ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ




И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Занятие 1. Звуки вокруг нас

Цель. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) сторо­не речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка.

Оборудование. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.

Предварительная работа. Вспомнить произведе­ние К. Чуковского «Путаница».

Ход занятия

I. Игровая ситуация «Сказочный лес»,

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в лес.

— Представьте себя в лесу. Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в лес. Какое разнообразие деревьев, трав и цветов! (Дети могут назвать их.) Прислушайтесь. Чем наполнен лес? Что вы слышите?

Воспитатель задает уточняющие вопросы:

— Какие звуки издает жук? (Ж-ж-ж.) А кукушка?.. И т, д. (Дети произносят конкретные звуки.)

— Можно ли по голосу узнать животных и птиц? (Да, потому что каждый издает свои определенные звуки.)

— Знаете, именно в этом лесу однажды произошла ве­ликая путаница: все птицы и звери поменялись голосами. В какой сказке это случилось? Кто ее написал? Давайте вспомним, кто с кем менялся голосами. (В ответах исполь­зуется хоровая декламация.)

1. Свинки с кошечками.

Свинки замяукали: Мяу, мяу! (Хором.) Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! (Хором.)

2. Уточки и курочки.

Уточки заквакали: Ква, ква, ква! (Хором.) Курочки закрякали: Кря, кря, кря! (Хором.)

3. Воробышек с коровой.

Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у! (Хором.)

Как корова ответила воробышку? (Чик-чирик.)

Как вы думаете, какие еще звери и птицы могли по­меняться голосами и как они при этом стали бы кричать? (Дети придумывают свои варианты путаниц с обязатель­ным озвучиванием.) Например: ворона стала лаять — гав-гав, а собака каркать — кар-кар.

Кто из зверят был паинькой и советовал баловни­кам остановиться? (Заинька.) Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают хором.)

Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне

Коровою!

Не летать лягушатам

Под облаком!

— При такой великой путанице и до беды недалеко. Какая беда произошла в сказке К. Чуковского? (Лисички спичками подожгли море синее.) Кто помог зверятам поту­шить море? Когда зверята обрадовались и стали снова петь и кричать своим голосом?

Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га! (Хором.)

Кошки замяукали: Мур-мур-мур! (Хором.) Птички зачирикали: Чик-чирик! (Хором.)

Лошади заржали: И-и-и! (Хором.) Мухи зажужжали: Ж-ж-ж! (Хором.)

Воспитатель подводит детей к выводу: «Как говорится, в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок нам всем надо вынести из этой сказки? (Каж­дый должен говорить своим голосом.)

II. Воспитатель читает рассказ Л. Пантелеева «Как по­росенок говорить научился».

Один раз я видел, как маленькая девочка учила поро­сенка говорить...

Она ему, я помню, говорит:

— Поросенок, скажи «мама»! А он ей отвечает:

— Хрю-хрю... Она ему:

— Поросенок, скажи «дерево»! А он ей:

— Хрю-хрю...

— Скажи «цветочек»! А он:

— Хрю-хрю...

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко поросенка и девочку. Я говорю:

— Знаешь что, голубушка, ты бы ему что-нибудь по­проще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить... Попроси его, например, сказать «хрю-хрю».

Девочка немного подумала и говорит:

— Поросенок, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю». Поросенок посмотрел на нее и сказал:

— Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

— Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился!

— Как мы передаем голоса животных? Подумайте, как разговаривает, общается человек, с помощью чего это про­исходит. Использует ли человек звуки в своем разговоре (в своей речи)? Чем они отличаются от тех, что использу­ют животные?

Воспитатель обобщает ответы детей: животные, как пра­вило, используют небольшое число звуков, часто одинако­вых в различных ситуациях. А человек в общении пользу­ется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце и т. д.). С помощью слова можно пере­дать (сообщить) свои мысли и желания близким и друзьям.

Занятие 2. Слово

Цель. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами); учить самостоятельно определять количество звуков в звукоподража­тельных и односложных словах.

Оборудование. Звуковые схемы для каждого ребенка; полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изоб­ражениями птиц и животных.

Ход занятия

I. Дидактическое упражнение «Угадайка». Цель. Вспомнить звуки окружающего мира, упражнять в обозна­чении их с помощью звуков человеческой речи.

Воспитатель задает вопросы; дети дают ответ через зву-ко- и словоподражание. Например: как завывает ветер? (У-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (Ш-ш-ш.) Как капает дождик? шумит чайник? тикают часы? (Кап-кап, с-с-с, тик-тик.)

Затем одни дети (или педагог) воспроизводят звуко- или словоподражание, а другие определяют, кто или что издает эти звуки. Допускается несколько вариантов ответов. На­пример: бум-бум (бьют барабаны, грохочет гром); з-з-з-з-з (комарики летят, работает электропила); шлеп-шлеп (мы бе-. жим по лужам); р-р-р-р (собака рычит, мотор работает) и т. п.

Обобщение: звуки и слова кап-кап, тик-тик и др. подражают окружающим звукам нашего мира.

II. Игровая ситуация «Секреты слов».

— Вы любите открывать тайны, узнавать секреты? Се­годня мы откроем необычные секреты — секреты слов. Итак, начнем.

1. Воспитатель предлагает детям послушать, как зву­чат слова, которые мы произносим. Зачитываются отрыв­ки из стихотворения А. Варто:

Скажи погромче Слово «гром». Грохочет слово, Словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат». И сразу мыши Зашуршат.

— Почему грохочет слово гром и шуршит слово мы­ши! (В словах есть такие грохочущие и шуршащие звуки, как [р] и [ш],) Какие еще звуки живут в этих словах? (Де­ти определяют звуки в словах гром и мыши с помощью интонационного проговаривания, делают вывод, что слова состоят из разных звуков.)

2. — Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах? (Да.) А можно ли в словах заменять один звук на другой? (Нет.) Давайте проверим.

Замените в слове гром звук [р] на звук [н]. Что получи­лось? (Новое слово. Дети объясняют значения слов.)

Вывод: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняются значения слов.

III. Игровое упражнение «Звуки заблудились».

1. Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:

Миша дров не напилил, Печку кепками топил. (щепками)

Мы собрали васильки.

На головах у нас — щенки.

(венки)

Можно ли назвать это стихотворение веселым, смеш­ным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, так как люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своем месте.)

2. — Ребята, послушайте, я называю птиц: аис..., во-ро...,...ница,...кутка. (Воспитатель не произносит звуки в конце и в начале слов.) Вы знаете таких птиц? Почему вы не узнали их? (Пропущены звуки в словах.) Какие зву­ки и куда надо поставить, чтобы получились правильные названия птиц? (Дети делают вывод о том, что у слова есть начало и конец.)

3. — Слово может быть коротким и длинным. Послу­шайте: сон, ночь, кит — короткие слова, в них мало зву­ков; электричество, муравейник — длинные слова, в них много звуков.

Закрепление. Дидактическое упражнение «Длин­ное— короткое». Цель. Упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова {в сравнении друг с другом).

Дети с помощью индивидуальных полосок бумаги (одна длинная, другая короткая) показывают, какое слово произно­сит воспитатель — короткое или длинное (аист — воробей; кит — корюшка; кот — крокодил; лев — мышка и др.).

Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.

4. Звуковые бусы. Знакомство и работа со схемой.

а) Воспитатель раздает волшебные звуковые бусы, кото­рые помогут детям научиться слышать каждый звук в слове. Звуковые бусы представляют из себя цепочки кругов (как бы нанизанные на нитку бусины). Каждая бусинка — это услов­ное обозначение звука. Каждый ребенок получает по три зву­ковые схемы для слов из трех, четырех и пяти звуков.

б) Хоровое интонационное проговаривание слов и соот­несение их со схемами (кот, нос, дом, река, липа, рыба, куры; котик, носик, репка).

Обобщающий вывод: слово состоит из различных звуков, имеет начало и конец; звуки в слове выстраивают­ся в определенном порядке (следуют один за другим); их нельзя пропускать и заменять на другие звуки.

Занятие 3. Звук [а] и буква Аа

Цель. Учить детей выделять звук [а] в ударной пози­ции в начале слова; начать знакомить с гласными звука­ми; упражнять в выразительном произнесении слов, в умении определять последовательность звуков в звукопод­ражательных словах; учить ориентироваться на плоскости листа (направление сверху вниз); проводить прямые ли­нии сверху вниз; знакомить с буквой Аа.

Оборудование. Набор картинок и игрушек, панно букв; индивидуальные листы белой бумаги с нарисованны­ми вверху тучками, карандаши на каждого ребенка; зву­ковые бусы.

Ход занятия

1. 1. Воспитатель рассказывает сюжет, выделяя (про­тягивая) голосом звук [а] в словах.

— Я расскажу вам про одну собаку. Она искала себе дру­га. Собака брела по улице и заглядывала прохожим в глаза. Но никто не обращал на нее внимания. Мимо пробежала де­вочка с букетом астр. Один цветок упал. Девочка торопилась и не заметила пропажу. Собака взяла цветок в зубы, догнала девочку и положила астру перед ней. Девочка улыбнулась и сказала: «Идем со мной!» Собака обрадовалась и побежала за девочкой. Так бездомный пес нашел себе друга.

Девочку звали А-ня. Собачку она назвала А-лый, пото­му что а-стра, которую поднял пес, была а-лая.

Все эти слова, А-ня, А-лый, а-стра, а-лая, начинаются с одного звука. Когда я произносила слова, я выделила этот звук.

Назовите этот звук. (Звук [а].) Повторите слова со зву­ком [а].

Артикуляция звука. Когда мы произносим звук [а], то рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград.

Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Бусинки в зву­ковых бусах, которые обозначают гласные звуки, будем обозначать красным цветом.

Характеристика звука. Звук [а] — гласный.

2. — Я буду называть слова. А вы повторяйте их, выде­ляя голосом звук [а], звук находится в начале слова: август, адрес, айсберг, аист, арка. (Если необходимо, введи­те объяснение значения слов детьми, а уточнение — вос­питателем.)

II. 1. — Наш Алый лаял по-особенному. Его лай всегда начинался со звука [а]. Угадайте, как он лаял: тяв, ав, гае, (Ав.)

2. — Какой первый звук здесь слышится? (Звук [а].) Определение последовательности звуков с использова­нием схемы — звуковых бус. В цепочке две бусинки; пер­вая бусинка — красного цвета.

3. — Собаки лают по-разному: одни громко, другие ти­хо, одни жалобно, другие весело. Покажите, как лаял Алый в следующих ситуациях: когда радовался Ане (громко), когда боялся разбудить хозяев (тихо), когда ле­нился (медленно), когда гонял соседских собак (громко и часто).

III. 1. Знакомство с буквой.

— С каким звуком мы сегодня познакомились? (Со звуком [а].) Я вам покажу знак-букву, которым обознача­ется звук [а]. (Показ буквы.) Все буквы будут жить в на­шей группе, в своем домике. (Показ панно букв.) В этом домике шесть этажей, на каждом этаже — 5—6 квартир. Буква Аа живет по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 1. (Дети с помощью педагога находят нужную клетку на панно и крепят к ней букву.)

2. Анализ образа буквы.

Педагог рассматривает с детьми букву, спрашивает:

— Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палоч­ки длинные, одна — короткая.)

Педагог предлагает детям убедиться в правильности их наблюдений. Работа с ножницами. Дети разрезают роздан­ные им буквы. Выкладывают в ряд полученные элементы. Повторяют, какие элементы и в каком количестве нужны для получения образа буквы А.

3. Синтез буквы.

Воспитатель предлагает из полученных элементов сно­ва сложить букву А.

4. Педагог предлагает определить пропущенный эле­мент буквы. (Буква А потеряла одну длинную палочку.)

«А» бежала по дорожке

И сломала себе ножку.

IV. Упражнение «Дождь идет» на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз.

— Нам пора прощаться с девочкой Аней и ее новым другом псом Алым. Они очень помогли нам. Познакомилисо звуком [а] и буквой А. Аня и Алый торопятся домой, так как на улице пошел осенний дождь. (Дети берут листы белой бумаги и карандаши.)

— Капли из туч полетели на землю. Где находятся ту­чи? (Вверху.) Как льется дождь? (Вниз.) Дождь идет сверху вниз. Нарисуем осенний дождь.

Дети рисуют дождь (прямые вертикальные линии). Воспитатель следит, чтобы их движения были направлены сверху вниз. Дети могут сопровождать действия тихим проговариванием слов сверху вниз.

Занятие 4. Звук [у] и буква Уу

Цель. Учить детей анализировать звуковой ряд, состо­ящий из двух гласных звуков; знакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа (направления: сверху вниз и снизу вверх).

Оборудование. Набор картинок, сюжетная карти­на, панно букв; листы бумаги с нарисованными внизу цве­тами и бумажные пчелки (по количеству детей).

Предварительная работа. Дети рисуют цветы на индивидуальных листах (внизу листа).

Ход занятия

1. 1. Педагог рассказывает историю, выделяя голосом звук [у].

— Сегодня я расскажу вам про маленькую пчелку. Ее звали Уля. Однажды ранним утром Уля вылетела из доми­ка — улья. Она полетела на луг за дальний лес собирать мед. Уля весело напевала:

У-у-у, у-у-у-

Много меда соберу-у-у-у!

Возле пруда Уля увидела утку. Мама-утка учила пла­вать утят.

Уля полетела дальше. Смотрит, ползет по камушку ее знакомый уж. «Доброе утро, уж!» — «Доброе утро, Уля!» Пчелка полетела дальше, напевая:

У-у-у, у-у-у.

Для всех меду соберу!

2. — Какую песенку пела Уля? (У-у-у.) Песенка пчел­ки похожа на звук [у]. Вспомните слова со звуком [у] из истории про пчелку Улю (если дети не могут вспомнить, воспитатель задает наводящие вопросы).

— С какого звука начинаются названные слова? (Со звука [у].) Выделите этот звук в словах голосом.

3. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] гу­бы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом (голосовые связки вибрируют).

Характеристика звука.

— Как мы называем звуки, которые произносятся с го­лосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки.) Значит звук [у] — гласный.

II. 1. — Пролетая лес, Уля услышала, как кто-то кри­чит: «Ау1» Это девочка потерялась. Уля ей говорит:

у-у-у, у-у-у,

Иди за мной. Я выведу-у-у.

Вывела Уля девочку из дремучего леса и довела до са­мого дома. У девочки был маленький братик. Малыш пла­кал: «Уа-уаЬ Пчелка ему медку оставила. И полетела дальше.

Педагог предлагает детям вспомнить, как кричала по­терявшаяся девочка в лесу (ау) и плачущий малыш в кро­ватке (уа).

Сколько звуков в слове вы слышите? (Воспитатель напевно произносит а-а-а — у-у-у, затем у-у-у — а-а-а.) Ка­кой первый звук в слове? Какой второй звук? Какие это звуки? (Гласные.)

Работа со схемами — звуковыми бусами (обе бусин­ки — звуки красного цвета).

2. Воспитатель предлагает вспомнить и повторить пе­сенки Ули.

III. 1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает карточку с изображением буквы Уу. Буква заселяется в квартиру на панно букв по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 2.

— Буква Уу живет рядом с буквой Аа. Б нашем доми­ке они соседи.

2. Аналитико-синтетическая деятельность. (По анало­гии с занятием 3.)

IV. Упражнение «Пчелка на лугу» на развитие ориен­тации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз и снизу вверх.

Воспитатель раздает детям их листы с нарисованными цветами и бумажных пчелок.

— Наконец пчелка Уля прилетела на луг. (Дети распо­лагают пчелок вверху листа.) Летает пчелка, смотрит вниз. Как много красивых цветов. Стала пчелка на цветы садиться, нектар собирать. Сядет на один цветок, потом снова в воздух поднимется. И снова сядет. И снова подни­мется.

Где находится пчелка? (Вверху.) Где растут цветы? (Внизу.) Когда пчелка садится на цветок, как она летит? (Сверху вниз.) А когда поднимается с цветка? (Снизу вверх.) Покажите, как летает пчелка.

Дети выполняют указания воспитателя, передвигая пчелок по листу и сопровождая действия соответствующими словами: сверху вниз, снизу вверх и т. п.

Занятие 5. Звук [и] я буква Ии

Цель. Учить детей анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии; совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительных с окончанием -и; работать с лексическим значением слов.

Оборудование. Картинки, панно букв.

выделяя

Ход зан ятия

1. 1. Воспитатель рассказывает историю, (слегка протягивая) голосом звук [и].

— Я расскажу вам про двух друзей-товарищей. Мальчики И-и-и-горь и Ти-и-и-ма сидели на берегу реки-и-и. Они играли в камушки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и» — выводила она свои трели. Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Он тихо подошел к иве. На нижней ветке сидела желтая птичка — иволга и пела свою печальную песню.

2. Артикуляция звука.

— Как пела иволга? (И-и-и.) Песенка иволги похожа на звук [и]. При произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука. Звук [и] — гласный.

II. 1. — Какие слова со звуком [и] вы запомнили? (Возможны наводящие вопросы воспитателя.) Педагог особенно хвалит детей за слова, в которых звук [и] находится в начале слова в безударной позиции, в середине и конце слова.

2. Воспитатель предлагает детям объяснить значение слов (дать полный ответ).

Ива — это растение; иволга — это птица; изгородь — это забор; Игорь — это имя; свитер — это одежда.

3. — Игорь умел играть на дудочке. Он взял ее и сыграл такую песенку: аиу (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел повторить ее. Он понял, что песенка состояла из трех звуков^ (Педагог повторяет песенку, загибая пальцы.) Первый — [а], второй — [и], третий — [у]. Разобрав эту песенку, Игорь правильно ее исполнил.

Воспитатель предлагает детям разобрать следующие песенки (сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):

иау (и-и-и-а-а-а-у-у-у);

ауи (а-а-а-у-у-у-и-и-и);

уиа (у-у-у-и-и-и-а-а-а).

4. Образование множественного числа существительных с окончанием -и.

— Игорь ходит в детский сад и очень любит его. Потому что здесь его друзья, любимые воспитатели. А еще потому, что здесь всего много. Дома у него один стульчик, а здесь стульчики.

Далее педагог называет слова в единственном числе, а дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова.

Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.

III. 1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает карточку с изображением буквы Ии. Букву заселяют на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира № 4.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

IV. Игра «Скакалка». Цель. Тренировать большие пальцы рук.

— У Тимы есть сестра Ира. Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалки). Вот так.

Дети встают: ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты (с напряжением) и ими производятся круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, затем в другую. Игра сопровождается четверостишием.

Прыгать Ирочке не лень, Скачет Ира целый день. Да и ночью бы скакала, Но скакалочка устала.

Занятие 6. Звук [э] и буква Ээ

Цель. Учить детей на слух определять звук [э] в ряду гласных; знакомить с буквой Ээ; работать с обобщенным значением слов; упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий хвост и т. п.); развивать пространственную ориентировку; упражнять в использовании пространственных предлогов.

Оборудование. Набор демонстрационных картинок; рамка-экран.

Ход занятия

I. Игра «Сломанный телевизор» на определение ранее изученных гласных звуков [а], [у], [и] по форме губ (беззвучная артикуляция). Педагог держит у губ рамку, похожую на экран телевизора, и по очереди показывает беззвучную артикуляцию пройденных гласных в изолированном виде и в сочетаниях: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.

II. 1. Педагог предлагает отгадать загадку.

Ушей нет, а слышит,

Рта нет, а кричит,

Ума нет, а все языки знает. (Эхо.)

(Г.Виеру.)

— С какого звука начинается это слово? (Со звука [э].) С этим звуком мы сегодня будем знакомиться.

Артикуляция звука. Педагог просит детей произнести звук [э] и посмотреть, как его произносят товарищи. При произнесении звука [э] губы в улыбке, зубы видны и находятся на расстоянии 4—5 миллиметров, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята и слегка напряжена, голосовые связки вибрируют, воздух выходит плавно.

Характеристика звука. Звук [э] — гласный.

2. Дидактическая игра «Поймай песенку» (дети ловят звук [э] хлопками в ладоши).

Звуки: [а], [у], [и], [з], [и], [у], [э], [о], [э] и т. д,

III. 1. Педагог напоминает детям про удивительное свойство эха — повторять последний звук в словах.

— Однажды козленок и ягненок гуляли в лесу и повстречали эхо. Слышат его, а видеть — не видят. Козленок кричит: «Мэ-мэ-мэ-мэ». А эхо отвечает:.... (Дети: «Э-э-э-э».)

Ягненок кричит: «Бэ-бэ-бэ-бэ». А эхо отвечает:.... (Дети: «Э-э-э-э».)

— Как кричал козленок (ягненок)? Как отвечало эхо?

2. — Чьи это малыши: козленок и ягненок? {Это малыши козы и овцы.) Каким одним словом можно их назвать? (Это звери.) Каких еще зверей вы можете назвать?

3. Игра «Кто это? Чье это?». Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросенка, петуха. Спрашивает: «Кто это?» Дети дают полный ответ: «Это лиса». И т. д.

Затем воспитатель убирает картинки и показывает другие с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост». И т. д.

IV. 1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает букву Ээ и размещает ее на панно букв по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 5 (пятая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Игра «Прятки».

1. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки из предыдущих заданий в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под).

2. — Всех зверей и птиц мы нашли.

Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под.

Занятие 7. Звук [о] и буква Оо

Цель. Учить детей находить гласный звук [о] в потоке звуков; определять его позицию в словах (начало, середина, конец); знакомить с буквой Оо; упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они; работать над обобщенным значением слов; работать над выразительностью речи (тембр, темп).

Оборудование. Кукла с перевязанной щекой; панно букв.

Ход занятия

I. Игра «Телевизор с секретом». Воспитатель — диктор, а дети — зрители. Они смотрят на педагога и определяют, о ком или о чем тот говорит,

1) Ау — девочка потерялась в лесу.

2) Уа — малыш плачет.

3) У-у-у — гудит пароход (или воет волк).

4) А-а-а — укачивают малыша.

5) И-а — кричит ослик.

II. 1. Воспитатель показывает куклу с перевязанной щекой:

— Эту девочку зовут Оля. Как вы думаете, что случилось с девочкой? Правильно. У Оли заболели зубки. Оля стонет: о-о-о!

Вопросы: как зовут девочку? Как стонет Оля? С какого звука начинается имя девочки? Произнесите этот звук.

Артикуляция звука. При произнесении звука [о] губы вытягиваются в широкую трубочку, воздух выходит плавно, спокойно, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука. Звук [о] — гласный.

2. — У Оли много друзей. В именах всех ее друзей встречается звук [о]. Назовите имена друзей Оли.

Дети вспоминают имена со звуком [о]: Оля, Вова, Соня, Тоня, Жора, Коля, Боря и др.

3. — Оля вылечила зубки и вместе с друзьями пошла в любимый всеми парк. Они любили этот парк за то, что там росли деревья и цветы, в названиях которых слышался звук [о]. Как вы думаете, какие деревья и цветы там росли?

Предполагаемые ответы: тополь, сосны; розы, гладиолусы, пионы.

— В парке было много птиц, в названиях которых тоже встречался звук [о]. Назовите, какие это были птицы.

Предполагаемые ответы: голубь, сорока, ворон, дрозд, сойка, коршун.

Примечание. Если дети затрудняются, то педагог предлагает из пары названных им деревьев (цветов, птиц) выбрать то, в названии которого есть звук [о]. Например: дуб— тополь, ели — сосны; астра —роза, лилии — пионы, снегирь — голубь, дятел — ворон, синица — дрозд и т. д.

III. — Оля с друзьями любила играть. Поиграем в их игры,

1. — Вот, например, о ком или о чем можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры педагог дает образец: воспитательница — она, дети — они, стул — он, окно — оно.

Слова для работы: песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце.

2. Игра «Где прячется звук?».

Педагог называет слова, выделяя звук [о]. Дети определяют его позицию в слове (начало, середина, конец). Примерные слова: окна, ослик, очи; море, стол, домик; кино, пшено, пальто.

IV, 1. Знакомство с буквой.

Педагог сообщает детям, что звук [о] имеет свой знак — букву. Показывает букву Оо и размещает ее на панно букв по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 3 (третья клетка слева),

2. Аналитико-еинтетическая деятельность,

V. Двигательная речевая игра «Медведь и заяц» (проводится 2—3 раза).

Воспитатель. У медведя дом большой. Дети (низко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками большой дом.)

Воспитатель. А у зайки маленький. Дети (высоко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом.)

Воспитатель. Мишка наш пошел домой.

Дети (медленно, степенно, протяжно). Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движение медведя вперевалочку.)

Воспитатель. Да и заинька домой. 24

Дети (быстро, кратко). Ой! ОЙ1 Ой! Ой! (Имитируют движения прыгающего зайца.)

Занятие 8. Звук [ы] и буква ы

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ы]; учить детей делить слово на части — слоги; упражнять в образовании существительных множественного числа; знакомить с буквой ы.

Оборудование. Набор картинок, панно букв, фишки (палочки, пуговицы) по 4—5 штук на каждого ребенка, ножницы.

Ход занятия

I. Игровое упражнение на развитие фонематического слуха.

Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение.

Будем хлопать мы в ладоши,

Если звук услышим «о».

На другие звуки —

Опускаем низко руки

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Выделение звука [о] из ряда гласных звуков: [у], [а], [»], [о], ["], [о], [у], [о].

II. 1. — Сегодня мы в гостях у очень интересного звука. Он никогда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать. (Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом звук [ы].)

Звук-невидимка Спрятался в часы. А его братишка — Дедушке в усы.

Дети называют слова со звуком [ы].

2. Артикуляция звука. При произнесении звука [ы] губы приоткрыты, не напряжены, зубы приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, корень языка несколько поднят к нёбу, воздушная струя направлена на кончик языка и не встречает преград, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука. Звук [ы] — гласный.

III. 1. Воспитатель читает стихотворение:

Знаю я, и знаешь ты, Что нет слов, Начинающихся на звук «ы».

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте, ребята, поищем слова с этим звуком.

На наборном полотне картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки. Называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы].

Примерный картинный материал: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

2. Педагог просит определить место звука [ы] в словах (середина или конец),

3. Звуковой анализ слова сыр (с использованием схемы — звуковых бус): интонационное проговаривание слова и определение соответствующей схемы (нитка с тремя бусинками).

— Сколько звуков в слове? Какой звук первый (второй, третий)? Определи место звука [ы] в слове, раскрась соответствующую бусинку-знак красным цветом.

4. Образование существительных множественного числа.

— Звук [ы] — очень зажиточный звук (словарная работа: зажиточный — богатый). У его соседей только один сад, а у звука [ы] — сады. (Пример говорит воспитатель. Далее множественное число образуют дети.)

У соседей выросла груша, а у звука [ы] —... (груши).

У соседей — ягода, а у звука [ы] —... (ягоды).

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] —... (клумбы).

У соседей на клумбе цветок, а у звука [ы] —... (цветы).

На скотном дворе у звука [ы] не корова, а... (коровы); не курица, а... (курицы); не овца, а... (овцы); не коза, а... (козы).

И дома у звука [ы] не комната, а... (комнаты); не диван, а... (диваны) и т. д.

5. Деление слов на слоги.

— Звук [ы] — великий математик. Он очень любит все делить. Он может разделить апельсин, яблоко, арбуз и даже маленькую конфетку. Но больше всего на свете он любит делить слова. Каждое слово состоит из частей, и называются они слоги.

Сядет звук [ы] в кресло и начинает делить слова — хлопает, отбивая каждую часть слова в ладошки. Вот так! (Воспитатель показывает.) Причем, запомните, в слове всегда столько частей (слогов), сколько гласных звуков в нем слышится. Звук [ы] это знает, поэтому хорошо делит слова на слоги.

Педагог показывает картинки и (или) игрушки. Сначала вместе с воспитателем, а затем самостоятельно дети делят слова на части (слоги). При этом дети могут использовать следующие известные приемы: постукивать по столу или хлопать в ладошки; подносить руку к подбородку и фиксировать удары нижней челюсти. Дети выкладывают фишки по количеству слогов.

Слова для деления на слоги: ве-сы, мы-ши, лы-жи, ры-ба, кры-жов-ник, бу-тыл-ка, у-сы.

Педагог предлагает детям произнести слова лыжи, мыши и определить, какие гласные звуки слышны в этих словах. (Звук [ы].)

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Звук [ы] обозначается буквой ы. Эта буква всегда маленького роста. Живет она в нашем доме на шестом этаже в квартире № 4. (Демонстрация буквы и размещение ее на панно.)

Воспитатель предлагает выучить стихотворение об этой букве:

«Ы» — эта буквы с-ы-тая, Несет брюшко набитое.

(М. Шварц.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Упражнение «Посолим суп» (для развития щепоти).

— Пузатенькая буква ы любит покушать. Варит суп и солит его (упражнение). Варит картошку и солит ее (упражнение). Сделает салат и посолит его (упражнение). Что еще буква готовит и солит? (Дети перечисляют разные блюда. После каждого ответа все дети солят названное блюдо.)

Занятие 9. Слог

Цель. Знакомить детей со слогообразующей ролью гласных; дать представление о слоге; упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной на схемах слов.

Оборудование. Персонажи кукольного театра, счетные палочки, листы для письма.

Ход занятия

I. Рассказы детей о том, что они знают о секретах слов.

II. 1. Игра «Кукольный переполох».

Воспитатель, принимая на себя роль персонажей кукольного театра (утка, лиса, кукла Маша), стимулирует детей на включение в диалог с персонажами.

Куклы в большом замешательстве сообщают детям о том, что они не могут жить спокойно, так как в их словах-названиях исчезли гласные звуки: «Нас никто теперь не может назвать, потому что вместо слов слышится только кряхтенье, шипение: к — кл—, —тк—, л — с—о.

Воспитатель предлагает помочь куклам вспомнить какие-нибудь гласные и пропеть их. Можно подсказать, если дети их забыли (а, о, э, у, и, ы). Дети вставляют гласные в слова и произносят их целиком и по слогам нараспев следующим образом: ут-ка, кук-ла, ли-са.

2. Хоровое произнесение слов по слогам за воспитателем: ут-ка (две части, две гласные), ли-са (две части, две гласные).

Воспитатель делает вывод: гласные и согласные в слове дружат, гласные помогают произносить слово целиком (утка, лиса) и по частям (ут-ка, кук-ла). Такие части слова будем называть слогами.

III. 1. Игровые упражнения в делении двухсложных слов на части и определение количества слогов в слове.

Воспитатель рассказывает, как однажды дядя Федор решил учить кота Матроскина делить слова на части, на слоги.

— А как это на части? — спрашивает кот. — Я не знаю, как это делать.

— Послушай, — говорит дядя Федор, — как я буду произносить слово луна по слогам: лу-на, — и повторяй.

Дети повторяют за дядей Федором сначала хором и по группам, а потом индивидуально.

Педагог просит называть в словах первую часть, потом вторую, учит выделять в них гласные голосом, произнося их протяжно (зи-ма, ры-ба, ли-па и т. д.). Он обращает внимание детей, что в каждом слоге есть гласная.

2. Деление на слоги трехсложных слов можно проводить, как в предыдущем задании.

— Мы уже знаем, — говорит дядя Федор, — что слова бывают короткие и длинные. Это значит, что в словах может быть не два слога, а больше. Если ты, Матроскин, узнаешь, сколько слогов в слове собака, то получишь целую кружку парного молока.

— Я не хочу делить слово собака на части. Давай другое.

Дети помогают коту выбрать слово, в котором надо определить количество слогов (малина, молоко, береза).

Для определения количества слогов используются палочки или прием постукивания карандашом по столу.

Упражнения проводятся вместе с воспитателем.

— Повторяйте слово за мной и постукивайте, как я, карандашом по столу: бе-ре-за. Сколько раз вы ударили по столу карандашом, когда произносили слово береза по слогам? (Три раза, потому что в слове три части, три слога.)

Воспитатель помогает детям сделать обобщение: слова делятся на части, на слоги.

— Сколько слогов может быть в слове? (Два, три.) А есть ли слова, в которых только один слог?

Дети, используя палочки или прием постукивания, обнаруживают в словах гриб, лес, пол только один слог.

Педагог обращает внимание детей на то, что в каждом слоге есть гласный звук. Чтобы дети обратили внимание на него, следует подчеркнуто выделять этот гласный в слоге или вовсе опускать его при произнесении слога. В конце занятия воспитатель может спросить детей, кто из них догадался о секрете гласных звуков. В противном случае он его раскрывает сам: слово невозможно произнести без гласных («Вот они какие важные звуки!»), и в каждом слоге прячется гласный звук.

IV. Подготовка к письму. Проведение волнистых линий, обведение овальных и круглых предметов, нарисованных пунктирной линией.

Занятие 10. Ударение

Цель. Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить ело го-звуковой анализ простейших слов.

Оборудование. Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина.

Ход з анятия

I. Воспитатель зачитывает отрывок из пьесы Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», вспоминая с детьми пройденный м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: