Гризик Т. И.
Г83 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
метод, пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Кли-манова, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.: ил. — (Скоро в школу). — I8ВN 5-09-014411-7.
В пособии представлена система занятий по развитию речи, первоначальному знакомству с буквами и подготовке к письму детей старшего дошкольного возраста. Книга адресована педагогам дошкольных учреждений и групп подготовки к школе, а также может быть использована в рамках семейного воспитания.
УДК 372.3/.4 ББК 74.102
I8ВN 5-09-014411-7
Издательство * Просвещение», 2006 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2006 Все права защищены
Обучение чтению.. 5
1. Звуки речи. 5
2. Образ буквы. 6
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.. 13
И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ.. 13
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.. 13
Занятие 1. Звуки вокруг нас. 13
Занятие 2. Слово. 15
Занятие 3. Звук [а] и буква Аа. 17
Занятие 4. Звук [у] и буква Уу. 19
Занятие 5. Звук [и] я буква Ии. 21
Занятие 6. Звук [э] и буква Ээ. 23
Занятие 7. Звук [о] и буква Оо. 24
Занятие 8. Звук [ы] и буква ы.. 26
Занятие 9. Слог. 29
Занятие 10. Ударение. 31
Занятие 11. Предложение. 33
Занятие 12. Звуки [м — м'] и буква Мм.. 36
Задание 13. Звуки [н — н'] и буква Нн. 39
Занятие 14. Звуки [б — б'] и буква Бб. 42
Занятие 15. Звуки [п — п'] и буква Пп. 44
Занятие 16. Звук П] и буква Йй. 46
Занятие 17. Сочетание звуков []а] и буква Яя. 48
Занятие 18. Сочетание звуков Цу] и буква Юю.. 51
Занятие 19. Сочетание звуков []о] и буква Её. 53
Занятие 20. Сочетание звуков []э] и буква Ее. 56
Занятие 21. Звуки [в — в'] и буква Вв. 58
Занятие 22. Звуки [ф — ф'] и буква Фф.. 60
Занятие 23. Звуки [т — т'] и буква Тт. 62
Занятие 24. Звуки [д — д'] и буква Дд. 64
Занятие 25. Звуки [к — к'] и буква Кк. 66
Занятие 26. Звуки [г — г'] и буква Гг. 68
|
Задание 27. Звуки [х — х'] и буква Хх. 71
Занятие 28. Звуки [с — с'] и буква Сс. 73
Занятие 29. Звуки [з — з'] и буква Зз. 75
Занятие 30. Звук [ц] и буква Цц. 77
Занятие 31. Звук [ш] и буква Шш.. 79
Занятие 33. Звук [ч] и буква Чч. 83
Занятие 34. Звук [щ] и буква Щщ.. 85
Занятие 35. Звуки [л — л'] и буква Лл. 87
Занятие 36. Звуки [р — р'] и буква Рр. 89
Занятие 37. Буквы ь и ъ (мягкий и твердый знаки) 91
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).
Грамота — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
Письменность — величайшее изобретение человечества, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечивает общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение родным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.
|
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное прого-варивание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в старших группах детского сада.
Обучение чтению
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы.
|
Звуки речи.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять в них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Детей упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
Овладение четкой артикуляцией, умением дифференцирование воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове — важные умения, способствующие успешному обучению не только чтению, но и письму.
Анализ артикуляции звуков позволяет детям установить, что одни звуки произносятся с голосом, воздушная струя свободно выходит, не встречая препятствий на своем пути. Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду выдыхаемому воздуху. / Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных.
При работе со звуками педагоги вводят (постепенно) следующие условные обозначения:
волшебные звуковые бусы — детей знакомят с условным образом бус, построенным на следующей ассоциации: звуки, как бусинки в бусах, последовательно нанизываются
и получаются слова; каждая бусинка — это отдельный звук в слове; сколько звуков в слове — столько бусин в бусах;
красный цвет кругов-бусин служит для обозначения гласных звуков (на приведенной ниже схеме условно передан буквой К);
синий цвет кругов-бусин служит для обозначения согласных (твердых) звуков (на приведенной ниже схеме условно передан буквой С);
зеленый цвет кругов-бусин служит для обозначения согласных (мягких) звуков (на приведенной ниже схеме условно передан буквой 3).
Например:
Образ буквы.
Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами — буквами. Буква демонстрируется (показывается) детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.
Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).
Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают, раскрашивают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т. п. Дети ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать схожие по изображению буквы.
3. Первоначальное чтение.
С введением согласных звуков и букв детям дается практическое представление об основном механизме чтения слогов, т. е. путем упражнений дошкольники учатся ориентироваться на гласную в слоге при его чтении. Они определяют, как читать впередистоящую согласную (твердо или мягко). Например: мал — мял, лук — люк.
Предложение. Слово.
В содержание обучения грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словом. Сюда входят: составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение;
умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений; определение количества слов. В методике детям даются первоначальные представления о слоге и ударении.
![]() |
Затем вычленяются отдельные слова. Они обозначаются короткими линиями, которые вписываются в прямоугольник. |
![]() |
Данная работа осуществляется разнообразными приемами. Наиболее эффективным является использование простых схем предложений. Каждое предложение выделяется из небольшого высказывания (2—3 предложения) и обозначается прямоугольником (полоской бумаги).
Наша Таня громко плачет.
Выделяя в словах слоги, дети разделяют линии-слова вертикальными штрихами. Ударный слог обозначается маленькой черточкой (поставленной над слогом или над соответствующей гласной).
Например:
машина
Подготовка к обучению письму
Письмо — сложный навык, и в полном объеме он недоступен ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму. В нее включены:
1. Подготовка руки к письму (развитие мелкой мото-рики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер); правильное распределение мышечной нагрузки руки).
Развитие мелкой моторики осуществляется на занятиях и во время свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры (3—4 раза в день), ручной труд.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Для формирования правильного захвата карандаша проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например:
а) Для большого пальца — упражнение «Скакалочка».
Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают игру четверостишием:
Как у нашей Аллочки Новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка Ручки у скакал очки.
б) Для большого и указательного пальцев — упражнение «Урожай».
Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
Ненапряженные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.
При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка — свекла — морковка — свекла — репка и т. п.).
Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:
Вырастала репка Желтая и крепкая. Перед домом свекла Смотрит прямо в окна. Корешочком удалась, Поедим ее мы всласть. И морковки урожай Сладкой, сочной собирай.
Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений:
Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай! С этой грядки — репку, С этой грядки — свеклу, Здесь возьмем морковку. Положили? И опять Начинаем собирать. Здесь возьмем морковку, За морковкой — свеклу, А теперь — и репку, Что сидит так крепко. Положили? И опять Начинаем собирать...
Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами: Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали.
Для развития «содружества» пальцев (щепоти) используются упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами») и без карандаша («Посолим суп», «Покормим цыплят»).
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает быстрое чередование напряжения, расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется:
в играх типа «Мозаика», «Конструктор»;
при работе со штампами;
в ручном труде (например, работа с иголкой).
Причем во всех этих направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).
Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве А три элемента: палочки — две длинные и одна короткая.
С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.
Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.).
3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз; развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа бордюр).
4. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).
Каждое занятие включает в себя обязательный момент — подготовку к обучению письму, связанную с работой с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н.
1) Анализ образа буквы. Воспитатель показывает вырезанную из бумаги букву. Спрашивает:
— Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, а одна — короткая.)
2) Анализ образа буквы. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Каждому ребенку дают одну букву, которую он разрезает ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе (| |), Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они.
3) Синтез образа буквы. Воспитатель предлагает собрать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором).
Примечание. Все элементы, полученные в процессе работы, ребенок складывает в конверт. Так постепенно создается буквенный конструктор.
4) Промежуточный этап (используется не всегда). Когда дети познакомились с несколькими буквами, можно предложить им задания на дифференциацию образов букв. Например: «Сложи из получившихся элементов любую букву». Дети могут выложить буквы А, П, Н.
В течение учебного года воспитатель вместе с детьми периодически рассматривает накопленные в процессе работы элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы:
палочки (полоски) — длинные и короткие; полуовалы — большие и маленькие. Для некоторых букв нужны дополнительные элементы (короткие полоски-«хвостики» — для Д, Щ; «крючок» — для Ч). А буква О состоит из одного элемента — овала.
Особенностью представленной методики обучения старших дошкольников грамоте является обязательное включение в занятия лексико-грамматических задач.
Методика обеспечена дополнительными пособиями, позволяющими более эффективно и результативно проводить обучение детей.