамилию композитора.

· Сегодня мы будем слушать отрывок из оперы «Садко». Знаете ли вы, кто такой Садко? …

· Любите ли вы купаться в речке, озере, море? Как вам кажется, что изобразил Римский-Корсаков в этой музыке — речку, озеро или море? Слушаем музыку.

· В какую погоду показано это море? (…) Море кажется вам тёплым, приветливым или холодным? В каких странах есть такие моря?

· Посмотрим на карту Европы и прочитаем названия северных стран. В старину на Руси шведов [1] называли варягами. Они приплывали на Русь и как торговые гости, и, порой, как враги.

· Записываем в тетрадь название музыки.

· Обведем нужное настроение: нежное? суровое? мужественное? сказочное?

· Как в музыке «нарисованы» бушующие волны? (Пассажи, гаммы струнных и рокот литавр.) Посмотрите на изображение литавр. Впишите название инструментов в строку «Инструменты». Это ударные инструменты. Каждая литавра играет только одну ноту. Чтобы сыграть на этом же инструменте другую ноту, литавру нужно перестроить.

· В каких регистрах играют струнные? (…) Поставьте в тетради обозначение регистра.

· Что делают актёры в опере? (Поют.) Какие оперные голоса вы знаете? Какой из них поёт здесь? (Бас.) Уточняем, что это низкий мужской голос.

· Прочитайте слова этой песни и проверьте, правильно ли вы услышали настроение и представили картину.

· Посмотрим отрывок из фильма «Садко».

· Дома сделайте задание в тетради.

 


[1] По одной из версий происхождения варягов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: